Урок развития речи по системе Л.В. Занкова "Типы текстов: повествование, описание, рассуждение".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Такмакова Светлана Ивановна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._r_rechi.tipy_tekstov.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                          МКОУ «Тундутовская СОШ»

                                                                                                  Заверено:

                                                                                                                           Директор МКОУ «ТСОШ»

                                                                                                                          _______   /Убушиева О.А/

Урок развития речи в 3 классе

по теме:

 «Типы текстов»

Тип урока: повторение и закрепление знаний

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Такмакова Светлана Ивановна

Тема: «Типы текстов. Закрепление». 
Цель: Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного типа.

 Познавательные результаты

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к урокам русского языка;

- знание основных моральных норм поведения;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания причин успеха в учёбе;

- интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;

- самооценки и взаимооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- в сотрудничестве с учителем, одноклассниками находить варианты решения учебной задачи;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- пользоваться схемами, составлять схему в соответствии с материалом урока;

- строить сообщение в устной и письменной форме;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным критериям;

Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать;

- проводить сериацию и классификацию изученных фактов языка по самостоятельно выделенным основаниям;

 Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- договариваться, приходить к общему решению;

Строить понятные для партнёра высказывания;

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- договариваться (работа в группе, в паре)

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, карточки со словарными словами, карточки для работы в паре, словарь Ожёгова 4 (4 ш.),карточки для дифференцированной домашней работы, части схемы для работы в группе, части текста для индивидуальной работы

Методический комплект: Учебник А.В.Полякова.

Ход занятия

Учитель – Прочитайте стихотворение:

Ученики. -О, сколько нам открытий чудных

                  Готовит просвещенья дух,

                  И опыт – сын ошибок трудных.

                  И гений – парадоксов друг.

Учитель  – Значения, каких слов вам не понятны? Попробуем вместе дать объяснения. Слайд № 1.

 Просвещение  -передача, распространение знаний.

Парадокс- неожиданное, высказывание, резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу.

Гений - человек, с высокой степенью творческой одарённости.

Учитель   - Как вы считаете, почему мы начали наше занятие с этих слов?  (Каждый урок – это открытие. Мы узнаём что-то новое и интересное)

І.   Актуализация опорных знаний

 Учитель.  -  Объясните  смысл пословицы.

Язык до Киева доведёт.

  (-Мы – люди,  общаемся с помощью языка. И если представить путешественника, который собрался добраться до города Киева, но сбился с дороги, то поможет ему его язык, то есть речь. Он может спросить у других людей, в каком направлении ему двигаться.    Лиза: А я думаю, что эта пословица о том, что с помощью языка, или  речи,  люди могут узнавать много нового от других людей,  делиться знаниями, учиться. Ведь путешественник мог и прочитать дорожные указатели, или карту.)  

 Учитель. – Верно, ребята, вы правильно рассуждали. Язык – это речь. «Язык до Киева доведет» значит, общаясь с людьми, можно справиться с любым заданием. Главное – не бояться спрашивать.  – Запишите пословицу  в тетрадь.

Учитель. – Ребята, чтобы быстро и правильно понимать речь друг друга, нужно хорошо владеть языком. – Что это значит «хорошо владеть языком?»

(Рома: Правильно и красиво говорить. Марьям: Правильно строить предложения. Говорить так, чтобы было интересно слушать.)

Учитель. – Задумывались ли вы, ребята, как проще высказывать свои мысли, в устной или письменной речи?  (Алина: Конечно в устной легче. В письменной приходится долго подбирать слова, выбирать выражения.)

Учитель. – Значит, вы согласитесь, что быть писателем это очень сложно, но интересно. - А сейчас поиграем в дешифровщиков. - Расшифруйте закодированное слово.(карточки на столах)

  – Что за слово у вас получилось?

А

Д

Г

М

А

С

 Б

З

К

П

Ч

И

 Щ

Х

Ф

Е

Д

У

Т

М

Л

П

Е

Ю

Р

Я

В

К

А

Г


Ученики Газета.

Учитель. – Запишите новое словарное слово. Обозначьте ударную и безударную гласную.

III Сообщение темы урока(Слайд № 1)
Учитель.- Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская. 
- Как вы понимаете, что такое мастерская? 
(Место, где что – то создаётся)
- Кто в ней работает? (В мастерской работает мастер, мастера – это люди, отлично умеющие что- то делать).
- Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и совместно выпустить первый номер нашей классной газеты.(Показ заготовки газеты.)

IV. Систематизация знаний. 
Учитель.- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём Ожегова. - периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни ) 
Учитель.- Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет?  ( словарная работа). Запишите эти профессии    (корреспондент, редактор, корректор, художник). Слайд № 2.
Учитель. -Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации. 
Тексты, как вы знаете, бывают разными. В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами « рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в третьих, авторы размышляют о чём- нибудь важном и интересном, иногда даже спорят. 
И мы сегодня будем продолжать, учится работать с текстами, которые понадобятся нам при выпуске газеты. 
1) Определение типа текста. 
- Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты. 
- Дайте определение, что такое текст. ?   (
Текст – группа предложений, связанных по смыслу.Текст состоит из частей )Слайд № 3.
а) чтение текста учителем.
  Слайд № 4.
Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться. 
Учитель - О чём этот текст?             (Дима: Этот текст о щенке).

Учитель – Кто определил тип текста?  (Настя: Это текст повествование, потому что в нём повествуется, рассказывается о том как вёл себя щенок)
Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – ПОВЕСТВОВАНИЕ. 
б) чтение текста учеником. (карточки с текстом  у каждого ученика)

       Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.
Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.

Учитель  - А о чём этот текст? 
Учитель  - Что можно представить, читая его? 
Учитель - Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы? 
Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ. 
в) чтение текста учеником. (карточки с текстом  у каждого ученика) Слайд № 5 (рисунок Мурзика)

     И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.

Учитель - Что объясняется в этом тексте? 
Учитель - Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо? (Милана: Такой текст называется – рассуждение)
Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ. 
Учитель - Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения. 
Учитель - Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили, с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой? 

2) Определение типа текста в зависимости от ситуации.

             Физминутка

Учитель - Если читаю начало текста, который может быть повествованием, поднимаете руки вверх. Если описание – приседаете, если рассуждение бег- на месте.

  1. У маленького Алёши пропал щенок. Мальчик искал Тузика, громко звал его, но не нашёл. Алёша расстроился и заплакал.
  2. Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие.
  3. Наташа купила арбуз. Она очень любит арбузы.
  4. Наташа купила арбуз. Он был блестящий, с тёмно-зелёными полосками.
  5. На столе стоят цветы. Мама любит эти цветы.

Учитель - Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации: 
а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. 
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать. 
в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. 
Учитель - Для чего нужно различать типы текстов?         (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации). 
Учитель - Если мы с вами сегодня мастера слова, должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь переделать один тип текста в другой.

3) Работа по карточкам.

Учитель - Попробуйте переделать описание Весёлого царства в рассуждение о нём.

Весёлое царство. 
Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха. Другого такого царства не было на земле. Там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. В Весёлом царстве не было ни горя, ни забот. 
( По Л.Чарской.)


Учитель - Так на какой вопрос должен отвечать текст рассуждение? (Почему?)

4) Работа в группах. (Дети вписывают слова в заготовленный текст вместо пропусков)

Учитель - Есть такая детская песенка: 
Сто тысяч «почему?» живут на белом свете, 
Сто тысяч «почему?» гуляют по планете… 
Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко. 
Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый. Придумайте и запишите несколько таких «почему?» для нашей газеты. (1 группа) 
Учитель - А еще в каждой газете есть реклама. Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс.(2 группа) 
Наш класс самый лучший, потому что… . Нам уютно и хорошо вместе. 
Наш класс очень хороший, потому что… . Здесь учатся мои друзья. 
Наш класс особенный, так как… Нам легко и весело 
Наш класс замечательный потому, что…   .  Мы поддерживаем друг друга, когда 
трудно. 
Учитель - Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.(3 группа)

Дружные, добрые и весёлые. 
Уже 3 года мы вместе, вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих________________________________. Мы скучаем, когда долго ________________. 
В нашем классе учится 6 __________________ и 10 __________________. Девочки _________ и ________________ ,а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ____________________.

Учитель - И конечно, в каждой газете есть фотоснимки. Сделайте небольшой фотомонтаж «Наше будущее».(4 группа) Учащиеся делают коллаж из заранее приготовленных картинок с изображением людей разных профессий и знаменитостей. 
Все «статьи» приклеиваются в газету.

IV Итог. 
- Перед вами первый выпуск нашей классной газеты. 
- Что вы чувствуете, глядя на него? 
- Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом, о нашем классе) 
- А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная) 
- Значит мы какие? (классные) 
- Покажите это друг другу!

Источники информации: 
1.С.А.Никитина, Л.П.Якунина, Р.Т.Мендекинова. Русский язык. 2.Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина. Детская риторика в рассказах и рисунках.Часть2. Издательский дом «С- ИНФО».Издательство «Баласс» Москва,2002,  Л.С.Саломатина Москва 2010г., Педагогический университет «Первое сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Виды текстов: повествование, описание, рассуждение".

Тип урока- открытие новых знаний; Тема урока- Виды текстов: повествование, описание, рассуждение.  Цели урока: 1. Познакомить учащихся с разными видами текстов- повествованием,...

Урок по теме:«Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»

Цель урока: закрепить  знание у учащихся о тексте, о его роли в общении людей;познакомить  с видами текста: повествование, описание, рассуждение, его  структурных частях; развивать...

Конспект урока «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»

Конспект урока по русскому языкуна тему «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...

Урок русского языка во 2-м классе Тема: «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»

Урок русского языка во 2-м классеТема: «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»...

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение: текст повествование, описание, рассуждение"

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение: текст повествование, описание, рассуждение"...