Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Елизарова Наталья Викторовна

урок введения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_pristavka.docx606.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

Учитель начальных классов: Елизарова Наталья Викторовна,  МБОУ СОШ № 7 г. Кольчугино Владимирской области

Тема: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Тип урока: урок введения новых знаний

Пояснительная записка

         Предлагаемый урок по русскому языку «Что такое приставка. Как найти в слове приставку?» является уроком введения новых знаний, так как далее следует изучение правописания приставок. Урок проводился в 3 классе по учебному плану УМК «Школа России» по учебнику Канакиной В. П., Горецкого В. Г.  На тему «Состав слова» отводится 16 часов.  Данный урок – 6 по теме.

          На уроке была использована электронная презентация. Использование на уроках мультимедийных презентаций повышает усвоение учебного материала, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.    

         Данный урок проводился в классе средних возможностей, где была использована парная и групповая формы работы, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.

        Своей цели урок достиг, обогатился словарный запас детей, которые показали свои знания о приставке – значимой части слова.    74% детей правильно опознают приставку  в слове, 91% - запомнили правильное написание приставки.

Актуальность темы:  знакомство с новой значимой частью слова, её ролью в русском языке

Цель:  познакомить  с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова.
  2. Учить находить приставку среди других частей слова.
  3. Образовывать новые слова с помощью приставки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению родного языка.
  2. Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.

Развивающие:

  1. Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;
  2.  Научатся находить приставку среди других частей слова;
  3. Образовывать новые слова с помощью приставки;

Метапредметные :

Познавательные: 

  1. Учащиеся  получат возможность учиться добывать информацию;
  2. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
  3. Строить логическое рассуждение, включающие причинно - следственные связи;

 Коммуникативные: 

  1. Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
  2.  Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  3.  Аргументировать свою позицию;
  4. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

 Регулятивные:

  1.  Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;  
  2. Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  3.  Составлять простейший план действий;
  4.  Осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные: Учащиеся  получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Оборудование: оформление доски;  карточки для групповой работы;   компьютер; проектор  

План урока

п/п

Структурные элементы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Времен-ная реализа-ция

Универсальные учебные действия

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Восприятие слов учителя

1 минута

Личностные:

Формирование внутренней позиции школьника , правила поведения на уроке

Коммуника-тивные:  развитие умения договариваться  правилах  поведения и сотрудничества

2

Актуализация знаний

Мотивация учащихся

Блиц - опрос

2 минуты

Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за полученными знаниями

4

Чистописа-ние

Чистописание: показ элементов

 Массаж рук, запись сочетаний букв

3 минуты

Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за правильным написанием сочетаний букв

 5

Орфографическая минутка

 

Разъяснение непонятных сочетаний

Зрительный диктант

4 минуты

Познавательные: развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между картинкой и словосочетанием

6

Самоопределение к деятель-ности

 

 Помощь в определении темы и целей урока    

Восприятие проблемы

3минуты

Познавательные:

развитие  умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию

Регулятивные: постановка учебной задачи совместно с учителем

Коммуникатив-ные: развитие умения слушать собеседников

7

 Работа по теме

 

 Игра «Замени одним словом»  

Работа в парах

2 минуты

Коммуникатив-ные:   развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Анализ правила  

Фронтальная

2 минуты

Познавательные: развитие умения строить логические рассуждения

Физкультмину-тка  

Выполнение физ. упражнений

2 минуты

Регулятивные: контроль за правильным выполнением упражнений

Упражнение в образовании новых слов  

Работа в группах

3 минуты

Коммуникатив-ные: учет разных мнений и стремление  к пониманию речи собеседников

Регулятивные:

высказывание собственных мыслей

Задание «Вы – редакторы»  

Задание по выбору (интегрирован-ное)

4 минуты

Регулятивные: развитие умения осуществлять выбор задания, оценивая свои способности

Упражнение в нахождении приставок

Игра с мячом

2 минуты

Познавательные: развитие умения строить логическое рассуждение

Коммуникатив-ные: развитие умения аргументировать свое мнение

8

Закрепление изученного материала

Объяснение задания для самостоятельной работы

Самостоятельная индивидуальная работа

5 минут

Личностные: развитие интереса к способам решения задачи

9

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Запись в дневниках

2 минуты

Регулятивные: контроль за правильной записью в дневнике домашнего задания

10

Подведение итогов урока

Проверка знаний учащихся

Выполнение заданий теста – индивидуальная работа

3 минуты

Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за  результатом своей деятельности

7

Рефлексия

Организация высказываний детей  

Выбор высказываний для определения своего состояния

2 минуты

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные: контроль и оценка своего результата

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места. Приветствие.

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас немало дел.

Поудобнее устройтесь,

Чтобы каждый проявить себя умел.

 

  1. Актуализация знаний. (слайд 3)

Мозговой штурм. Блиц – опрос[1]

  • Слово состоит из предложений? – Нет
  • Корень – это главная часть слова? - Да
  • Может ли слово быть без корня? – Нет
  • У родственных слов одинаковый корень? – Да
  • Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
  • Окончание служит для образования новых слов? – Нет
  • Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да    
  • Назовите, все изученные части слова.

 

  1.  Чистописание.

Массаж рук.

Похлопайте в ладоши.

Постучите в кулачки.

Помассируйте каждый пальчик.

Покатайте карандаш между ладонями.

- Запишите сочетание букв: о от до под по

        - Что можно сказать об этих сочетания букв? К какой части речи можем отнести?  

  1. Орфографическая минутка (слайд 4)

- Какие словосочетания зашифрованы на картинках? Запишите их, объясняя написание орфограмм.

   

Писал в тетради, бежала по дороге, летят в небе, купила в магазине.

- Найдите в словосочетаниях глаголы, выделите в них корень.

5. Самоопределение к деятельности

         - Измените глаголы в словосочетаниях, добавив к ним сочетания букв, которые мы записывали ранее.   Запишите их. Как изменилось значение слов? Можем ли мы поменять эту часть слова? Выделите часть слова значком                

(слайд 5)

- Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню?

- Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)

- Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове)

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, дружок, сейчас

Начнём наш разговор.

Все достоинства обсудим

И похвалим от души,

Как использовать их будем,

Сам скорее расскажи!

6. Работа по теме.

  • Игра «Замени одним словом» (работа в парах)- (слайд 6)
  1. Прикрепить гвоздём дощечку- … (прибить)
  2. Перестать говорить - … (замолчать)
  3. Отделить ножом кусок хлеба - … (отрезать)
  4. Удержать что – то в памяти - … (запомнить)

- Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове?

- Сделайте вывод: что такое приставка? Где её место в слове? Как найти приставку?

  • Работа по учебнику (с. 84)

- Проверьте правильность своих предположений по учебнику. Прочитайте правило на с. 84.

- Какую тайну приставок мы узнали? (находится в слове перед корнем, образует новые слова) (слайд 7)

 

                                         Физкультминутка  (слайд 8)

 

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершить.

  • Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок «Кто больше» (работа в группах) - (слайд 9)

- Используя приставки из упражнения 154, с. 85, образуйте новые слова.

     летит                                 ходит                             бежит        

- Придумайте предложение с одним из образованных слов.

  • Игра «Вы – редакторы» ( интегрированной задание)- (слайд 10)

1 группа

-  Среди предложенных вам слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой? Как это проверить?

(по)гоня, (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец

2 группа

- Выберите  слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили    правильно.

Поём, пошёл, поел, порог, пошил, погода

- Сделайте вывод: как найти в слове приставку?

  • Упражнение в нахождении приставок (игра с мячом)- (слайд 11)

- Поймайте мяч и назовите  приставку в корне:

Безоблачный, выписать, побелить, приезд, переход, прибить, проветрить, замёрз, нагрузка, сгореть, задуть, доплыть, просмотреть, надписал, отцепил, расцвёл.

 

  • Закрепление изученного материала (самостоятельная работа)

          С. 85, упр. 155

- Найдите  в стихотворении глаголы. Выпишите их и выделите в них приставки.

7. Домашнее задание.

 С. 84 – 86, выучить правила, с. 86, упр. 156

8. Подведение итогов урока. (тестирование) (слайд 12 - 14)

На столе у каждого листочки с заданием.

- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.

  1. Приставка – это:

а) главная часть слова  

б) значимая часть слова  

2. Приставка стоит:

а) перед корнем  

б) после корня

 

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении  

б) для образования новых слов

 

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова  

б) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова

6. В каком слове есть приставка:

а) записка

б) замок

9. Рефлексия. (слайд 15)

(на доске плакат со словами, дети  подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

                 Используемая литература:

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2013.
  2. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
  3. Канакина В. Г., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов  и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Русский язык. Разноуровневые задания. 3 класс/ Сост. Н. С. Ульянова – М.:ВАКО, 2013.
  5. Тикунова Л. И., Корепанова М. Н. Русский язык. 3 класс: Теория в таблицах: Практика в заданиях и упражнениях/ Дидактические материалы – М.: Росткнига, 2008.
  6.  Узорова О. В., Нефедова Е. А. Полный курс русского языка. 3 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-chto-takoe-pristavka-kak-nayti

 

 

 

 


[1]  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-chto-takoe-pristavka-kak-nayti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"...

урок русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"

Урок русского языка в 3-м классе "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?". УМК "Школа России"...

"Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"

Технологическая карта и презентация к уроку....

Конспект открытого урока по теме "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"

Цели урока:введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;формирование...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Данный материал представляет технологическую карту урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России". это урок открытия новых знаний....