Конспект урока по русскому языку " Живое" письмо ветерану.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Боброва Наталья Петровна

урок посвященный празднику 9 мая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Текст. Редактирование текста.     « Живое» письмо ветерану.

Тип урока: практическая  работа.

Виды деятельности: писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Коллективная работа.

Планируемые результаты:

Предметные: Проводить исследование текста, его редактирование. Обобщать знания о слове. Овладевать нормами речи.

Метапредметные:

Регулятивные: - определять самостоятельно цель деятельности на уроке.

                           - учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

                           - учиться планировать учебную деятельность                 на уроке.

                          - работая по предложенному плану, использовать необходимые  средства(дополнительная литература, свой личный опыт).

Познавательные:

                            - добывать новые знания: находить необходимую информацию, в предложенных учителем словарях.

                          - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно                

                            выводы.

Коммуникативные:    - слушать и понимать речь других.

                                        - вступать в беседу на уроке и в жизни.

Личностные: - осознавать, что правильная и грамотная речь-показатель культуры человека.

                         - принимать нормы поведения в обществе, учиться правильно оценивать.

Цели урока:

  1. Познакомиться с письмом, как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности.
  2. Познакомиться с правилами и вежливыми формами переписки.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношение к людям пожилого возраста; чувства сострадания и доброты.  

Задачи:

  1. Ознакомить с основными частями письма, с правилами составления текста письма.
  2. Научить составлять письмо с учетом особенностей адресата.
  3. Написать письмо  ветеранам ВОВ.

Оборудование:

1.Интерактивная доска.

2. Электронная презентация.

3.Дополнительная литература( Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)

4.Карточки для групповой деятельности.

5.Шаблоны для разноуровневого домашнего задания.

6.Конверты.

Методические приемы:

1.Проблемная задача.

2.Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребенка.

3.Сочетания индивидуальной и групповой деятельности.

                                           Ход урока.

1.Оргмомент.( 1 мин.)

Настрой учащихся на активную работу на уроке.

- Лучики взяли, к сердцу прижали,

  Людям раздали и улыбнулись друг другу.

- Подарим друг другу радость от нашего совместного общения на сегодняшнем уроке.

( Дети приветствуют учителя, друг друга).

2. Постановка задачи.(2 мин.)

- Как вы понимаете,подарим радость общения? Ребята, вы любите общаться? С  кем? При помощи чего мы общаемся? (Речь.)Что  помогает нам общаться на расстоянии?( Звоним по телефону,пишем смс-сообщения, переписываемся на разных сайтах, шлем телеграммы).

- Итак,незаметно для себя,мы приступили с вами к общению.

- Как вы думаете,есть ли такие люди, которые ограничены в общении по телефону,не имеют навыков работы с интернетом?(Конечно да, это пожилые люди, инвалиды. А также люди,проживающие в отдаленных районах, где нет доступа к интернету и сотовой связи).

- А  вы знакомы с такими людьми?

- Я тоже знаю таких людей, это ВВОВ.

- А кто такой ВОВВ? (В этой войне наш народ совершил настоящий подвиг.Он разгромил немецких захватчиков и отстоял мир на земле.Много бойцов не вернулось с фронта живыми. В нашей стране, 9 мая , является государственным праздником. В этот день люди поздравляют участников войны. Возлагают венки к памятникам славы и воинской доблести. В Москве, на Красной площади,проходит парад победы.Еще живы те,кто воивал много лет назад, их называют ветеранами. Они уже очень старенькие,многие из них больны,инвалиды, им трудно даже ходить. С каждым годом ветеранов ВОВ становится все меньше и меньше).

- Как вы думаете,достойны эти люди нашего внимания и уважения к ним? А вы бы хотели доставить им минуты радости общения с вами?

3.Актуализация знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.(3 мин.)

- Я вам предлагаю на сегоднешнем уроке, в предверии наступающего праздника в нашей стране,поздравить ветерана ВОВ.  Он живет далеко от нас.Мы ему сейчас позвоним. Как вы думаете,ему будет приятно услышать наш звонок?

- С чего мы начнем наш разговор с ветераном? (Обязательно поздравим его с наступающим праздником).

Проблемная ситуация.

Ученик набирает номер телефона,но абонент оказывается недоступным.

- Как же поступить в такой ситуации? Не будем поздравлять ветерана?

4. Анализ условий решения задачи? ( 2мин.)

- У кого какие предложения? (Ребята приходят к выводу, что можно написать ему письмо и отправить по почте).

- Конечно же роднее и приятнее порадовать пожилого человека письмом.

- Как часто вам приходилось писать письма на бумаге и отправлять их по почте?_( В основном мы обмениваемся смс-сообщениями и звонками).

- Вы правы, но к сожелению коротким электронным сообщениям не хватает теплоты и душевности.Ведь когда читаешь письмо,словно разговариваешь с человеком. Оно роднее и надежнее.

-Сегодня на уроке мы будем исследовать один маленький,но важный предмет,благодаря которому происходит общение на расстоянии. Благодаря которому становится на душе теплее и радостнее.

- Правильно.Предмет, о котором пойдет речь на уроке- это письмо. Вы узнаете много интересного о письме.

- Сегодня у вас появится такая возможность – написать « живые» писама, написанные вашей рукой.

- Давайте подумаем, как нам распланировать свои действия,успеем ли мы с вами всему научиться на одном уроке? ( Сегодня учимся писать письмо, а на следующем уроке подписывать конверт).

5.Работа в группах по толковому словарю.( 2 мин.)

-Поработайте в группах самостоятельно.Но для этого вспомним « Правила работы в группах».

- Работать дружно,не ссориться,каждый имеет право на ответ.

- Работать тихо,не мешая другим группам.

-Уважительно слушать другие группы,не перебивая отвечающего.

-Давайте узнаем, что такое письмо, адрес и адресант.( каждая группа находит значение одного слова).

-Что вы заметили интересного в этой группе слов? ( Есть родственные слова.)

-Назовите общие грамматические признаки родственных слов. (им.сущ.,м.р,ед.ч)

- Молодцы.

6. Игра « Путешествие письма». .Работа с интерактивной доской ( 2 мин.)

-Соедините стрелками правильность прохождения пути письма до адресата.( Письмо опускают в почтовый ящик.Затем работники почты изымают письмо и сортируют по месту назначения.Дальше письмо может отправиться на машине,самолете,поезде,корабле, на любом виде транспорта. Прибыв в назначенное место,письма сортируют, и почтальоны разносят их по адресам).

7.Минутка чистописания.( 3 мин.)

- А чтобы письмо было приятно и понятно  читать, проведем минутку чистописания.

- Назовите согласные звуки в слове письмо.Дайте полную характеристику каждому звуку [П ],[с],[м].

Упражнение для разминки пальцев (Проводят сами дети).

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- Я: вот и вся моя семья.

- Пропишите только те буквы, которые по вашему мнению не очень хорошо получаются при письме. А у доски у нас сегодня поработает каллиграф…(учитель вызывает ученика).

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. ( 1 мин.)

- С каким настроением нужно писать письма?

- Покажите свое настроение на уроке.( дети показывают смайлики настроения).

Работа в группах.( 3 мин.)

- Какие вежливые слова нужно использовать в письме?

-Запишите сначала слова,которыми мы начнем письмо, а затем, которыми заканчим.(На слайде появляются слова)

Здравствуйте,дорогой,привет,уважаемый,родной,милый,любимый,добрый день.

До свидания,до  скорой встречи, целую, с уважением, с дружеским приветом, пока.

                                       Физминутка « Почтовый ящик». ( Проводят сами дети.)

На скамейку я встаю,                                   Поднимаются на носочки и тянутся

Еле ящик достаю.                                         за руками вверх.

Открываю ящик                                           « Открывают»,

Голубой,блестящий.

Посыпались из ящика                                 Приседают- встают с вытянутыми руками.

Письма настоящие.

- Теперь мы разобрались,какими словами начинают и заканчивают письма.

Обогащение словарного запаса.

- А что же это за непонятное слово на экране? ( На экране слово -  Эпистола).

- Я думаю самое время предоставить слово нашему помощнику-лингвисту.(подготовленный ученик).

Эпистола( гречес .-посылаю, отправляю)Письмо, послание.

- Ребята, запишите новое слово к себе в тетрадь.

- Подскажите, как поступить, если мы затрудняемся в написании нам незнакомых слов? (обратимся к орфографическому словарю).

-Прочитайте текст и  подумайте,  что это за текст.( на слайде).

                       Здравствуйте дорогой ветеран.

В своем письме хочу поблагодарить вас за то, что вы прогнали с нашей земли ненавистного врага. Спасибо вам за мир и свободу. От всей души хочу пожелать вам здоровья и долголетия.

   Я учусь во 2 классе средней школы № 30 и очень хочу пригласить вас на встречу с моими одноклассниками. Приходите, пожалуйста, и расскажите нам о том, как вы воевали, какие награды имеете. Так хочется знать о воинах великой войны и подружиться с вами. Очень ждем.

До встречи. С уважением Беляев Дима.

Дети приходят к выводу, что письмо- это текст.

- Вспомним структуру текста.( Начало,основная часть,концовка).

- Давайте более подробно остановимся на каждой  части письма.

Структура письма: (правила написания)

Во вступлении пишется…

Обращение,приветствие к адресату.

Основная часть (основные новости,факты,описываются события)

- интересующие нас вопросы;

- наше отношения к новостям;

-ответы на вопросы предыдущего письма;

-благодарность за внимание;

- приветы друзьям,знакомым,родственников;

Концовка:

-прощание;

- подпись;

- Перед вами лежат памятки,которые помогут написать правильно сочинение в форме письма.( у каждого на парте).

                                                   

                                    Памятка.

  1. Обращение.
  2. Сообщение.

Пишет Вам…

Хочу сказать Вам…

Спасибо Вам за…

Извините пожалуйста…

Мне хочется пожелать Вам…

  1. Прощание.

До свидания.

  1. Подпись.

8.Работа в группах.( 8 мин.)

-В каждой группе есть задание, с которым я уверенна вы справитесь. Составьте свое письмо,дополнив предложения.Если необходимо,расставьте предложения в правильном порядке.

Упражнение «Собери письмо».

Здравствуйте,уважаемый…

Пишу Вам впервые.

Меня зовут… . Я учусь … и….. .

Я очень благодарен Вам… . Спасибо Вам большое за… .

Если у вас будет возможность, я был(а) бы очень рад(а)… .

Желаю вам …. ! До свидания!

С уважением… !

Проверка выполнения задания(представитель каждой группы зачитывает получившийся текст).Коллективное обсуждение.

9.Итоговая рефлексия.(3 мин.) Прием «Лестница успеха».

- А теперь проголосуем: кому сегодня все было понятно и интересно,опыстите свой смайлик в почтовый ящик; кому было интересно,но не во всем еще разобрался как писать письмо-расположите свой смайлик  рядом с почтовым ящиком.

10.Домашнее задание.

- Как вы думаете,какое ждет вас домашнее задание? ( Написать письмо ветерану)

- Свою работу каждый из вас может оформить на открытке,сделать аппликацию,нарисовать рисунок.Это украсит ваше письмо и придаст индивидуальность.

-Завтра мы с вами подпишем конверты и отправим письмо по почте. И с нетерпение будем ждать ответа.

-Наш урок мне хотелось бы закончить строчками из стихотворения замечательного автора Луценко М.Е.

 Получит ветеран твое письмо

 И может вспомнит и свое,

 Которое писал с войны

 Домой любимым и родным.

 Смахнет слезу,помянет друга,

 Как им бывало раньше туго,

 Как до победы долго шли,

 Как верили в нее они.

-Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Развитие речи. 3 класс. Письмо ветерану.

Тема  урока:   Учимся  писать письма. Письмо ветерану.            Данная тема изучается в рамках уроков блока «Развития...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...