конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Безударные гласные, непроверяемые ударением"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Прощалыкина Вера Алексеевна

конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Безударные гласные, непроверяемые ударением" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx25.19 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka_prezentatsiya.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:

 

 

                

                

 

 

        

            Урок русского языка  2 класс.

                                                                   

                                                                   

                                                                   

                                                                          

                                                                        Подготовила

                                                                             Прощалыкина Вера Алексеевна

                                                                      учитель начальных классов

                                               МОУ СОШ №25

                                       

Тема: Безударные гласные непроверяемые ударением.

Цели:  познакомить с различными случаями появления в словах непроверяемых гласных    

и согласных;

познакомить с орфографическими словарями непроверяемых слов, с  

этимологическим словарём;

развивать орфографическую зоркость, внимательность, наблюдательность;

воспитывать любовь к природе, птицам.

Тип урока:

Задачи урока: повторить умение проверять написание слова по словарю.

                        Тренироваться в умении правильно записывать слова.

Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

  1. Частично-поисковая деятельность.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

  1. Фронтальная, групповая, индивидуальная
  2. Беседа по вопросам, диалог, сообщение
  3. Практическая работа в тетрадях

Оборудование: компьютер, проектор, экран, тексты, иллюстрации, карточка со словами.

                                       Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Физминутка
  5. Учебная проблема
  6. Рефлексия

                               Ход урока:

  1. Организационный момент.

             Долгожданный дан звонок

             Начинается урок.

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

             Вы отличный дружный класс

             Всё получится у вас

             Давайте скажем мы себе:

             Я всё знаю,

             Всё смогу,

             Я друзей не подведу!

  1. Актуализация знаний учащихся.

-Ребята, а какое время года сейчас идёт?

- Зима.                                                   Слайд  2

- А, что вы знаете про это время года?

Самое холодное время года.

- Назовите зимние месяцы.

- Декабрь, январь, февраль.                Слайд  3

Кому приходится трудно в это время ?

Птицам и зверям.                                 Слайд 4

                    Морозы жёсткие в этом году

                    Тревожно за яблоньки в нашем саду

                    Тревожно за Жучку в её конуре.

                    Такой же морозище, как на дворе.

                    Но больше всего беспокойно за птиц

                    За наших воробышек, дятлов, синиц.

                                                                              Е. Благинина.

- А каким птицам? Вы сейчас откроете учебник на странице 26  

Но сначала запишите число. Классная работа.           Слайд 5

Упражнение 8. Выпишите из словаря названия птиц.

    Ворона,  воробей,  дятел,  снегирь,  синица,  сорока,  соловей.

-Какие слова вы выписали? И почему?

- Слова с непроверяемой безударной гласной, т.е. словарные слова, написание которых мы запоминаем. Давайте проверим.

- А знаете ли вы птиц. Я загадаю вам загадки, а вы отгадываете.

  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять ….            ( снегирь)          Слайд 6

                 

  1. Эта хищница болтлива,

      Воровата, суетлива,

      Стрекотунья белобока

      А зовут её ….                            ( сорока)              Слайд 7

  1. Всё время стучит,

Деревья долбит

Но их не калечит,

А только лечит                         ( дятел)                  Слайд 8

  1. Скачет птичка по дорожке

Собирает шустро крошки

А потом на ветку прыг

И чирикнет: « Чик – Чирик!»        ( воробей)          Слайд 9

 

  1.  Спинкой зеленовата

      Животом желтовата

      Чёрненькая шапочка

       И полоска шарфика                        ( синица)              Слайд 10

- Хорошо. Молодцы!

У вас на партах лежат карточка  со словом ( название птицы). Составьте предложение с этим словом.

СНЕГИРЬ                      СОРОКА                       ДЯТЕЛ                  

ВОРОБЕЙ                      СИНИЦА                      ВОРОНА

- Правильно! Прочитайте предложение, которое вы составили и записали.

Как вы думаете, почему нужно запомнить, как пишутся названия этих птиц?

Потому, что к этим словам нельзя подобрать проверочное слово. Их нужно запомнить.

  1. Постановка учебной задачи.

Что объединяет всех этих птиц?

- Все эти птицы зимующие.                            Слайд 11

Правильно! Давайте запишем и продолжим  предложение.

В НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ ПОЛОСЕ ЗИМУЮТ …, …, …,         

( ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, дятел)

- Молодцы!

     

  IV. Физминутка.

                        Встал воробышек на лапки,

                        Приготовился к зарядке

                        Повернулся вправо, влево

                        Приседанье сделал смело

                        Клювиком почистил пух

                        И скорей за парту плюх.

Отгадайте загадку.

                        Пусть я птичка невеличка,

                        У меня, друзья, привычка –

                        Как нагрянут холода,

                        Прямо с севера – сюда            ( снегирь)  Слайд 12

- Почему эту птицу, так назвали? Как вы думаете?

-Где можно об этом узнать?

- В словаре.

ЭТИМОЛОГИЯ   - ( с греческого) наука об истинном  значении слов. Она рассказывает о том,  каким является то или иное слово: является оно исконно русским, или пришло к нам из другого языка, каким образом образовано слово.

Существуют специальные этимологические словари, из которых вы можете узнать о происхождении интересующих вас слов                 Слайд 13

                          ( демонстрация словаря)

Показать словарь и прочитать в нём о  значении слова снегирь.

    Эта птица прилетает к нам с первым снегом с севера. Однако есть и другое толкование слова.

     СНИГИРЬ ( так, оно писалось раньше) и образовано оно от тюркского СНИГ, что значит «красногрудый». Потом это слово изменилось на современное написание СНЕГИРЬ и ассоциируется в народе с первым снегом. Как пойдёт первый снежок – жди снегиря.

   - Догадайтесь, о какой птички идёт речь?

                     

                       Кто там прыгает, шуршит,

                       Клювом шишки потрошит?

                       Голоском речистым, чистым

                       Клё! Клее! Клё! – поёт со свистом     ( клёст)       Слайд 14

- Имя этой птицы произошло от старинного русского слова КЛЕСТИТЬ, что значит                  « СЖИМАТЬ» , « СДАВЛИВАТЬ », «СТИСКИВАТЬ». Клюв у клеста загнут крест накрест, как будто сдавлен. Это не единственное толкование по польски  « kleskas» – щёлкать, хлопать.

  - Ребята, а как помочь птицам пережить зиму?

 Прочитайте упражнение 10.

Развесить кормушки, насыпать корм.

Ученик читает:  

                               Покормите птиц зимой!

                               Пусть со всех концов

                               К вам слетаются, как домой

                               Стайки на крыльцо

         Не богаты их корма

                               Горсть зерна нужна

         Горсть зерна и не страшна

                               Будет им зима.                                     Слайд 15

                                                          А. Яшин.

Спишите предложение: ПОКОРМИТЕ   ПТИЦ   ЗИМОЙ!   Слайд 16

- Необходимо помогать птицам. А они помогут нам весной и летом, избавляя наши сады и огороды от вредителей.

  Давайте угадаем названия птиц.  

о

о

е

я

е

е

и

о

о

а

ё

                                                   

о

о

а

-Прочитайте, ещё раз эти слова и запомните как они пишутся. Слайд 17

-Молодцы!

- Скоро придёт весна. И первые, кто нам о ней расскажут- это наши  птички.

Ученица читает:            

                                        О чём поют воробышки

                                        В последний день весны

                                       - Мы выжили! Мы выжили!

                                         Мы живы! Живы мы!                 Слайд 18

Рефлексия.

- Что на уроке было наиболее интересным?

- Что трудным?

-Как вы оцениваете свою работу?

Дерево успеха.

- СПАСИБО ЗА УРОК!                     Слайд 19


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безударные гласные непроверяемые ударением Прощалыкина Вера Алексеевна учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г.Богородицка

Слайд 2

ЗИМА

Слайд 3

Зимние месяцы Декабрь Январь Февраль

Слайд 4

Февраль

Слайд 5

15 февраля. Классная работа

Слайд 6

Снегирь

Слайд 7

Сорока

Слайд 8

Дятел

Слайд 9

Воробей

Слайд 10

Синица

Слайд 11

Зимующие птицы

Слайд 12

Снегирь

Слайд 13

Этимология ( с греческого) -наука об истинном значении слов. Этимологические словари.

Слайд 14

Клёст

Слайд 15

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой Стайки на крыльцо Не богаты их корма Горсть зерна нужна Горсть одна и не страшна Будет им зима. А. Яшин.

Слайд 16

Покормите зимующих птиц!

Слайд 17

Запомните Воробей, сорока, ворона, дятел, синица.

Слайд 18

О чём поют воробышки В последний день зимы? Мы выжили! Мы выжили! Мы живы! Живы мы! В. Берестов.

Слайд 19

Источники информации ppt4web.ru/detskie-prezentacii/zimujushhie-pticy0.html‎ web2edu.ru Этимологический словарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".

Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Гласные звуки" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звукахПланируемые результаты:Предметные: Знать какими буквами на письме обозначаются гласные звукиУметь определять гласные звукиЛичностны...