Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: « Корень слова. Однокоренные слова».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кузнецова Ирина Геннадьевна

В данной папке помещён материал к уроку:

- конспект урока

- презентация

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.77 КБ
Файл odnokorennye_slova.pptx918.58 КБ
Файл rabota_v_gruppakh.docx12.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная  школа XXI века»

Тема урока: « Корень слова. Однокоренные слова».

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования ключевых компетентностей обучаемых: формирование умения распознавать и подбирать однокоренные слова, выделять корень.

Задачи: 

образовательная: научить выделять корень слова,  закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по смыслу), развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, продолжить работу над формированием языковой грамотности, активизировать поисковую деятельность;

развивающая: развивать коммуникативные компетенции учащихся; навык диалоговый форм общения внутри микрогрупп;

воспитательная: воспитание личностных компетенций.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

УУД

1. Организационный  момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно!

Приветствуем всех, кто время нашёл.

И сегодня на урок к нам пришёл!

     Посмотрите друг  другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте  частичку  своего  хорошего  настроения другому.

2. Мотивация. Посмотрите на доску. Что вы видите?  

нас     всё   У   сегодня    получится!

Постарайтесь собрать предложение.

Девизом урока  предлагаю – пословицу. Прочитайте. Как вы её понимаете?

«Знания  собираются по  капле!»

Слова.

У нас сегодня всё получится!

 (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу)

3. Чистописание.

4. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать тайны русского языка. Вы попробуете сами сформулировать тему урока.

Но сначала мы поработаем со словами.

Классификация слов по различным признакам.

(работа в группах)

Инструктаж. Предлагаю вам девизом этой работы взять слова из басни Крылова «Лебедь, щука и рак».

Чего мы должны придерживаться, работая в парах?

На доске и на листочках даны слова:

пень, соль, пенёк, коньки, опёнок, домик

Распределите эти слова в группы

(Проверка – документ – камера)

Вот по каким разным признакам мы распределили эти слова.

По какому признаку распределили слова все команды?

Так о чём же мы сегодня продолжим узнавать на уроку?

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт – и выйдет из него не дело только мука.

Планировать работу, уметь договариваться.

пень, пенёк, опёнок

соль, коньки, домик

(родственные)

пень, соль, коньки

пенёк, опёнок, домик

( с ь знаком)

пень, соль

пенёк, домик,

опёнок, коньки

кол-во букв)

пень, соль

пе-нёк, до-мик, конь-ки

о-пё-нок

(кол-во слогов)

родственные слова

о корне

о родственных словах

5. Постановка цели и проблемные вопросы.

- А как вы думаете можно ли по- другому можно назвать родственные слова?

- Что ещё поучимся делать на уроке?

-

- вспомним, что такое корень,

- повторим 2 признака родственных слов

- научимся подбирать родственные слова.

6. Повторение двух признаков родственных слов.

( отрывок из презентации о воде)

- Какого же чужака приметила мудрая вода?

А почему это не родственник другим словам?

Какие же признаки у родственных слов?

Так если у родственных слов есть общая часть – корень, тогда как ещё можно назвать родственные слова?

водитель

Не имеет общего значения с остальными словами.

Общая часть корень

общее значение

ОДНОКОРЕННЫЕ

7. Закрепление

Выполнение задания № 2 в учебнике.

желток, железо, жёлтый

честный, чеснок, чесночный

лес, лестница, лесник

гусеница, гусь, гусёнок

морской, мороз, моряк

тепло, теплица, жаркий

шиповник, шипеть, шипы

гора,

Проверочное   задание-тест.

- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть  номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)

     Так же как и у кустов,

      Корень есть у разных слов.

     Будь внимателен к словам

     И проверь-ка ты все сам:

     Все ли слова родные – однокоренные?

     Белка, беленький, белить,

    Водяной, вода, водить,

    Лист, лиса, лисенок,

    Горный, горка, городок,

    Пес, песочный, песок,

    Моряки, морской, моржи,

    Корень, корневой, коржи.

    Все проверили слова? Отвечайте тогда!

Проверка у соседа

-Давайте проверим , какие же слова оказались лишними.

1) 1,  2,  3.

2) 1,  2,  3.

3) 1,  2,  3.

4)  1,  2,  3.

5)  1,  2,  3.

6) 1, 2, 3.

7) 1, 2, 3 .

8. Открытие новых знаний.

Мы сегодня много раз говорили о корне. Как же найти в слове корень?

БЕРЁЗОВЫЙ

А что об этом говорит наш учебник?

ПРАВИЛО с. 92

Корень слова – главная часть

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства

Однокоренные подбери слова.

Закрепление: по рядам в парах

ГРИБНИКИ          РЫБАЛКА       МОРОЗНЫЙ

ответы детей

берёза, подберёзовик, березняк, берёзонька.

(подбираем однокоренные, общая часть и является корнем)

Рефлексивно – оценочный этап.

- Смогли вы ответить на вопрос поставленный в начале урока?

Научились находить корень в словах?

Добавили ещё себе капельку знаний?

Домашнее задание:

правило с.92 упр. 1 с. 91


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

подводник водица водоросли водопад водитель водомерка водолаз водичка водяной 1 признак : имеют общую часть, корень – вод ; 2 признак: все слова близкие по значению.

Слайд 2

Родственные слова иначе называются однокоренными.



Предварительный просмотр:

пень,     соль,    пенёк  солить,    опёнок,    рассол  

пень,     соль,    пенёк  солить,    опёнок,    рассол  

пень,     соль,    пенёк  солить,    опёнок,    рассол  

пень,     соль,    пенёк  солить,    опёнок,    рассол  

пень,     соль,    пенёк  солить,    опёнок,    рассол  

пень,     соль,    пенёк  солить,    опёнок,    рассол  

пень,     соль,    пенёк  солить,    опёнок,    рассол  

пень,     соль,    пенёк  солить,    опёнок,    рассол  

пень,     соль,    пенёк  солить,    опёнок,    рассол  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Начальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных

Урок русского языка3 классНачальная школа ХХI века  Тема: «Склонение имен существительных...

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова».

Эта разработка урока и презентация к уроку способствуют организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне  слова и однокоренных словах....

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...