Перспективная начальная школа Развитие речи "Как написать письмо"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Интегрированный урок русского языка во 2 классе. Обучение ведется по учебнику "Русский язык" М.Л. Каленчук. Подобран соответствующий психологический настрой к уроку.  Урок познакомит обучающихся с особенностями  написания текста письма, способствует обогащению словарного запаса детей. Урок прививает любовь к Родине и гордость за неё, вводит школьников в мир культуры. Каждый этап сопровождается интересными слайдами презентации к уроку. Материалы можно использовать как на уроке русского языка во 2 классе, так и в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_0.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

                                Тема урока: Азбука вежливости. Как написать письмо.

(с использованием ТРКМ и интерактивных методов обучения)

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями  написания текста письма; учить выделять смысловые части письма, подвести к пониманию правил письма ;способствовать обогащению словарного запаса детей.

2. Развивающие: развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру; совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю.

3. Воспитательные: формировать интерес к изучению эпистолярного жанра..

Планируемый результат:

Предметные умения: иметь представления об эпистолярном жанре. структуре письма и видах письма; ввести новые понятия «адресат», «адресант».

Универсальные  регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Универсальные  познавательные учебные действия: формирование представления о  видах письма, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками.

Универсальные  коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами, сотрудничая в малой группе.

Формы работы: фронтальная, в группах, в парах, индивидуальная.

Оборудование: презентация, ноутбуки для каждой группы, диски   «Универсальный словарь русского языка»  , конверты, карточки с образцами писем, карточки «Структура письма», оформление доски,  толковые словари в учебниках, карточки с заданиями.

Источники: 

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11009/

http://ru.wikilove.me/kak-pisat-pisma.html

http://pro444.ru/business/pisma-rassylki.html

http://steepbend.ru/biznes/kak-pisat-delovye-pisma/

http://festival.1september.ru/articles/414400/

 этапы урока

цели

содержание этапов урока

1.Оранизационный этап.

Цель: подготовить учащихся к работе.

2.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.

 Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность уч-ся.

Учитель: Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь им, друг  другу и мне. Это поможет преодолеть все  трудности. Произнесем волшебную фразу «Я хочу много знать!»

Учитель: Как обычно начнем  урок с  повторения. Соберем только шарики с голубыми «плюсиками», то есть повторим имеющиеся знания.

Учитель: Прочитайте слова, что в них общего?

Кино, письмо, пальто, метро.

(все слова названия предметов, отвечают на вопрос Что?, среднего рода, оканчиваются на «о»)

Учитель: Какое слово может быть «лишним»?

Дети: Письмо , т.к. это слово имеет окончание «О», все другие слова не имеют окончания, значит, не могут изменяться.

 Учитель: Докажите это  при помощи слов ДАМ, НЕТ, ЛЮБУЮСЬ.

Дети: Дам письму, нет письма, любуюсь письмом.

Учитель: Придумайте предложение с этим словом.

Дети: Я пишу письмо. Я получил письмо.

Учитель: Главным или неглавным является слово «письмо» в твоем предложении?

3. Мотивация к деятельности

Цель :создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес к изучению темы : «Как написать письмо»

Учитель: Послушайте стихотворение

Отчего взгрустнулось

Тоне-письмоносцу?

Встала рано утром,

Ходит по морозцу,

Всем приносит нынче

Лишь в газетах  вести.

Отчего ж у Тони

Сердце не на месте?

Ей от грустных мыслей

Никуда не деться,

Ждать от друга писем

Ей хотелось с детства,

Но никто не пишет

Каждый очень занят,

В моде SMSки.

А душу не  загладят.

Так хотелось Тоне

Рассказать подробно,

И узнать побольше,

Поделиться с кем то.

 А ей ни разу в жизни

Писем не вручали.

Грустно письмоносцу...

Ходит по морозцу

Почтальон в печали.

Проблемная ситуация.

Учитель:

-Почему грустит Тоня? (выслушиваются ответы детей)

Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Их заменили короткие SMS.

Безусловно, достижение научно-технического прогресса постепенно вытесняет роль письма в нашей жизни. Порой действительно проще позвонить по телефону, слать факсы, отправлять интернет-письма или послать SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные  своей рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. Значит –это ещё один забытый способ не только общаться, но и дарить радость. Не случайно существует и такое определение письма: «Письмо – это труд души, обращенный к другому человеку».

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

Дети: Им не хватает теплоты, душевности. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком

. Приходилось ли вам получать письма? Какие чувства при этом и испытали?

Приходилось ли вам писать письма? Кому?

Знаете ли вы как правильно писать письма?

Дети: нет.

 Учитель:

А хотите ли научиться?(да)

4.Постановка цели урока.

Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели. ( через прием «Инсерт»-определение границ знания и незнания.)

5. Этап открытия новых знаний.

Цель: апробация способа действий , направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

6.Физкультминутка.

Цель: снятие утомления через физические упражнения.

        7.Первичное закреплении.

Цель:организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в микрогруппах.

8. Этап закрепления и коррекции новых знаний.

Самостоятельная работа

Цель: закрепить знания, ввести дополнительные знания, понятия.

.

9. Итог урока Рефлексия учебной деятельности..

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты.способствовать формированию самооценки своей деятельности.

Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (выслушиваются ответы детей)

Итак, тема нашего урока – «Как написать письмо».

Сформулируйте цель урока.

Для этого прочитайте вопросы на листочках. Поставьте !, рядом с теми вопросами,  на которые вы знаете ответ и ? , если не знаете ответ, но хотите узнать.

Итак, вы поставили перед собой вопросы на которые хотите получить ответ, т.е. определили для себя ЦЕЛИ нашего урока. Прочитайте, на какие вопросы вы хотите получить ответ?

Какие бывают виды  письма?

Какие существуют правила письма?

Из каких частей состоит письмо?

Что такое письмо?

Учитель: Пусть это и будет нашим планом урока.

Фронтальная работа (составление кластера)

Назовите, пожалуйста, знакомые вам слова ,связанные  со словом « письмо».

Адрес, конверт, почта, индекс, марка.(выкладываю на доску , названные  детьми слова)

А в руках у меня осталось еще 2 слова: адресат и адресант. Знакомы ли вам эти слова? (нет) Это действительно в наше время редко используемые  слова.

Где вы можете узнать, что обозначают эти слова?

В словаре.

(Работа со словарем по компьютеру)

Дети: Адресат – человек, который получает письмо.

Адресант – человек, который пишет письмо. (синоним –отправитель)

Итак, мы  вспомнили слова, связанные с письмом и узнали новые слова.

Хотелось бы вам больше узнать о них?

Историческая страничка.

Письма люди начали писать давно, когда жили еще в пещерах. Первобытные люди изображали охоту на животных, события своей жизни. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы . Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, появившийся в  Египте. Она представляла собой деревянную дощечку со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты.  Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». А 5 тыс. лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага - одно из величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в 5 веке в Китае ,а затем в 12-13 вв. в государствах Европы.

 Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт. увидел свет в 1820 году Это изобретение предписывают владельцу фабрики     по производству бумаги Бреверу из города Брайтона.

        Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды. В настоящее время этот ящик хранится в музее  Кейптауна.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считают 01 декабря 1848 года.  Почта  существует  с  древних  времён.    Для  передачи  важных  сообщений  посылали  также  пеших  и  конных  гонцов.    Помогали  передавать  информацию  и  голуби.  Потом появились почтовые дилижансы, поезда, самолёты. В труднодоступные районы и на морские корабли письма доставляют вертолёты. Почта-это одно величайших изобретений человечества.

9 октября- отмечается всемирный день почты

Проблемный диалог.

Виды писем.

- А теперь попробуйте ответить на вопрос: для чего нужны письма?

Правильно в них

  • сообщают о каких-то событиях,
  • делятся впечатлениями,
  • обращаются с просьбами.

Несмотря на смену времён, традиций, эпох до наших дней сохраняется деление писем на группы.  Послушайте два письма. Чем отличаются эти письма? Какое содержит деловую информацию, а какое личную?

ПИСЬМО- ДЕЛОВОЕ, ПИСЬМО- ЛИЧНОЕ.    А личные письма существуют более 10 видов. Обратите внимание на экран.

Мы же на уроке разберём только некоторые из них.

Личное: письмо-повествование ,

письмо-поздравление,

письмо-просьба,

 письмо-благодарность

Работа в группах

Учитель: Ребята, вы получите разные образцы писем, прочитайте их и  сами определите, к какому  виду оно  относится?  (вкладывают письмо в конверт, на котором написано какое письмо)   и попробуйте объяснить с какой целью было оно написано.  

Взаимопроверка по «вертушке» , после появляется на экране.

- Прочитайте 1 письмо.

- О чем первое письмо? (Ответы учащихся)

- Это письмо – пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. В каждом письме запечатлевается образ человека, который его пишет. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.

- О чем второе письмо? (Ответы учащихся)

- Это письмо – поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с днем рождения и желает им здоровья, дружбы между собой.

- О чем третье письмо? (Ответы учащихся)

- Это письмо – информация. В нем Оля сообщает родителям о том, что ей в санатории живется хорошо, но она скучает и просит маму и папу поскорее  приехать и привезти ей кроссовки. Особенностью этого письма является то, что оно не только содержит информацию, но и отражает настроение, переживание девочки.

-О чем четвертое письмо?

- Это письмо –благодарность. Автор выражает благодарность за подарок и дружбу.

- Мы можем сделать вывод: письма бывают разные.

        письмо – пожелание,

        письмо – поздравление,

        письмо –повествование

           письмо-благодарность

Я почтальон веселый

 Шагаю каждый день

 По улицам, проулкам

 Поселков, деревень

 В мороз, жару и стужу

 И в дождик, и в метель.

Чтобы правильно написать письмо что еще необходимо знать?

Дети: Правила написания письма.

Чтобы узнать, какие существуют правила письма , я предлагаю провести исследование и поработать со словами, которыми обозначается слово «письмо» в разных языках.

 В русском языке слово «письмо» восходит к слову  «писать», а раньше на Руси говорили не «письмо», а «грамота»

В английском языке письмо обозначается словом LETER, что в переводе с латинского обозначает «буква

А в Германии в немецком языке письмо называют словом  DER BRIEF, что в переводе с латинского обозначает «короткий»..

Какие же правила письма вы можете вывести из этих слов?

 (ответы детей)

Вывод.

1.Писать следует грамотно.

2.Надо следить за тем, чтобы буквы были ровные и   четкие.

3.Письмо должно быть коротким., но все полным.

Знакомство с этическими законами переписки.

 Посмотрите отрывок из мультфильма, и послушайте  письмо, которое написал мальчик по имени дядя Федор.

Почему мама и папа мальчика, прочитав письмо, упали в обморок?

Почему мы смеялись, когда  читали это письмо?

     (ответы детей)

Между людьми, ведущими переписку,  соблюдаются определённые правила, законы. Законы эти устанавливались веками. Их можно назвать  этическими законами переписки.

Как вы думаете, какие это законы?

Можно ли прочитать письмо, если оно адресовано не вам?

Обязательно  ли отвечать на письмо?

(ответы детей)

 Вывод.

1.Нельзя делать приписки в чужих письмах или дописывать их.

2.Нельзя читать чужие письма.

Можно ли оставлять письмо без ответа?

3.Нельзя оставлять письмо без ответа.

Какими должны быть бумага и конверт?

4.Бумага и конверт должны быть  чистыми.

Давайте проверим, насколько вы усвоили основные правила написания письма.

Работа в микрогруппах.

Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа.

Для письма используй____________________ лист бумаги.

Письмо нужно писать_______________________________ .

Обращение в письме пишется_________________________ .

Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________

Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый,  с ровными краями; в самом начале.

Взаимопроверка.

Структура письма.

Учитель: Послушайте письмо.

 «Паша! Недавно у нас были каникулы. Где я только не был! Вместе с Колей я ходил в кинотеатр. Мы смотрели мультфильм “Мадагаскар-з ”. На следующий день мы отправились в аквапарк. Там купались и катались с горок. Побывали мы и в музеях. Сегодня я получил “5” по русскому языку. А какую замечательную книгу я прочитал! Я написал диктант без ошибок. Учительница меня похвалила. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Называется она “Фантазеры”. Наша команда победила. Жду твоего письма. »

Учитель:

-Всё ли вам понравилось? (Нет, связи и последовательности между предложениями, нет приветствия, говорит только о себе и т.д.)

Значит, чтобы грамотно написать письмо нужно знать структуру письма. Перед вами на листочках даны названия частей письма. Обсудите, какой должна быть последовательность этих частей. (Идёт обсуждение структуры письма).

Вступление

Обращение и приветствие.

Обращение и приветствие.

Вступление

Прощание

Основная часть (Вопросы, просьбы, пожелания.)

Вопросы просьбы, пожелания.

Прощание

Подпись и дата

Подпись и дата

 

Знаете ли вы что должно быть написано в каждой из этих частей

?Как вы понимаете Обращение и приветствие? (имя того, кому предназначено письмо.  )

Знаете ли вы как правильно начать письмо?

Вступление7Что пишут в этой части?( вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, фраза о состоянии переписки. )

Основная часть (Вопросы, просьбы, пожелания, рассказ.)

Прощание?Как правильно закончить его?

Давайте познакомимся с советами Волшебницы на с.24.—

Работа по учебнику.

«Важно знать, как правильно начать письмо и как его закончить, — сказала Волшебница.

Сначала обязательно нужно поздороваться:

Здравствуйте, дорогие бабуля и дедуля!

Или так: Здравствуй, Ваня!

Если ты пишешь взрослому, малознакомому человеку, то лучше начать письмо так:

Здравствуйте, уважаемая Зинаида Петровна!

Обрати внимание: к взрослому человеку мы должны обращаться на «Вы», и «Вы» писать с большой буквы:

Как Вы себя чувствуете?

Потом нужно поблагодарить за полученное письмо:

Спасибо за Ваше интересное письмо. Читала его с удовольствием. Или: Получил твоё (Ваше) письмо. Большое спасибо.

Если ты давно не получал(а) писем, то поинтересуйся, почему тебе не пишут:

Давно не получала от Вас писем! Всё ли в порядке? Или: Почему ты мне не пишешь? Или: Давно не получал от Вас никаких известий! Беспокоюсь.

Затем расскажи о себе.

Заканчивать письмо принято словами:

Крепко Вас обнимаю. Ваша Маша. Или: Жму руку. Пиши! Миша. Или: С уважением Аня.

— Это так просто! — сказал Миша и побежал писать письмо Ване.

Попробуйте самостоятельно написать короткое письмо, пользуясь подсказками тетради.

Кому бы вам хотелось написать?

Какие слова обязательно будут в ваших письмах? (Здравствуй и до свидания)

Знаете ли как писать эти слова? Если будете затрудняться где взять ответ.? В словаре «Пишу правильно»

Индивидуальная работа в тетради на печатной основе.

Зачитайте, какие письма вы написали.

-Что же такое письмо ? Попробуйте дать ответ самостоятельно в группах.

Карточка 1

Письмо –это устное сообщение о чем –либо своим друзьям, родным, знакомым.

Карточка 2

Письмо-написанный текст, посылаемый для сообщения, о чем –либосвоим друзьям, родным, знакомым.

Карточка 3.

В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, добрые пожелания, слова прощания, подпись.

Карточка 4

В письмах обычно бывают такие части: условие и требование или вопрос.

Карточка 5.

Письма бывают сказочные, бытовые, о животных

Карточка 6.

Письма бывают личные и деловые.

        Какие карточки выбрали?

На экране:

Письмо-написанный текст, посылаемый для сообщения, о чем –либо своим друзьям

В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, добрые пожелания, слова прощания, подпись.

Письма бывают личные и деловые.

Вот и подошел к концу наш урок.

Посмотрите на свои листочки, на все ли вопросы вы смогли получить ответ?

Все лаи вам было понятно, интересно?

Я думаю, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы.  

10. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему?

Пользуясь знаниями , полученными на уроке , напишите письмо. Адресата выберите сами.

Спасибо всем.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Обучение грамоте и письму" (1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовател...

Календарно-тематическое планирование «Обучение грамоте» (письмо) 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Календарно-тематическое планированиепо курсу «Обучение грамоте» (письмо) 1 класс,УМК «Перспективная начальная школа»,Тетрадь «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков...

УМК "Перспективная начальная школа". Урок обучения грамоте (письмо). Письмо заглавной буквы Ю.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей № 10 города Белгорода               УМК «Перспективная начальная шк...

Конспект урока русского языка в 2 классе по программе «Перспективная начальная школа» Тема: «Азбука вежливости. Как написать поздравление»

Структура урока выглядит следующим образом:1. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (организационный момент) 2. Актуализация знаний, умений и навыков,...

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа. Развитие речи Устное изложение

Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:Планируемые результаты :Предметные:- продолжить работу над пониманием основной мысли, выра...