Урок по русскому языку. "Морфологические признаки глагола".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Падалко Елена Ивановна

На данном уроке систематизируются  знания морфологических и грамматических признаков глагола и умение применять их в правописании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morfologicheskie_priznaki_glagola.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Морфологические признаки глагола.

Цель: 1. систематизировать знания морфологических и грамматических признаков глагола и умение применять их в правописании;

           2. развивать речь, внимание, память, воображение, расширять лексический кругозор;

           3. воспитывать интерес к предмету, любовь к миру, в котором живёшь, умение открывать для себя красоту окружающего мира.

Оборудование:

луг с одуванчиками, схемы состава слов, тексты “Золотой луг” М. Пришвина на каждого ученика, таблички “начальная форма, вид, спряжение, время, лицо, число, род, синтаксическая роль.

Ход урока.

1. Орг. момент.

- Итак, мы начинаем урок русского языка, прочитайте про себя эпиграф к нему:

«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать»

(П. Бови)

- Таким образом, у нас сегодня урок доброты. Надеюсь, что этот язык тоже будет нам понятным  и родным, как русский.

2. Минутка чистописания. Сообщение темы урока.

- Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать, какой у них  общий элемент?

- Какие части речи начинаются на эти буквы? (Глагол и местоимение).

- Тогда сделайте свои  предположения, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? ( о глаголе)

- Какое слово дало название этой части речи?  (Глаголить)

- Что значит это слово? (Говорить, разговаривать)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делать?  Что сделать?)

- Значит, что обозначают глаголы?  (Действие предмета).

- Дети, велено до вас

  Довести такой указ.

  Заготовленный самой

  Нашей матушкой – зимой.

 Лени воли нее давайте!

 Все о глаголах повторяйте!

 Все получше отвечайте

 И пятерки получайте!

- Итак, тема нашего урока «Все о глаголе».

- Матушка весна принесла нам много интересных заданий.

-  Я приглашаю вас на луг! На золотой луг! У вас у каждого, есть текст на парте, послушайте внимательно.

Выразительное чтение текста. (читает подготовленный ученик)

Золотой луг.

Мы жили в деревне. И раз мне удалось сделать открытие.

Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Однажды я рано встал и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из интереснейших цветков, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.

Михаил Пришвин.

-  Какова главная мысль рассказа? (Умение открывать красоту мира).

3. Работа над темой урока.

1. Синтаксическая роль.

- Найдите в тексте глаголы и подчеркните их.

- Как их будете подчёркивать? Почему? (Двумя линиями, т. к. в предложении выполняют синтаксическую роль сказуемого. (вывешиваю табличку - синтаксическая роль).

-  Прочитайте глаголы.

2. Неопределённая форма глагола.

- На какой вопрос будет отвечать глагол в неопределенной форме? (Что делать? Что сделать?).

-  Выпишите из текста глаголы неопределённой формы .(сделать, наблюдать, спать)

- Как еще  можно узнать глаголы неопределённой формы в тексте? (Они заканчиваются на – чь, -ть, - ти). (табличка)

3. Вид.

-  Почему глаголы в неопределенной форме отвечают на  два вопроса?  (Можно определить вид)

- Определите вид у глаголов неопределённой формы, которые выписали.

- Докажите правильность своего выбора.

(табличка)

4. Спряжение.

-  Удивительная часть речи глагол. Имена прилагательные и существительные склоняются, а глаголы?  (Спрягаются).

- Работаем с текстом.  Найдите и выпишите глаголы из предпоследнего и последнего предложения и определите  спряжение в основной части текста. (У доски работает ученик)

Взошло, видел, раскрывают, становится, стал, спать, ложились, вставали.

-  Прочитайте глаголы 2-го спряжения.

- Как определили? Чем руководствовались? (рассказывают правило)

- Нам встретились глаголы исключения, что мы знаем про них.

- Найдите в тексте глаголы, соответствующие схемам.

(корень, суффикс, суффикс, окончание, основа)- видел

(приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, основа)- заметил, позеленел, закрыли, отыскали.

 (табличка)

5. Время.

- О чём могут рассказать части слова?  (О времени, роде, неопр. форме. (указываю на схемы)

-  Выпишите глаголы настоящего времени (раскрывают, становится)

- Докажите, что это глаголы настоящего времени. (вопросы, окончания) – (табличка)

-  Местоимение – это часть речи с которой дружит глагол. Случайна ли эта дружба? Чем нам помогают местоимения?

(С помощью местоимения определяем лицо).

6. Лицо.

- Все глаголы изменяются по лицам? (Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам)

- Определите лицо у глаголов настоящего времени – раскрывают, становится. табличка

- Что заметили в построении моих схем?

- Таблички разного цвета.

- Почему два цвета?  (Постоянные и непостоянные признаки глагола).

7. Число, род.

- Мы все признаки обозначили? (Нет.  Число, род).  (две таблички)

4. Физ-минутка.

5. Закрепление.

-  Перечислите все признаки глагола, о которых мы сегодня говорили. (читают надписи на табличках)

-  Вспомните, какова была наша цель?  (Систематизировать морфологические признаки глагола).

- Удалось ли нам?

-  Молодцы! На уроке мы составили схему морфологического разбора глагола, которую будем использовать на следующих уроках  и систематизировали знания о глаголе.

6. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на странице 102, Упр. 301. Прочитайте задание, что необходимо сделать?

-  Найдите глаголы по их морфологическому признаку и разобрать глаголы по составу.

 1. Бледнела, краснеешь.

2. Вооружает, разоружаешь.

3. Заболели, поправишься.

4. Научишься, разучилась.

-  Молодцы!

7. Итог урока.

-  Итак, найдите в тексте глаголы, которые указывают на последовательность действий и предшествуют открытию.

Заметил – стал наблюдать – отыскал оказалось  (на доске)

-  Каких глаголов не достаёт? Что происходит с человеком, когда он делает открытие?

(Удивляется).

-  Дополним и завершим нашу цепочку.

Заметил – стал наблюдать – отыскал – удивился – оказалось. (Открытие!!!) – (на доске).

-  Вы составили последовательность - схему, с помощью которой происходит открытие, и сами, не замечая того, сделали открытие сегодня  и не одно.

- Я прошу вас вернуться на луг!!!

- Чего не хватает, чтобы луг ожил?

( Звуков).

-  Оживите, луг  следующим образом, если вам понравился наш урок, и вам все было понятно, то нарисуйте одуванчик на обороте текста, если же у вас возникли кое - какие трудности, то нарисуйте закрытые лепестки.

- Вы волшебники! Вам это удалось!!!

- Закончим наш урок словами К. Паустовского. Вдумайтесь в них (говорит учитель под звуки “ природы”).

… Есть слова в русском языке, которые отвечают за порядок. Порядок во всём: в мыслях, в делах, в поступках. Называются они глаголами. От первого лучика солнца до приятного сновидения шаг за шагом ты идёшь по ступеням действий. Дышишь, думаешь, творишь, созерцаешь, сострадаешь, любишь… Дружи с глаголами, только они помогут прожить интересно ещё один день, познать мир и совершить ни одно открытие.

-Урок окончен! Спасибо за открытия!

8. Домашнее задание.

Упр. 302, стр. 103, необходимо разобрать глаголы по составу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по русскому языку "Морфологический разбор глагола"

Проведение модульных уроков даёт хорошие результаты, так как соединяет в себе возможность реализовать глубоко индивидуализированное обучение и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся....

Урок - исследование по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного"

Цели  урока:Образовательные:  познакомить со схемой морфологического разбора имени существительного; обобщить систематизировать изученный материал о разделах языкознания;  закрепи...

Урок по русскому языку "Грамматические признаки глагола. Спряжение глагола и способы его определения".

Этот урок предназначен для учителей 4 классов, работающих по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

Конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор местоимений (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор местоимений (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного».

Тема урока: «Морфологический разбор имени существительного».Цель. Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.Задачи.Знать признаки имени существительного, его роль в п...

Конспект урока русского языка "Морфологический разбор глагола"

Конспект урока русского языка "Морфологический разбор глагола" 4 класс...