Учебное занятие по теме "Глагол (обобщение)" в 4 кл. (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Класс: 4

Образовательная область: «Филология»

Предмет: русский язык

Учебно-методический комплекс: «Перспектива»

Тема учебного занятия, его номер в теме: «Глагол (обобщение)»; № 1

Цель: создать условия для закрепления усвоенных знаний о глаголе через тестирование, индивидуальную и парную работу с печатным пособием,  групповую работу с карточками

Планируемые результаты: умение дать характеристику глаголу как части речи; навык написания безударных личных окончаний глагола; умение создать текст на заданную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект УЗ84 КБ
Файл презентация к УЗ868.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Миндихужина Венера Валиехматовна

Квалификационная категория: высшая

Место работы:  МАОУ СОШ № 73

Класс: 4

Образовательная область: «Филология»

Предмет: русский язык

Учебно-методический комплекс: «Перспектива»

Тема учебного занятия, его номер в теме: «Глагол (обобщение)»; № 1

Цель: создать условия для закрепления усвоенных знаний о глаголе через тестирование, индивидуальную и парную работу с печатным пособием,  групповую работу с карточками

Задачи:

  1. обобщить представления обучающихся о способах определения спряжения глаголов;
  2. систематизировать представление о глаголе как части речи;
  3. проверить уровень усвоения теоретических знаний о глаголе и навык правописания личных окончаний глагола;
  4. развивать речь обучающихся посредством составления текста-повествования с элементами рассуждения и/или описания;
  5. развивать навык сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  6. развивать навык самооценки, способность к анализу своего эмоционального состояния и работоспособности.

Планируемые результаты: умение дать характеристику глаголу как части речи; навык написания безударных личных окончаний глагола; умение создать текст на заданную тему.

Тип учебного занятия: закрепление изученного материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Оборудование, ресурсы: компьютер, мультимедиа проектор, экран; карточки с заданиями для работы в группах; индивидуальные маркерные доски, индивидуальные сигнальные карточки, печатные пособия.


Ход учебного занятия

Этап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методический комментарий

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности обучающихся

  • Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок русского языка!

Проверка рабочего места. Подготовка к работе.

Создание условий для возникновения у обучающихся потребности включения в учебную деятельность.

Слайд 1

  • Запишите в тетрадях дату сегодняшнего занятия

Работа в тетрадях

Постановка цели и задач учебного занятия.

Игра «Самый внимательный»

Детям предлагается по памяти описать путь из дома в школу – то, что сегодня они наблюдали. При этом обязательно акцентируем внимание на важности соблюдения правил дорожного движения при переходе проезжей части.

Устное составление текста-повествования с элементами рассуждения и /или описания. Обсуждение и дополнение созданных текстов с опорой на схему безопасных подходов к школе № 73.

Слайд 2

Формируется умение определять тему и ставить основные задачи учебного занятия; умение создать текст на заданную тему; умение высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения в корректной форме.

  • Какие слова в ваших рассказах совпадали? Кто самый внимательный?

Ответы учащихся (Например: вышел, пришел, подхожу; вижу, заметил; посмотрел, подумал, перехожу, торопился; поднялся; поздоровался, образовался)

  • К какой части речи они относятся?
  • Это глаголы

Минутка чистописания

  • Переходим к «минутке чистописания»

Запись букв л, а, г, о в тетради

Слайд 3 (а)

  • Ребята, какое слово можно составить из этих букв (повторения допускаются)?
  • Получится слово «глагол».
  • Мы получили тот же ответ, что и в конце игры «Самый внимательный»

Слайд 3 (б)

  • Молодцы! Как вы уже поняли, именно с данной частью речи мы будем сегодня работать.

Актуализация знаний.

  • Вспомните, изучение какой большой темы завершили?
  • 1 и 2 спряжение глаголов

Слайд 4 (а)

  • Какими способами мы можем определить спряжение глагола? Сколько таких способов?

Три способа: по ударному личному окончанию; по суффиксу неопределенной формы; по традиции – для 11 глаголов-исключений

Формируется умение обобщать имеющиеся знания.

Слайд 4 (б)

Входной тест

  • Предлагаю выполнить тест № 1 для проверки ваших знаний по пройденной теме.

Индивидуальная работа.

Результаты записываются на маркерных досках

Слайды 5, 6

  • Сверьтесь с образцом.
  • Довольны результатом?
  • Если допустили ошибки, запомните, какие. Подумайте, что нужно сделать, чтобы их избежать (или закрепить свой успех).

Выполняют самопроверку.

Самооценка с помощью сигнальных карточек.

Высказывания по желанию

Слайды 7, 8

Мотивирование на улучшение / закрепление результатов и активации деятельности.

Динамическая пауза

Организация музыкального сопровождения (по выбору валеологов)

Проводят валеологи класса

Снятие усталости и напряжения.

Слайд 9

Организация применения и обобщения полученных ранее знаний

Организация работы в парах

Выполняют в парах упр. 123 из рабочей тетради (2 ч.)

Формируется навык правописания личных окончаний глагола.

Формируются коммуникативные навыки.

Слайд 10

Организация взаимопроверки с комментированием пропущенных букв и обязательным называнием орфограмм.

Взаимопроверка с комментированием.

Самооценка с помощью сигнальных карточек.

Организация групповой работы по карточкам (образование глаголов будущего времени от данных с помощью приставок).

Выполняют работу в группах по образованию глаголов будущего времени.

Слайд 11

Систематизация орфограмм, связанных с правописанием окончаний глаголов.

Подведение итогов групповой работы

  • Вспомните, как еще образуют глаголы будущего времени?

Проверка. Самооценка.

  • С помощью глагола «быть» (приводят примеры).

Слайд 12

Рефлексия

  • Итак, ребята, что вы уже знаете о глаголе как части речи?
  • Если возникали проблемы, то какие?

Высказывания детей

Формирование способности адекватно оценивать качество и уровень усвоения учебного материала, свою работоспособность.

Слайды 13,14

Итоговый тест

  • Вы помните свои результаты выполнения теста № 1? Довольны ли вы были ими?
  • Предлагаю завершить сегодня работу с глаголом итоговым тестом № 2. Желаю всем отличных результатов!

Ответы детей.

Индивидуальная работа.

Результаты записываются на маркерных досках

  • Как изменился результат? Улучшился?
  • Довольны ли вы своими достижениями сегодня? Почему?

Самопроверка.

Обратная связь с помощью сигнальных карточек.

Ответы детей.

Слайды 15,16

Обучаются контролю в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения ошибок; умению давать самооценку, анализировать свое эмоциональное состояние.

Домашнее задание

  • Запишем задание для самостоятельного выполнения дома.

Запись домашнего задания в дневники, беглое ознакомление с материалом данного задания.

Индивидуальная консультация с учителем (при необходимости).

Слайд 17

Создание возможности планирования совместно с учителем своих действий для последующего самостоятельного выполнения поставленной задачи.

  • Ребятки, все вы сегодня очень старались выполнять задания правильно и быстро! Спасибо за урок!

Слайд 18

Внесение элемента расслабления и непринужденности.


Литература

  1. Уроки русского языка. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.
  2. Русский язык. 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.
  3. Русский язык. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.
  4. Русский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы: тестовые тренировочные задания; 1-4 классы / Т.В. Губернская. – М.: Эксмо, 2012.
  5. Русский язык: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс / О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Рисунки и фотографии найдены с помощью Интернет-ресурсов:

  • wosev.tisbi.org
  • eremra.ru
  • yandex.ru  и др.


Подписи к слайдам:

15 апреляКлассная работа
Игра«Самый внимательный» 15 апреляКлассная работа
л а г о
г л а г о л
Три способа: по ударному личному окончанию (звучат, несут); по суффиксу неопределенной формы (солить – солят, сеять – сеют); по традиции – для 11 глаголов-исключений и их приставочных образований.
I и II спряжение глаголов А 1. Найди глагол первого спряжения.ВидетьСлышатьЗабытьТерпетьЗапиши ответ так: А 1 – …
ТЕСТ № 1 А 2. Укажи строку, в которой все глаголы употреблены в форме 2 лица, мн. числа, наст. времени.
журчали, пишет, поиграли прошёл, пролетают, покупают поёте, мечтаете, стираете
Запиши ответ так: А 2 – …
ТЕСТ № 1 А 1 – № 3
Забыть
ТЕСТ № 1 А 2 – № 3
поёте, мечтаете, стираете
ТЕСТ № 1 Динамическая пауза Образец:качает (качать, I спр.)
Работа в парахупр. 123 От данных глаголов с помощью приставок образуйте глаголы будущего времени. Выделите окончания.2 л. ед.ч.3 л. мн.ч.пою – ……бегу – ……пишу – ……
Работа в группах 2 л. ед.ч.3 л. мн.ч.пою – споёшьспоютбегу – побежишьпобегутпишу – напишешьнапишут
Проверь себя! А 3. Найди глагол второго спряжения.любитьстелитьзамерзатьмерзнутьЗапиши ответ так: А 3 – …
ТЕСТ № 2 Запиши ответ так: А 4 – …
А 4. Укажи строку, в которой все глаголы употреблены в форме 2 лица, ед. числа, наст. времени.
пишешь, смотришь, учатся играешь, прыгаешь, идешь упустишь, поймают, решат
ТЕСТ № 2 А 3 – № 1
Любить
ТЕСТ № 2 А 4 – № 2
играешь, прыгаешь, идешь
ТЕСТ № 2 Домашнее заданиеРТ: упр. 127 Учитель начальных классов: Миндихужина Венера ВалиехматовнаКвалификационная категория: высшаяМесто работы: МАОУ СОШ № 73Класс: 4Образовательная область: «Филология»Предмет: русский языкУчебно-методический комплекс: «Перспектива»Тема учебного занятия, его номер в теме: «Глагол (обобщение)»; № 1 Цель: создать условия для закрепления усвоенных знаний о глаголе через тестирование, индивидуальную и парную работу с печатным пособием, групповую работу с карточками Задачи:обобщить представления обучающихся о способах определения спряжения глаголов;систематизировать представление о глаголе как части речи;проверить уровень усвоения теоретических знаний о глаголе и навык правописания личных окончаний глагола;развивать речь обучающихся посредством составления текста-повествования с элементами рассуждения и/или описания;развивать навык сотрудничества с учителем и одноклассниками;развивать навык самооценки, способность к анализу своего эмоционального состояния и работоспособности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

Разработка внеурочного занятия по информатике "Обобщение по разделу "Предметы" для 2 класса

Разработка обобщающего занятия по разделу информатики "Предметы" (2 класс, автор учебника Горячев А.В.). Занятие проходит в виде увлекательно виртуального поиска клада. Используются ребусы, загадки, л...

Конспект открытого занятия. Логопедическая тема: обобщение знаний о предложении, слове, слоге, звуке и букве.

Логопедическое занятие составлено с использованием технологической карты и включает задания с элементами теории развития критического мышления. Ученики оценивают себя самостоятельно, заполняя карту уч...

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР. Тема учебного занятия: Имя существительное.

Конспект учебного занятия для 2 класса ("Школа России") Тема: Имя существительное....