Урок по обучению грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Пескова Вера Вениаминовна

Урок по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obucheniyu_gramote.rar1.66 МБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспективная начальная школа»

«Звуки [г], [г’]. Буквы г, г»

Обучение грамоте.

Цели урока:

  • Научить выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [г] [г’], обозначать их буквой «Г, г».

Задачи урока:

  • Научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов.
  • Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. На примере сравнения минимальных пар слов (ром - гром) формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем.
  • Воспитывать культуру учебного труда.

Формирование УУД:

  • Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.
  • Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
  • Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных схемах-моделях слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.
  • Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации):  работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
  • Личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (в тексте «Не дразни гусей»- проблема обращения с животными.
  • Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах). 
  • Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), умение задавать вопросы, анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).

Пропедевтика: Подбор к словам-признакам подходящих по смыслу слов-предметов (словосочетание), выборочное чтение слов – предметов, слов – признаков, слов – действий.

 Список литературы:

  1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. Под редакцией М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник.
  2. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник.
  3. Лаврова Н.М. Азбука. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник.

Оборудование:

                 

 

                       Ход урока:

  • 1.Вводная часть урока

-Долгожданный дан звонок.

Начинаем наш урок.

Будем грамоте учиться – (В жизни это пригодится)

Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебные принадлежности, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

 Создание эмоционального настроя урока.

- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

2. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы продолжим наше путешествие по городу Букв.(слайд 2)

- Ребята, вы уже поняли, как много интересного и полезного можно сделать, если знаешь грамоту, умеешь читать.

1)Игра «Доскажи словечко»

   - Звуки бывают гласные и… (согласные)

  - Гласные буквы составляют (слоги)

  - Сколько в слове гласных, (столько и слогов)

       

      - Согласные звуки бывают

              парные и (непарные)

              звонкие и (глухие)

              мягкие и (твёрдые)

2) Актуализация знаний. Создание ситуации «Я умею! Я смогу!»

(На экране слова  Письмо , ходят, ехал, рысь)

 - В каких словах букв больше, чем звуков?

 В каком слове звуков больше, чем букв?

-Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы.

3.  Определение темы и цели урока. Создание ситуации разрыва.

-  Откройте учебник на с. 60-61.

Посмотрите на рисунок на стр. 61 и текст под ним . Хотите узнать, что произошло с ребятами?  Сегодня мы будем  читать этот рассказ. Но…, чтобы прочитать этот рассказ, какую проблему мы должны с вами решить? (Познакомиться с новой буквой)

 - Определите тему нашего урока(- Знакомство с новыми звуками и новой буквой)

- Назовите цель урока- (Узнать отличительные признаки новых звуков и буквы)

- Посоветуйтесь в парах и составьте план, по которому мы

будем работать

( Мы познакомимся с новыми звуками, буквой,

будем читать с этой буквой слоги, слова, текст )

4. Открытие нового знания

1)Игра « Наоборот»

- Назовите слова. противоположные по смыслу (антонимы).

Тихо -…(громко); весёлый - …(грустный); сытый -…(голодный); мелкий-…( глубокий); редкий-… (густой); чистый-…(грязный); шершавый-…(гладкий).

-Сравните слова-отгадки (антонимы).Чем они похожи? На какой звук начинаются эти слова? (Звук [г].)

2)Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей(стр.60)

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике в верхнем ряду.

- Что изображено слева?(Горы)

- Прочитайте слово горы по слогам и орфоэпически.

 Произнесите первый звук в слове горы.

-Дайте характеристику  звуку{ г}

-Объясните, почему звук  (г) произносится твёрдо. (За буквой г стоит гласная буква о)

- Что изображено справа? (гири)

-Для чего нужны гири?

_Произнесите первый звук в слове гири.

-Произнесите слово гири по слогам и орфоэпически.

 Произнесите первый звук в слове гири.

- Дайте характеристику звуку (Г)

- Объясните, Почему  звук произносится мягко?( За буквой г стоит гласная  буква и)

-Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего  согласного звука .((Буквы е,ё,ю,я,и)

3) Игра  Отгадай звук»

 Физминутка (слайд 7)

(Если в слове твёрдый звук – хлопают в ладоши мальчики, если мягкий – девочки)

3)Игра «Интеллектуальная разминка»

- Кем раньше была бабочка?(гусеница)

- Какая птица своим прилетом оповещает о начале весны?(грач)

- Модель Земли?(глобус)

- Явление природы с сильным ветром, громом, молнией?(гроза)

- Имя девочки, которая искала Кая?(Герда)

- Фрукты?(груша)

- Каша для богатырей?(геркулес)

- Вернёмся к плану. Что мы узнали о новых звуках?

4) Знакомство с буквой Г

- Познакомимся с буквой Г,  которая обозначает новые звуки.

- Сравните печатные буквы г.

- Чем похожи?

- Чем различаются?

Назовите соседей буквы г в алфавите.

 5. Первичное закрепление.

 Чтение и разбор слогов, слов с изученной буквой.

- Следующий этап нашей работы?

(Работа со слогами и словами)

Дети читают вслух слова на с. 61  учебника, объясняют, посоветовавшись в парах,  значение слова «ограда», составляют словосочетание со словом «горный».

 Прочитайте  слова – предметы, слова – признаки, слова – действия.

6. Включение в систему знаний. Повторение

- А сейчас я предлагаю вам знакомую игру «Узнай слово». Для игры возьмём слова 1-й и 3-й строчки розового фона на с. 61 учебника.

(На доске дана звуковая схема задуманного мной слова. Дети задают вопросы о согласных звуках этого слова и определяют это слово)

На розовом фоне (стр. 61) прочитайте все слова на   первой и на третьей  строчках.

        Чтобы узнать задуманное слово, задаётся не больше

двух вопросов.

(Слово  море)

- Отметим в плане, чем мы сейчас занимались.

6. Работа с текстом  «Не дразни гусей»

- Определите по плану, какой этап работы нам осталось выполнить. –(  Осталось самое главное – прочитать текст на с. 61, который мы не смогли прочитать в начале урока, так как не знали новую букву.)

 Работа с иллюстрацией учебника.

- Прочитайте заголовок рассказа. Как вы думаете, о чём этот текст?

1)Приём «Снежный ком» - совершенствование техники чтения)

- Прочитайте слова на слайде, дополните их подходящим по смыслу словом.

- Прочитайте на слайде 1-ю запись, найдите её в нашем тексте, подчеркните (так же идет работа со 2, 3, 4 записью).

Далее дети читают текст «по цепочке»

2)Игра «Буксир»

(Медленно по слогам читаю текст, заменяю в предпоследнем предложении слово «дразнить» на синоним. Дети должны обнаружить замену.

(Приём совершенствует технику чтения, обогащает словарный запас)

3) Анализ текста (проверка осознанного чтения) для ответа на вопросы по содержанию текста дети прочитывают нужное предложение из текста или строят собственное высказывание

Вопросы:

- Что случилось в природе?

- Где гуляли гуси?

- Что сделали мальчики?

- Закончите последнее предложение. 

- О чём заставляет задуматься история, рассказанная в этом тексте?

- Понравился ли вам рассказ?

- Какой пункт плана мы выполнили?

7.Рефлексия. Соотнесение цели  и результата учебной деятельности

 -Заканчивается наш урок. Какую проблему мы пытались разрешить на этом уроке? Справились ли мы со своей задачей?

Как нам удалось это сделать?

Тема: «Звуки [г] [г’], буквы Г, г»

 

        На розовом фоне (стр. 61) прочитайте все слова на   первой и на второй строчках.

        Чтобы узнать задуманное слово, задаётся не больше

двух вопросов.

Тема: «Звуки [г] [г’], буквы Г, г»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.

Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо) Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга?

Конспект урока по обучению грамоте (письмо)Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга? Тип урока: урок открытия нового знания.Цель деятельности учителя:- формировать навыки копирова...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной  "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...