«Обобщение знаний об имени существительном» 4 класс.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) на тему

Ломайчикова Галина Сергеевна

Цели урока:

  1. Систематизировать полученные знания об имени существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли, подготовить учащихся к проверке знаний по теме «Имя существительное»; расширить знания учащихся о планетах Солнечной Системы.
  2. Развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в заданном темпе;
    развивать умение аргументировать свой ответ, приводить примеры к правилу; развивать познавательный интерес, расширять  кругозор учащихся.
  3. Воспитывать потребность в практическом использовании русского языка; любовь и уважение к достижениям отечественной науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.63 КБ
Office presentation icon kosmos_chast_1.ppt1.77 МБ
Файл kosmos_chast_2.pptx2.9 МБ
Файл kosmos_chast_3.pptx976.38 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnyy_list_1.doc59 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnyy_list_2.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обобщение знаний об имени существительном»

4 класс.

Цели урока:

  1. Систематизировать полученные знания об имени существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли, подготовить учащихся к проверке знаний по теме «Имя существительное»; расширить знания учащихся о планетах Солнечной Системы.
  2. Развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в заданном темпе;
    развивать умение аргументировать свой ответ, приводить примеры к правилу; развивать познавательный интерес, расширять  кругозор учащихся.
  3. Воспитывать потребность в практическом использовании русского языка; любовь и уважение к достижениям отечественной науки.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, этимологический и толковый словари, маршрутные листы.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза.

Я думаю, что сегодня урок принесет нам радость общения друг с другом.

II. Чистописание:

-  письмо загл. и строчной букв «А,а»

-  различных соединений: аа, ая, ас, га, ла, на,ая, 

- (Слайд 1) запись слова «астроном» (С этим словом дети работали дома со словарями)

III. Словарная – орфографическая работа:

  1. Работа со словом «астроном»

- Выделим орфограммы.

- Какой словарь взять, чтобы посмотреть из какого языка пришло слово в русский язык? (Слайд 1)

- Какова этимология слова «астроном»? (имеет греческое происхождение: звезда + закон)

Буква «а» в начале исконнорусских слов большая редкость. Почти каждое слово, где буква «а» в начале пришло к нам из других языков.

- Какой словарь расскажет о значении слова? (Слайд 1)

- Что означает слово астроном? (специалист по астрономии. Астрономия – наука о космических телах, о космосе)

2. Работа со словом «планетарий»

(Слайд 2)

- составьте слово

- запишем его

- выделим орфограммы

- объясните значение слова (учреждение, где при помощи специальных устройств показывают искусственное звездное небо)

- подберите родственное слово (планета)

- составьте словосочетания (экскурсия в планетарий, ходили в планетарий, Московский планетарий )

Вот так выглядит Московский планетарий – (Слайд 2)

3.Найдите «лишнее» по значению слово (Слайд 3)

- запись слова «солнце» в тетрадь

4.  Отгадайте загадку:  (Слайд 4)

Ехал Волох, рассыпал горох.

Стало светать, нечего собирать? (звездное небо, звезды)

- запишем отгадку в тетрадь

- выделим орфограммы

- может быть вы знаете как называется большое скопление звезд?

  1. Работа  с текстом (Слайд 5 - 1)

Найдите ответ в тексте:

- Как называется большое скопление звезд? (галактика) (Слайд 5 - 2)

Запись слова «галактика» в тетрадь с выделением орфограмм.

- Где расположены миллиарды звездных скоплений? (космос) (Слайд 5 - 3)

Запись слова «космос» в тетрадь с выделением орфограмм.

- Найдите в тексте синоним к слову «космос». (Вселенная) (Слайд 5 - 4)

Запись слова «Вселенная» в тетрадь с выделением орфограмм.

Во Вселенной существуют миллиарды галактик. Наша галактика та, к которой принадлежит Солнце. Она называется… (Слайд 6 ) … Галактика Млечный Путь.

- это устойчивое словосочетание, является собственным наименованием, следовательно запишем с заглавной буквы, выделим орфограммы)

6. Работа с текстом (Слайд 7 - 1)

- Найдите в тексте, какое значение имеет слово «млечный»?

В Галактике Млечный Путь есть звезда Солнце, вокруг которой вращается 9 планет. Они составляют…(Слайд 7 - 2)…Солнечную систему. Мы с вами живем…(Слайд 7 - 3)…па планете Земля.

IV. Физкультминутка

V. Тема урока.

Назовите имена существительные, которые вы записали сегодня?

Сегодня на уроке мы обобщим знания об именах  существительных.

  1. Выберите верное утверждение:  (Слайд 8)
  2. Дополните, что обозначают имена существительные: (Слайд 9)

- ракета (конкретные предметы)

- инопланетяне (живые существа)

- вулкан (явления природы)

космонавт (процессы действия)

- … (дружба)

Кто такие инопланетяне? (жители другой планеты, не Земли)

Вот так вероятно выглядит планета…(Слайд 10 - 1)…на которой живут…(Слайд 10 - 2)…инопланетяне.

Давайте для них построим, создадим модель галактики и назовем ее «Галактика Имя Существительное»  (Слайд 11 - 1)

Далее учащиеся продолжают  работу  по маршрутному листу. (Приложение1)

  1. Постоянные признаки имен существительных.
  1. Собственные  и нарицательные имена существительные.

Перед нами первые звезды «Галактики Имя Существительное» (Слайд 11 – 2)

О каком признаке имен существительных они нам говорят? (имена существительные бывают собственными и нарицательными)

Запись в маршрутном листе: собственное, нарицательное.

Это какой признак: постоянный или непостоянный?

С Земли кажется, что космическое пространство сплошь усеяно звездами, которые похожи на фигурки людей, животных, на различные предметы.

Небольшие скопления звезд называются …созвездия (Слайд11 - 3)

- Прочитайте в маршрутных листах текст.

-Выпишите названия созвездий, о которых рассказывает автор:

Павлин (Слайд 12 – 1)

Дельфин (Слайд 12 – 2)

Весы (Слайд 12 – 3)

Медведица Большая и Малая Медведица  (Слайд 12 – 4)

3.2. род имен существительных.

По (Слайду13) догадайтесь, какое у вас будет задание ?

(Определить род выписанных названий созвездий)

Род имен существительных,  какой это признак?

Запишите в маршрутный лист название этого признака.

-Назовите слово, у которого нельзя определить род? Почему? (Оно всегда в форме множественного числа, не имеет форму единственного числа)

3.3.Одушевленные – неодушевленные имена существительные.

 (Слайд 14)

О каком признаке имен существительных рассказывают эти две звездочки?

Запишите в маршрутный лист название этого признака.

Какой это признак? (постоянный)

Прочитайте в маршрутном листе слова и распределите их на две группы. Для этого зеленым цветом обведите рамочки с одушевленными именами существительными  и синим цветом рамочки с неодушевленными именами существительными.

Проверка: назовите одушествленные имена существительные? (Основоположник, космонавт, конструктор)

Слово «конструктор дети могут отнести и в группу неодушевленных имен существительных, т.к. это многозначное слово.

Объясните значение слова «основоположник»? (Основоположник – основатель какого-либо дела, учения)

Самые большие достижения в области покорения космоса принадлежат нашей стране.

(Слайд 15 - 1) Циолковский Константин Эдуардович: основоположник ракетостроения. Он теоретически обосновал возможность космических полетов.

Отец космонавтики.

(Слайд 15 - 2) 4 октября 1959 года при помощи ракеты был выведен на орбиту первый искусственный спутник земли. Это сделала группа ученых под руководством Сергея Павловича Королева. Главный конструктор, отец отечественной космонавтики.

(Слайд 15  - 3) А это кто?

12 апреля 1961 года человек впервые побывал в космосе. Космонавт №1  в мире – Юрий Алексеевич Гагарин.

3.4. Склонение имен существительных.

(Слайд 16)  О каком признаке имен существительных говорят эти звездочки?

Запишите в маршрутный лист название этого признака.

Какой это признак? (постоянный)

- Определите склонение имен существительных (по маршрутному листу):

звезда, ракета, спутник, космонавт, основоположник, конструктор, ночь.

- назовите существительные 1 склонения?

- назовите существительные 2 склонения?

- назовите существительные 3 склонения?

4. Физкультминутка.

5. Непостоянные признаки.

5.1. число имен существительных.

(Слайд 17) Как много звездочек! А почему одна отдельно?

О каком признаке имен существительных говорят эти звездочки?

Запишите в маршрутный лист название этого признака.

Какой это признак? (непостоянный)

Работа над стихотворением:  (Слайд 18) и (Приложение №2)

Заменим картинки словами и определим число имен существительных.

Проверка:

- назовите существительное, которое всегда в форме единственного числа? (космос)

- назовите существительные в единственном числе.

- назовите существительные во множественном числе.

5.2. Падеж имен существительных.

(Слайд 19) Что обозначает эта звезда?

Запишите название этого признака в маршрутный лист.

Какой это признак? (непостоянный)

Определите падежи существительных, которые вы вставили в стихотворение.

  1. Синтаксическая роль имен существительных. (Слайд 20)

- Определите, какими членами предложения являются вставленные имена существительные.

VI. Закрепление пройденного.

1. Назовите постоянные признаки имен существительных. (Слайд 21 - 1)

    Назовите непостоянные признаки имен существительных. (Слайд 21 - 2)

    Какова синтаксическая роль имен существительных? (Слайд 21 - 3)

  1. Морфологический разбор.

(Слайд 22)  Что вы узнали о Луне из этого стихотворения?

(Слайд 23 – проверка)

Без Луны– им. сущ., Луна, собств., неодуш., ж.р., 1 скл., в Р.п., в ед.ч.

(без чего? без Луны)

VII. Итоги урока.

1. Галактику для наших друзей - инопланетян мы построили. Если бы они  захотели написать нам письмо! Дадим им наш адрес в космосе!

Подпишем конверт. (Слайд 24 - 25)

- Урок окончен, благодарю учеников за работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя существительное 1. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? 2. Часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? 3. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Слайд 2

Имя существительное обозначает 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 4

имя существительное Собственное Нарицательное созвездия

Слайд 6

имя существительное он она оно

Слайд 7

имя существительное

Слайд 9

имя существительное 1 3 2

Слайд 10

имя существительное


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть одна - сад В этом холодном. Только здесь шумят, скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут в траве зелёной. И только тут В речку смотрят удивлённо... Береги свою – Ведь другой, похожей, нету!

Слайд 2

имя существительное И. П. Т. Д. В. Р.

Слайд 3

имя существительное Синтаксическая роль

Слайд 4

имя существительное Собственное Нарицательное Одушевлённое Неодушевлённое Род Склонение Падеж Число Синтаксическая роль

Слайд 5

Верный спутник, Ночей украшенье, Дополнительное освещенье. Мы, конечно, признаться должны Было б скучно Земле без Луны .

Слайд 6

Без Луны – им. сущ., Луна, собств., неодуш., ж.р., 1 скл., в Р.п., в ед.ч. (без чего? без Луны)

Слайд 7

Молодцы!

Слайд 8

А звёзды тем не менее, Так близко, Но всё также далеки...



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном

Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных

Цель:- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;- развитие речи;- развитие орфографичес...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"

17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...

Урок в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и ре...