«Обобщение знаний об имени существительном» 4 класс.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) на тему
Цели урока:
- Систематизировать полученные знания об имени существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли, подготовить учащихся к проверке знаний по теме «Имя существительное»; расширить знания учащихся о планетах Солнечной Системы.
- Развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в заданном темпе;
развивать умение аргументировать свой ответ, приводить примеры к правилу; развивать познавательный интерес, расширять кругозор учащихся. - Воспитывать потребность в практическом использовании русского языка; любовь и уважение к достижениям отечественной науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.63 КБ |
![]() | 1.77 МБ |
![]() | 2.9 МБ |
![]() | 976.38 КБ |
![]() | 59 КБ |
![]() | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обобщение знаний об имени существительном»
4 класс.
Цели урока:
- Систематизировать полученные знания об имени существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли, подготовить учащихся к проверке знаний по теме «Имя существительное»; расширить знания учащихся о планетах Солнечной Системы.
- Развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в заданном темпе;
развивать умение аргументировать свой ответ, приводить примеры к правилу; развивать познавательный интерес, расширять кругозор учащихся. - Воспитывать потребность в практическом использовании русского языка; любовь и уважение к достижениям отечественной науки.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, этимологический и толковый словари, маршрутные листы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза.
Я думаю, что сегодня урок принесет нам радость общения друг с другом.
II. Чистописание:
- письмо загл. и строчной букв «А,а»
- различных соединений: аа, ая, ас, га, ла, на,ая,
- (Слайд 1) запись слова «астроном» (С этим словом дети работали дома со словарями)
III. Словарная – орфографическая работа:
- Работа со словом «астроном»
- Выделим орфограммы.
- Какой словарь взять, чтобы посмотреть из какого языка пришло слово в русский язык? (Слайд 1)
- Какова этимология слова «астроном»? (имеет греческое происхождение: звезда + закон)
Буква «а» в начале исконнорусских слов большая редкость. Почти каждое слово, где буква «а» в начале пришло к нам из других языков.
- Какой словарь расскажет о значении слова? (Слайд 1)
- Что означает слово астроном? (специалист по астрономии. Астрономия – наука о космических телах, о космосе)
2. Работа со словом «планетарий»
(Слайд 2)
- составьте слово
- запишем его
- выделим орфограммы
- объясните значение слова (учреждение, где при помощи специальных устройств показывают искусственное звездное небо)
- подберите родственное слово (планета)
- составьте словосочетания (экскурсия в планетарий, ходили в планетарий, Московский планетарий )
Вот так выглядит Московский планетарий – (Слайд 2)
3.Найдите «лишнее» по значению слово (Слайд 3)
- запись слова «солнце» в тетрадь
4. Отгадайте загадку: (Слайд 4)
Ехал Волох, рассыпал горох.
Стало светать, нечего собирать? (звездное небо, звезды)
- запишем отгадку в тетрадь
- выделим орфограммы
- может быть вы знаете как называется большое скопление звезд?
- Работа с текстом (Слайд 5 - 1)
Найдите ответ в тексте:
- Как называется большое скопление звезд? (галактика) (Слайд 5 - 2)
Запись слова «галактика» в тетрадь с выделением орфограмм.
- Где расположены миллиарды звездных скоплений? (космос) (Слайд 5 - 3)
Запись слова «космос» в тетрадь с выделением орфограмм.
- Найдите в тексте синоним к слову «космос». (Вселенная) (Слайд 5 - 4)
Запись слова «Вселенная» в тетрадь с выделением орфограмм.
Во Вселенной существуют миллиарды галактик. Наша галактика та, к которой принадлежит Солнце. Она называется… (Слайд 6 ) … Галактика Млечный Путь.
- это устойчивое словосочетание, является собственным наименованием, следовательно запишем с заглавной буквы, выделим орфограммы)
6. Работа с текстом (Слайд 7 - 1)
- Найдите в тексте, какое значение имеет слово «млечный»?
В Галактике Млечный Путь есть звезда Солнце, вокруг которой вращается 9 планет. Они составляют…(Слайд 7 - 2)…Солнечную систему. Мы с вами живем…(Слайд 7 - 3)…па планете Земля.
IV. Физкультминутка
V. Тема урока.
Назовите имена существительные, которые вы записали сегодня?
Сегодня на уроке мы обобщим знания об именах существительных.
- Выберите верное утверждение: (Слайд 8)
- Дополните, что обозначают имена существительные: (Слайд 9)
- ракета (конкретные предметы)
- инопланетяне (живые существа)
- вулкан (явления природы)
космонавт (процессы действия)
- … (дружба)
Кто такие инопланетяне? (жители другой планеты, не Земли)
Вот так вероятно выглядит планета…(Слайд 10 - 1)…на которой живут…(Слайд 10 - 2)…инопланетяне.
Давайте для них построим, создадим модель галактики и назовем ее «Галактика Имя Существительное» (Слайд 11 - 1)
Далее учащиеся продолжают работу по маршрутному листу. (Приложение1)
- Постоянные признаки имен существительных.
- Собственные и нарицательные имена существительные.
Перед нами первые звезды «Галактики Имя Существительное» (Слайд 11 – 2)
О каком признаке имен существительных они нам говорят? (имена существительные бывают собственными и нарицательными)
Запись в маршрутном листе: собственное, нарицательное.
Это какой признак: постоянный или непостоянный?
С Земли кажется, что космическое пространство сплошь усеяно звездами, которые похожи на фигурки людей, животных, на различные предметы.
Небольшие скопления звезд называются …созвездия (Слайд11 - 3)
- Прочитайте в маршрутных листах текст.
-Выпишите названия созвездий, о которых рассказывает автор:
Павлин (Слайд 12 – 1)
Дельфин (Слайд 12 – 2)
Весы (Слайд 12 – 3)
Медведица Большая и Малая Медведица (Слайд 12 – 4)
3.2. род имен существительных.
По (Слайду13) догадайтесь, какое у вас будет задание ?
(Определить род выписанных названий созвездий)
Род имен существительных, какой это признак?
Запишите в маршрутный лист название этого признака.
-Назовите слово, у которого нельзя определить род? Почему? (Оно всегда в форме множественного числа, не имеет форму единственного числа)
3.3.Одушевленные – неодушевленные имена существительные.
(Слайд 14)
О каком признаке имен существительных рассказывают эти две звездочки?
Запишите в маршрутный лист название этого признака.
Какой это признак? (постоянный)
Прочитайте в маршрутном листе слова и распределите их на две группы. Для этого зеленым цветом обведите рамочки с одушевленными именами существительными и синим цветом рамочки с неодушевленными именами существительными.
Проверка: назовите одушествленные имена существительные? (Основоположник, космонавт, конструктор)
Слово «конструктор дети могут отнести и в группу неодушевленных имен существительных, т.к. это многозначное слово.
Объясните значение слова «основоположник»? (Основоположник – основатель какого-либо дела, учения)
Самые большие достижения в области покорения космоса принадлежат нашей стране.
(Слайд 15 - 1) Циолковский Константин Эдуардович: основоположник ракетостроения. Он теоретически обосновал возможность космических полетов.
Отец космонавтики.
(Слайд 15 - 2) 4 октября 1959 года при помощи ракеты был выведен на орбиту первый искусственный спутник земли. Это сделала группа ученых под руководством Сергея Павловича Королева. Главный конструктор, отец отечественной космонавтики.
(Слайд 15 - 3) А это кто?
12 апреля 1961 года человек впервые побывал в космосе. Космонавт №1 в мире – Юрий Алексеевич Гагарин.
3.4. Склонение имен существительных.
(Слайд 16) О каком признаке имен существительных говорят эти звездочки?
Запишите в маршрутный лист название этого признака.
Какой это признак? (постоянный)
- Определите склонение имен существительных (по маршрутному листу):
звезда, ракета, спутник, космонавт, основоположник, конструктор, ночь.
- назовите существительные 1 склонения?
- назовите существительные 2 склонения?
- назовите существительные 3 склонения?
4. Физкультминутка.
5. Непостоянные признаки.
5.1. число имен существительных.
(Слайд 17) Как много звездочек! А почему одна отдельно?
О каком признаке имен существительных говорят эти звездочки?
Запишите в маршрутный лист название этого признака.
Какой это признак? (непостоянный)
Работа над стихотворением: (Слайд 18) и (Приложение №2)
Заменим картинки словами и определим число имен существительных.
Проверка:
- назовите существительное, которое всегда в форме единственного числа? (космос)
- назовите существительные в единственном числе.
- назовите существительные во множественном числе.
5.2. Падеж имен существительных.
(Слайд 19) Что обозначает эта звезда?
Запишите название этого признака в маршрутный лист.
Какой это признак? (непостоянный)
Определите падежи существительных, которые вы вставили в стихотворение.
- Синтаксическая роль имен существительных. (Слайд 20)
- Определите, какими членами предложения являются вставленные имена существительные.
VI. Закрепление пройденного.
1. Назовите постоянные признаки имен существительных. (Слайд 21 - 1)
Назовите непостоянные признаки имен существительных. (Слайд 21 - 2)
Какова синтаксическая роль имен существительных? (Слайд 21 - 3)
- Морфологический разбор.
(Слайд 22) Что вы узнали о Луне из этого стихотворения?
(Слайд 23 – проверка)
Без Луны– им. сущ., Луна, собств., неодуш., ж.р., 1 скл., в Р.п., в ед.ч.
(без чего? без Луны)
VII. Итоги урока.
1. Галактику для наших друзей - инопланетян мы построили. Если бы они захотели написать нам письмо! Дадим им наш адрес в космосе!
Подпишем конверт. (Слайд 24 - 25)
- Урок окончен, благодарю учеников за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя существительное обозначает 1. 2. 3. 4. 5.
имя существительное Собственное Нарицательное созвездия
имя существительное он она оно
имя существительное
имя существительное 1 3 2
имя существительное
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
имя существительное И. П. Т. Д. В. Р.
имя существительное Синтаксическая роль
имя существительное Собственное Нарицательное Одушевлённое Неодушевлённое Род Склонение Падеж Число Синтаксическая роль
Верный спутник, Ночей украшенье, Дополнительное освещенье. Мы, конечно, признаться должны Было б скучно Земле без Луны .
Без Луны – им. сущ., Луна, собств., неодуш., ж.р., 1 скл., в Р.п., в ед.ч. (без чего? без Луны)
Молодцы!
А звёзды тем не менее, Так близко, Но всё также далеки...
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/13/picture-388.jpg)
Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....
Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном
Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/28/picture-101931-1577552934.jpg)
Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных
Цель:- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;- развитие речи;- развитие орфографичес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/11/picture-273640-1373571742.jpg)
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс
ТЕМА: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока: повторение и закрепление изученного ( части речи)....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-573605-1423341168.jpg)
Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)
План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/18/picture-769868-1458313895.jpg)
Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"
17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...
Урок в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном".
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и ре...