Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Спряжение глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Личковаха Светлана Владимировна

Урок проводится в форме путешествия, что интересно для младших школьников. В начале урока, дети сами определяют тему и цель урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_spryazhenie_glagolov.doc692.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

ТЕМА: СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.

Автор: Личковаха Светлана Владимировна учитель начальных классов МКОУ Козловская СОШ Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Цели урока:
Образовательная:

Закрепить умение определять спряжение глаголов; научить определять спряжение у глаголов с безударным личным окончанием;

Развивающая:

Развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по

формированию речевой деятельности учащихся;

Воспитательная:

Прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство

сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка.

Оборудование:

Рисунок лесной полянки с деревом и дятлом; карточки со словами: БЛЕСТЕТЬ, СВЕРКАТЬ, СИЯТЬ; рисунок дворца глаголов; индивидуальные  карточки.

Технические средства: компьютер; проектор; диск с мультфильмом; спокойная музыка.

Предварительная подготовка: дать задание ученикам найти в поэтических строках формы  глагола блестеть, сиять, сверкать и определить спряжение этих глаголов.

Ход урока:

  1.Постановка задач урока.

-Улыбнёмся друг другу. Сядьте удобно. Закройте глаза. Положите головы на парты. Повторяйте за мной:

-Я в школе на уроке, сейчас начну учиться, я радуюсь этому, внимание моё растёт, я как разведчик, всё замечу, память моя крепка, голова мыслит ясно, я хочу учиться, я очень хочу учиться, я готов к работе, я работаю!

- Нас пригласили в страну «Глаголию»  посетить сказочный дворец Времён глаголов. Невидимые жители «Глаголии» приготовили нам сюрпризы-задачки. Думаю, что мы сможем разгадать эти задачи, так как хорошо знакомы с этой необыкновенной частью речи, назначение которой «выражать само действие».

2. Грамматико-орфографическая зарядка. Минутка

чистописания.

- А вот и наши кораблики-облака, на которых мы полетим в сказочную страну Глаголию. Но что это за необычные сочетания букв на облачках? Видимо, это первая весточка из страны Глаголии.

ть                           ешь             ет                   ут

           

            Чь                         ёшь              ёт                 ют

                 ти                        ишь             ит                  ат      ят

         -Сочетание букв (кроме - чь)- окончания глаголов.

-Подготовим наши пальчики к работе.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать .(сжимают и разжимают пальцы).

А потом они в тетради

Будут буковки писать. (руки вверх, потряхивание кистями рук).

Запись в тетрадь росписи «глагольных» облачков.             

- По каким признакам мы различаем глаголы среди других частей речи?

- А что вы знаете о глаголе как части речи?                                  

- Какова роль глаголов в нашей речи?                                              

3. На лексической полянке. «Зарядка для ума».  Выборочный диктант. Лексико-грамматический и орфографический анализ глаголов.

- Мы справились с загадкой облачков, и они быстро перенесли нас на лексическую полянку весеннего сказочного леса страны «Глаголии». Здесь  непременно присутствуют наши друзья-глаголы.

Узнайте  их:  я буду читать предложения, а вы найдите в них глаголы и запишите в тетрадь.

Посмотришь,  а кругом  трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая ягодка земляники. А сколько звуков услышишь в лесу! В глухой еловой чаще тихо попискивает рябчик. Без умолку трещат кузнечики. Жужжат шмели и пчёлы.

-Определите спряжение глаголов, лицо, время.

- На какие правила встретились орфограммы в глаголах?

(Безударная гласная в корне, приставке, суффиксе, окончании; гласная после шипящих; мягкий знак после шипящих; удвоенная согласная).

   4. Гимнастика для глаз.(звучит запись спокойной музыки.)

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко.. ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена и расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…                                                

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.                                                                    

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза рабочая пришла пора!                                  

5. Ознакомление с семантикой глаголов света. Лексико-орфографический и грамматический разбор глаголов.

-Что это? Наша полянка осветилась ярким солнечным светом. А вот и разгадка! Посмотрите, на полянку один за другим «выбегают» глаголы: блестеть, сиять, сверкать. Глаголы встали в ряд и взялись за руки. Кто самый смекалистый?! Догадайтесь, почему глаголы встали в один ряд и взялись за руки? (Они близки по смыслу).

-А почему первым «выбежал» на полянку  глагол  блестеть,  потом-сиять, затем - сверкать? (Глаголы различаются степенью усиления действия излучения света).

- Подумайте, какие ещё глаголы имеют значение «сильно, ярко светиться?» (блистать).

-На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делать?).

-Можно ли определить время и число? (нет).

-Какие это глаголы? (в неопределённой форме).

5.Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома я вам задавала найти в поэтических строках формы глагола блестеть, сиять, сверкать и определить спряжение этих  глаголов.

6. В мастерской Дятла. Лексико-словообразовательные упражнения. (Приложение 1)

-Глаголы пригласили нас в мастерскую мастера своего дела Дятла. Он куёт одежду для глаголов, но у Дятла очередь! Кого же он пригласит к себе?! Посмотрите, он выбрал нашего старого знакомого- глагол сверкать. Понравился ему этот глагол, вот и захотел Дятел с ним поиграть, а нам своё мастерство показать. Будьте внимательны, следите за     забавами Дятла и записывайте, в какой форме является нам глагол сверкать после каждой игры.                                                

-Дятел ударил по окончанию и заменил его окончанием 3-го лица множественного числа настоящего времени, получился глагол…

(сверкают).

-Добавил мастер к глаголу приставку за-, получилось слово…

(засверкают).

-А теперь мастер-волшебник заменил окончание –ют окончанием –и, а между суффиксом и окончанием вставил ещё суффикс –л-, получился глагол…(засверкали).                                                          

-Дятел убрал приставку, а окончание заменил таким, какое бывает у глаголов женского рода в прошедшем времени, получилось слово…(сверкала).

-Мастер-умелец заменил в глаголе суффикс –а- суффиксом –ну-,

Получился глагол…(сверкнула).

-Прочитайте глаголы, которые вы записали. (сверкают, засверкают, засверкали, сверкала, сверкнула).

-В чём вы видите различие в значение глаголов? (приставка за- придаёт глаголам значение начала действия, суффикс –ну- указывает на мгновенность действия).

7.Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,                                                          

Отдохнули мы слегка.  

                                                                       

8.У дворца и во дворце Времён глаголов. (Приложение 2)

-Из мастерской Дятла мы отправляемся к дворцу Времён Глаголов. Смотрите, перед нами три зала, в каждом из них живут Времена глаголов: настоящее, прошедшее, будущее.

На какие вопросы отвечают эти глаголы?

1)Лексико-стилистические упражнения. Работа в парах.

Ребята, сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма,

 смотрите внимательно, и записываете глаголы, работаете в парах. ( Летают бабочки, птички, …)

Дети   записывают  глаголы, определяют время, спряжение, лицо, число  глаголов.

2)Работа с учебником. Выполняется Упр.442.                                                                                                            

3) Индивидуальная работа по  карточкам.

Уровень 1.

Спишите. Определите спряжение, лицо и число глаголов.

Разгрызёт, ведёте, отстаёт, позовёте, затрещите, зашуршат, кричите, лежим, цветёшь.

Уровень 2.

Спишите. Определите спряжение глаголов. Напишите отгадки.

Летит-молчит, лежит-молчит, когда умрёт, тогда заревёт.

Мы день идём, мы ночь идём, но никуда мы не уйдём.

Её всегда в лесу найдёшь- стоит колючая, как ёж.

Уровень 3.

В каждое предложение напишите подходящие по смыслу глаголы-синонимы настоящего или будущего времени. Выделите окончания глаголов и определите их спряжение.

Весна … робкими шагами. Сквозь густые заросли малины … медведь .Во дворе …дети. На берёзах … грачи. Ранней весной сильно … воды.

                                                                           

9.Итог урока. Рефлексия.

-Чем заинтересовал вас урок?

          - Какое открытие сделали на уроке? Продолжите высказывание:

         - Я сегодня на уроке узнал…

         - С каким настроением вы уходите с урока?

Выставление оценок.

10 .Домашнее задание. Упр.445, стр.192.

                                                                                                           

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: «Окончания глаголов I и II спряжения»

Представлена разработка урока урока по русскому языку в 3 классе....

Конспект урока русский язык 4 класс ПНШ Тема: «Спряжение глагола»

Конспект урока русский язык 4 класс ПНШТема: «Спряжение глагола»...

Тренажер по русскому языку 4 класс по теме: Спряжение глаголов.

Тренажер  по русскому языку 4 класс по теме: Спряжение глаголов....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Изменение глаголов по временам"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам»Цели деятельности учителя: закрепление знаний о глаголе, как части речи; формирование умений различать глаголы по врем...

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "I и II спряжение глаголов настоящего времени" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов и настоящего времени их окончаниями.Планируемые результатыПредметные:-знать и называть изу...