Интегрированный урок по русскому языку и математике "Имя Числительное. Число"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Интегрированный урок по русскому языку и математике "Имя Числительное. Число"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока25.66 КБ
Файл презентация к уроку2.62 МБ
Файл рабочий лист48.45 КБ
Файл карточка13.36 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок: русский язык и математика

Имя Числительное

Цели:

повторить особенности правописания числительных;

развивать интерес к двум наукам (русскому языку и математике) на базе получения дополнительной информации;

совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, установление аналогий) и общеучебные умения и навыки;

показав взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем мире

Ход урока:

Слайд 1

1. Организационный момент:

Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Всё ль в порядке

 Книжка, ручка и тетрадка?

 Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь!

- На листах напишите свою фамилию имя, число, классная работа.

2. Тема и цели урока.

Слайд 2

Сейчас мы с вами проведем устный счет, а ответы будем записывать письменно. После чего мы определим тему урока и сформулируем цели занятия.

1 -ч– 2400:60 = четыре

2 -и– запиши буквами название неизвестного числа в уравнении = икс

3 -с – 360000:9000=сорок

4 -л- Один из основных геометрических образов. Представлением о ней может служить нить или образ, описываемый движением точки в плоскости или пространстве. Ее мы чертим карандашом = линия

5 –и- запиши буквами название неизвестного числа в уравнении = игрик

6 –т- 15• 20 = триста

7 –е- отметка, о которой раньше говорили: «Можно забор городить» - единица

8 –л- третья буква в ответе примера 2589523:0 = ноЛь

9 –ь- последняя буква в ответе примера 88:8 = одиннадцатЬ

10 –н- 548764-548764 = ноль

11 –о- 12567894: 12567894 = один

12 –е- Загадка: Стоит она среди листа

 Одна, когда тетрадь пуста.

 Задрав свой нос до потолка,

 Она бранит ученика.

 И словно цапля средь болот

 Его за лень его клюет.

 Хоть у нее одна нога

 Она стройна, горда, строга.

 Ни журавль то, ни синица.

 А всего лишь... – единица

- Какое слово у нас получилось? (Числительное)

- От какого однокоренного слова оно образовано? (число)

- На каких уроках мы чаще всего сталкиваемся с Числительным или Числом? (математика, русский язык) Сегодня у нас интегрированный урок математики и русского языка. На математике мы пользуемся понятием «число», а на русском языке «числительное». А в чем разница между ними?

- Какие цели мы поставим перед собой сегодня на нашем необычном уроке? Запишите на листе

   Знаю, умею

Хочу узнать, хочу научиться

Слайд 3

Цели урока: 

Совершенствовать свои вычислительные умения при работе с числами

Повторить и закрепить знания об Имени числительном

Выяснить, чем «число» отличается от «числительного»

3. Обобщение изученного  материала

МАТЕМАТИКА

Слайд 4-5

- Где на уроках математики мы применяем вычислительные операции с числами? (при решении примеров, при решении уравнений, при решении задач)

Слайд 6

1 группа

2 группа

3 группа

Решение примеров

Решение уравнений

Решение задач

894 - (294 + 80) =     520

 

(586 + 245) - 486 =   345

             

 232 - (95 + 132) = 5

715 • 9 – 101 =       6334

           

(324 + 498) – 298 =    524    

 

(629 + 56) – 629 = 56

  (14 + 360) : m = 8       m = 46

   

  (4 • 90) : n = 120         n = 3

 

  ( b + 160) : 7 = 40       b = 120

1. В пруду плавают утки, селезни, лебеди. Уточек на 9 больше, чем селезней. Сколько лебедей плавает в пруду, если известно, что всего 60 птиц, и среди них 20 уточек?                             2. Стоянка геологов находится на расстоянии 250 км от города. Чтобы добраться до стоянки, геологи сначала ехали из города 3 часа на машине со скоростью 72 км/ч, затем 2 часа ехали на лошадях со скоростью 9 км/ч, а после этого 4 часа шли пешком. С какой скоростью они шли пешком?

Проверка    Слайд 7-10

- Поставьте отметку работе своей группы.

Вывод: - Что же такое «число»? (Число – математическая величина)

Слайд 11

Физкультминутка:

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Числа в сказках

Слайд 12-20

Маша и 3 медведя.

 12 Месяцев.

 Сказка о мертвой царевне и 7-ми богатырях.

 3 поросенка.

 Волк и семеро козлят.

 Али-баба и 40 разбойников.

3 орешка для золушки.

 Белоснежка и 7 гномов.

 Три толстяка.

 Два мороза.

 38 попугаев.

 Двое из ларца одинаковы с лица.

Слайд 21

РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 22

Правописание числительных (работа в парах)

- Что такое Имя Числительное? Что мы о нем знаем?

Слайд 23-31

1. - Напишите виды числительных по составу. Разбейте числительные по группам:

Четыре, пятый, двести шестьдесят первый, девяносто семь, двадцать, девять, триста сорок один, девятнадцатый, седьмой, четырнадцатый, двадцать шестой, восемнадцать.

Имя

числительное

Какое по составу

?

?

?

Количественное

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Порядковое

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Обменяйтесь листами, поставьте друг другу отметку

Слайд 32 - 35

2. –На какие две группы можно разбить эти числительные и какое правило правописания здесь действует?

Пятьдесят, тринадцать, девятьсот, восемнадцать, пятьсот, тридцать, шестьдесят, пять.

? (мягкий согласный на конце числительных)

? (мягкий согласный в середине числительных)

5-19, 20 и 30

50-80, 500 - 900

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Обменяйтесь листами, поставьте друг другу отметку

Вывод: - Так что же такое Имя числительное?

4. Закрепление

Слайд 36

 - С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией.

В мире существует около 2000 различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами.

По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком. Давайте прочитаем задания и переведем с русского на математический язык и обратно.

Три

Есть у нас 3 сес3цы

 Вы не знаете их?

 Как бы мне ухи3ться

 Рассказать о троих?

 У одной, что С3жова

 Над окошком жил с3ж.

 С3чь она мастерица –

 Приходи к ней, малыш.

Сто

У про100го 100рожа –

 Не про100рный дом,

 Ча100 в нем 100ножка

 Бродит под 100лом.

 Дорожит 100ножка

 Чи100тою ног

 и 100личной ваксой.

 Чистит 100 сапог.

 Вме100 двух не про100

 Вычистить все 100

 Сразу 100лько обуви

 Не носил никто!

- Почему трудно читать эти тексты?

- Какие цифры обозначают имя числительное (3 сестрицы, 100ножка, 100 сапог, все 100).

- Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?

- Какая запись числа принята?

- Объясните разницу между понятиями “число” и “имя числительное”. (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.)

Найдите “четвертое лишнее”. Слайд 37

А) Двадцать один, восемь, седьмой, пять;

Б) Девятый, первый, семеро, одиннадцатые;

В) Тридцатый, восьмой, пятиэтажный, третий;

Г) Пятеро, шестнадцать, двое, семеро.

5. Итог урока: Слайд 38

Подведение итогов. Выводы по уроку.

- Чем различается запись числа и числительного?

- Когда и для чего используются числительные в речи?

- Для чего (по мнению учеников) урок русского языка проводился совместно с уроком математики?

- Нужны ли такие уроки при изучении других тем русского языка?

- Чему мы научились на уроке? Где эти знания нам пригодятся?

- Достигли ли мы поставленных целей? (поставьте Х на шкале в рабочем листе)

Оценки. – У вас за урок должно получиться три отметки, поставьте в нижнем правом углу второго листа общую отметку.

6. Рефлексия Слайд 39

- Раскрасьте свое настроение на сегодняшнем уроке.

Слайд 40

Пословицы о числительных

Один в поле не воин.

 Одно дерево срубишь – десять посади.

 Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

 Два сапога – пара.

 Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.

 Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.

 Без четырех углов изба не рубится.

 Семеро одного не ждут

 Семь раз отмерь, один отрежь

 Весна да осень – на дню погод восемь.

 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Федосова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ Курьинская сош » им. М.Т. Калашникова

Слайд 2

Имя числительное. Число. Ч етыре И кс С орок Л иния И грик Т риста Е диница Л но Л ь Ь одиннадцат Ь Н оль О дин Е диница

Слайд 3

Цели урока: Совершенствовать свои вычислительные умения при работе с числами Повторить и закрепить знания об Имени числительном, его правописании Выяснить, чем «число» отличается от «числительного»

Слайд 4

МАТЕМАТИКА

Слайд 5

РАБОТА В ГРУППАХ

Слайд 6

Работа в группах 1 группа 2 группа 3 группа Решение примеров Решение уравнений Решение задач 894- (294+80)= ( 586+245)-486= 232-(95+132)= 715 • 9 -101= ( 324+498)-298= ( 629+56)-629= ( 14+ 360): m =8 (4 • 90 ) : n = 120 ( b + 160) : 7 = 40 В пруду плавают утки, селезни, лебеди. Уточек на 9 больше, чем селезней. Сколько лебедей плавает в пруду, если известно, что всего 60 птиц, и среди них 20 уточек? Стоянка геологов находится на расстоянии 250 км от города. Чтобы добраться до стоянки, геологи сначала ехали из города 3 часа на машине со скоростью 72 км/ч, затем 2 часа ехали на лошадях со скоростью 9 км/ч, а после этого 4 часа шли пешком. С какой скоростью они шли пешком?

Слайд 7

ПРИМЕРЫ 894-(294+80)= (586+245)- 486= 232-(95+132)= 715 • 9 - 101= (324+498)- 298= (629+56)-629= 520 345 5 6334 524 56

Слайд 8

УРАВНЕНИЯ ( 14 + 354) : m = 8 3 68 : m = 8 m = 368 : 8 m = 46 (14 + 354) : 46 = 8 (4 • 9 0 ) : n = 120 360 : n = 120 n = 360 : 120 n = 3 (4 • 90) : 3 = 120 ( b + 160) : 7 = 40 b + 160 = 40 • 7 b + 160 = 280 b = 280 – 160 b = 120 (120 + 160) : 7 = 40

Слайд 9

ЗАДАЧИ 1. В пруду плавают утки, селезни, лебеди. Уточек на 9 больше, чем селезней. Сколько лебедей плавает в пруду, если известно, что всего 60 птиц, и среди них 20 уточек? 1) 20 - 9 = 11 (с.) плавает в пруду 2) 20 + 11 = 31 (п.) уток и селезней 3) 60 – 31 = 29 (л.) плавает в пруду Ответ: 29 лебедей.

Слайд 10

ЗАДАЧИ 2. Стоянка геологов находится на расстоянии 250 км от города. Чтобы добраться до стоянки, геологи сначала ехали из города 3 часа на машине со скоростью 72 км/ч, затем 2 часа ехали на лошадях со скоростью 9 км/ч, а после этого 4 часа шли пешком. С какой скоростью они шли пешком? 1) 72 • 3 = 216 (км) проехали на машине 2) 9 • 2 = 18 (км) проехали на лошадях 3) 216 + 18 = 234 (км) проехали на машине и на лошадях 4) 250 – 234 = 16 (км) шли пешком 5) 16 : 4 = 4 (км/ч) с такой скоростью геологи шли пешком Ответ: 4 км/ч

Слайд 11

Числа в сказках

Слайд 12

12 месяцев

Слайд 13

Сказка о мертвой царевне и 7-ми богатырях

Слайд 14

3 поросенка

Слайд 15

Волк и семеро козлят

Слайд 16

Али-баба и 40 разбойников

Слайд 17

3 орешка для золушки

Слайд 18

Белоснежка и 7 гномов

Слайд 19

РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 20

РАБОТА В ПАРАХ

Слайд 21

Напишите виды числительных по составу. Разбейте числительные по группам. Имя числительное Какое по составу ? ? ? Количественное __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ Порядковое __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________

Слайд 22

Напишите виды числительных по составу. Разбейте числительные по группам. Имя числительное Какое по составу Простое Сложное Составное Количественное __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ Порядковое __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________

Слайд 23

Четыре, пятый, двести шестьдесят первый, девяносто семь, двадцать, девять, триста сорок один, девятнадцатый, седьмой, четырнадцатый, двадцать шестой, восемнадцать. Имя числительное Какое по составу Простое Сложное Составное Количественное __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ Порядковое __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________

Слайд 24

Четыре, пятый, двести шестьдесят первый, девяносто семь, двадцать, девять, триста сорок один, девятнадцатый, седьмой, четырнадцатый, двадцать шестой, восемнадцать. Имя числительное Какое по составу Простое Сложное Составное Количественное ЧЕТЫРЕ ДЕВЯТЬ Порядковое

Слайд 25

Четыре, пятый, двести шестьдесят первый, девяносто семь, двадцать, девять, триста сорок один, девятнадцатый, седьмой, четырнадцатый, двадцать шестой, восемнадцать. Имя числительное Какое по составу Простое Сложное Составное Количественное ЧЕТЫРЕ ДЕВЯТЬ Порядковое ПЯТЫЙ СЕДЬМОЙ

Слайд 26

Четыре, пятый, двести шестьдесят первый, девяносто семь, двадцать, девять, триста сорок один, девятнадцатый, седьмой, четырнадцатый, двадцать шестой, восемнадцать. Имя числительное Какое по составу Простое Сложное Составное Количественное ЧЕТЫРЕ ДЕВЯТЬ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМНАДЦАТЬ Порядковое ПЯТЫЙ СЕДЬМОЙ

Слайд 27

Четыре, пятый, двести шестьдесят первый, девяносто семь, двадцать, девять, триста сорок один, девятнадцатый, седьмой, четырнадцатый, двадцать шестой, восемнадцать. Имя числительное Какое по составу Простое Сложное Составное Количественное ЧЕТЫРЕ ДЕВЯТЬ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМНАДЦАТЬ Порядковое ПЯТЫЙ СЕДЬМОЙ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ

Слайд 28

Четыре, пятый, двести шестьдесят первый, девяносто семь, двадцать, девять, триста сорок один, девятнадцатый, седьмой, четырнадцатый, двадцать шестой, восемнадцать. Имя числительное Какое по составу Простое Сложное Составное Количественное ЧЕТЫРЕ ДЕВЯТЬ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМНАДЦАТЬ ДЕВЯНОСТО СЕМЬ ТРИСТА СОРОК ОДИН Порядковое ПЯТЫЙ СЕДЬМОЙ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ

Слайд 29

Четыре, пятый, двести шестьдесят первый, девяносто семь, двадцать, девять, триста сорок один, девятнадцатый, седьмой, четырнадцатый, двадцать шестой, восемнадцать. Имя числительное Какое по составу Простое Сложное Составное Количественное ЧЕТЫРЕ ДЕВЯТЬ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМНАДЦАТЬ ДЕВЯНОСТО СЕМЬ ТРИСТА СОРОК ОДИН Порядковое ПЯТЫЙ СЕДЬМОЙ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДВЕСТИ ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ

Слайд 30

На какие две группы можно разбить эти числительные и какое правило правописания здесь действует? ? ? ________________________________ ________________________________ ________________________________ _______________________________________________________________ ________________________________

Слайд 31

Пятьдесят, тринадцать, девятьсот, восемнадцать, пятьсот, тридцать, шестьдесят, пять. мягкий согласный на конце числительных мягкий согласный в середине числительных ________________________________ ________________________________ ________________________________ _______________________________________________________________ ________________________________

Слайд 32

Пятьдесят, тринадцать, девятьсот, восемнадцать, пятьсот, тридцать, шестьдесят, пять. мягкий согласный на конце числительных мягкий согласный в середине числительных 5-19 , 20 и 30 50-80 , 500 - 900 ________________________________ ________________________________ ________________________________ _______________________________________________________________ ________________________________

Слайд 33

Пятьдесят, тринадцать, девятьсот, восемнадцать, пятьсот, тридцать, шестьдесят, пять. мягкий согласный на конце числительных мягкий согласный в середине числительных 5-19 , 20 и 30 50-80 , 500 - 900 Тринадцат ь Восемнадцат ь Тридцат ь Пят ь Пят ь десят Девят ь сот Пят ь сот Шест ь десят

Слайд 34

Тексты – отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской . Есть у нас 3 сес3цы Вы не знаете их? Как бы мне ухи3ться Рассказать о троих? У одной, что в С3жова Над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица – Приходи к ней, малыш. У про100го 100рожа – Не про100рный дом, Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног и 100личной ваксой. Чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100 Сразу 100лько обуви Не носил никто! Три Сто

Слайд 35

Найдите “четвертое лишнее”. А) Двадцать один, восемь, седьмой, пять; Б) Девятый, первый, семеро, одиннадцатые; В) Тридцатый, восьмой, пятиэтажный, третий; Г) Пятеро, шестнадцать, двое, семеро.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                Ф.И. ученика____________________________

                              ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

   Знаю, умею

Хочу узнать, хочу научиться

МАТЕМАТИКА

о

ц

е

н

к

а

:

РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Напишите виды числительных по составу. Разбейте числительные по группам:

Четыре, пятый, двести шестьдесят первый, девяносто семь, двадцать, девять, триста сорок один, девятнадцатый, седьмой, четырнадцатый, двадцать шестой, восемнадцать.

Имя

числительное

Какое по составу

?

?

?

Количественное

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Порядковое

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Взаимопроверка: ___

2. На какие две группы можно разбить эти числительные и какое правило правописания здесь действует?

Пятьдесят, тринадцать, девятьсот, восемнадцать, пятьсот, тридцать, шестьдесят, пять.

?

?

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Взаимопроверка: ___

На сколько я достиг своих целей на уроке:

Моё настроение на уроке:

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\cartoon_sun_outline_clip_art_19179.jpg

Отметка за урок:________________



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРЫ

894 - (294 + 80) =      

 

(586 + 245) - 486 =  

             

 232 - (95 + 132) =

715 • 9 – 101 =      

           

(324 + 498) – 298 =        

 

(629 + 56) – 629 =

УРАВНЕНИЯ

(14 + 354) : m = 8      

   

  (4 • 90) : n = 120        

 

  ( b + 160) : 7 = 40

УРАВНЕНИЯ

(14 + 354) : m = 8      

   

  (4 • 90) : n = 120        

 

  ( b + 160) : 7 = 40

УРАВНЕНИЯ

(14 + 354) : m = 8      

   

  (4 • 90) : n = 120        

 

  ( b + 160) : 7 = 40

ПРИМЕРЫ

894 - (294 + 80) =      

 

(586 + 245) - 486 =  

           

 232 - (95 + 132) =

715 • 9 – 101 =      

           

(324 + 498) – 298 =        

 

(629 + 56) – 629 =

ПРИМЕРЫ

894 - (294 + 80) =      

 

(586 + 245) - 486 =  

             

 232 - (95 + 132) =

715 • 9 – 101 =      

 (324 + 498) – 298 =        

 

(629 + 56) – 629 =

ЗАДАЧИ

1. В пруду плавают утки, селезни, лебеди. Уточек на 9 больше, чем селезней. Сколько лебедей плавает в пруду, если известно, что всего 60 птиц, и среди них 20 уточек?       

                     2. Стоянка геологов находится на расстоянии 250 км от города. Чтобы добраться до стоянки, геологи сначала ехали из города 3 часа на машине со скоростью 72 км/ч, затем 2 часа ехали на лошадях со скоростью 9 км/ч, а после этого 4 часа шли пешком. С какой скоростью они шли пешком?

ЗАДАЧИ

1. В пруду плавают утки, селезни, лебеди. Уточек на 9 больше, чем селезней. Сколько лебедей плавает в пруду, если известно, что всего 60 птиц, и среди них 20 уточек?       

                     2. Стоянка геологов находится на расстоянии 250 км от города. Чтобы добраться до стоянки, геологи сначала ехали из города 3 часа на машине со скоростью 72 км/ч, затем 2 часа ехали на лошадях со скоростью 9 км/ч, а после этого 4 часа шли пешком. С какой скоростью они шли пешком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ЧТЕНИЕ – РУССКИЙ ЯЗЫК – АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) Тема: Изменение имен существительных по числам.

Урок нацелен на формирование умения различать единственное и множественное число существительных в английском и русском языках, развитие навыков устной речи и чтения на английском языке....

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Интегрированный урок по русскому языку и логопедии по теме: «Ударные и безударные гласные звуки и их обозначение на письме». Тип урока:

Данный урок является интегрированным. Он связывает логопедию и русский язык через основное понятие – речь, т.к. нарушения  речи – является  общей проблемой для учителей и логопед...

Открытый интегрированный урок по русскому языку и математике. 4 класс Тема: «Секреты имён числительных»

Цель: познакомить с употреблением формы множественного числа числительного один при словах, не имеющих единственного числа или называющих парные предметы; тренировать в правильном напис...

Урок по русскому языку по теме "Числительное"

Урок по русскому языку  проводится в 4 классе по теме "Правописание порядковых и количественных числительных"....