Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx31.67 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Состав слова. Однокоренные слова.

Тип урока:  Повторение изученного.

Цель:  

- Обобщить знания учащихся о составе слова и однокоренных словах

- Проверить усвоение данной темы: терминов,  умения находить  части слова  и разбирать его по составу

- Развивать  наблюдательность, внимание, умения работать в паре.

Задачи:

1.  Усовершенствовать навыки  разбора слов по составу и нахождению однокоренных слов.

2.  Развивать познавательные и исследовательские умения, внимание и творческие способности детей, самостоятельность, способность решать творческие задачи и работать в паре.

3.   Воспитывать положительные морально – волевые качества ребёнка, инициативность, самостоятельность.

 Оборудование: учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык», часть1,презентация, конверты с заданиями, смайлики-улыбки, плакат с девизом.

№ Этапа

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

        1

Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

 И работать начинаем.

Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

Проверяют свою готовность.

2.

Актуализация знаний

Цель нашего урока  и чем мы

с вами будем сегодня заниматься, вы попробуете отгадать по следующему заданию:

-как вы думаете, какое задание я вам хочу предложить?

НЕРЬКО  КВАСТАПРИ ЛГОЛАГ  КИНОЧАУНОЕ СФИКУСФ

Верно

-Как такая игра называется

(анаграмма, запомните)

-Итак, составляем слова

-Кто догадался, какое первое слово? Второе..третье..(Дети называют слова, я пишу их на доске)

-Какое слово лишнее? Почему?

-Ребята, а для чего надо знать части слова?

(Чтобы правильно писать слова.)

-Поэтому и девиз нашего  урока звучит так:

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

Смотрят слайд

Изменить порядок букв в словах. Отгадать слова

-Ответы детей

-Корень ..

Приставка…

Глагол - это название части речи, а остальные слова - названия частей слова

 1 Слайд

3

Объявление темы урока

Минутка чистописания

Сегодня на уроке мы будем вспоминать состав слова. Тема нашего урока - Состав слова.  (Пишу на доске).Скажите, а в домашнем задании вы с этим сталкивались?

- Опросить 2 -3х человек.

-Кто не справился с этим заданием? У кого не получилось?

-У всех так получилось? Молодцы.

-Открыли тетрадь, посмотрели на доску, записали сегодняшнее число, классная работа. (проговорить число)

Чч
ча чу чи че
час часок часовщик

-Что вы можете сказать о записанных словах в последней строке?

-Вспомните, какие слова мы называем однокоренными?

-Работа с однокоренными словами входит в задачу нашего с вами урока.

Эти слова, однокоренные

С места отвечают.

2 Слайд

4

Работа по теме урока

-А сейчас мы повторим с вами все части слова.

На слайде предложение:

На трава лежат крупной росой.

-Скажите, это предложение?

-Почему?

-Что надо сделать, чтобы оно стало предложением?

-Запишите предложение правильно и выделите ту часть, которую вы изменили.

-Как называется изменяемая часть слова, которую мы выделили?

-Для чего служит окончание?

-Какие еще части слова вы знаете?

-А какая часть слова главная? Без чего слово не может быть?(если не ответят, на примере слова поехали)

-А что такое корень?

-А как найти корень?

-Найдите корень: белка, белый, белизна, белила.

-Все ли тут слова однокоренные?

-Есть лишнее? Какое?

-Почему?

-Вот мы и вспомнили признаки однокоренных слов.

-Запишите только однокоренные слова и выделите в них корень.

-Корень-главная часть, а при помощи чего мы можем образовать однокоренные слова?

-Возьмем корень -лес.(пишу на доске)

Образуйте при помощи суффикса новые слова. Выделите суффикс.

Посмотрите, у нас образовались новые слова. Кто такой лесник, что мы называем лесочком?

-Что такое суффикс?

-Теперь возьмем корень – лёт

Образуйте при помощи приставки новые слова. Выделите приставку.

-Что такое приставка?

-Докажите, что это новые слова.

Ученик читает предложение

-Нет

-Потому что эти слова не связаны между собой.

-Изменить слова

На траве лежит крупная роса

-Окончание

Служит для связи слов в предложении

приставка,

суффикс,

корень

-без корня

Надо подобрать однокоренные слова

Смотрят слайд

-Нет

Белка

-Слово не является близким по смыслу.

-С помощью приставки и суффикса.

Лес, лесник,

лесочек.

-Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Лет, перелет, прилет, полет

-Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3 слайд

4 слайд

Пишу на доске

Пишу на доске

5

Физминутка

Встали ровно, потянулись, как приставка изогнулись,   показали дружно корень, в домик сели мы у моря.           Этот домик не простой, суффикс звать его судьбой. А потом пойдем резвиться - с окончаньем веселиться. Изменять слова мы будем,      Научились! Не забудем!!

6

Словарная работа

-А теперь мы поиграем и кроссвордик разгадаем!.

1)Как одним словом заменить фразу: с далекого расстояния?

Запишем слово в тетрадь

2) Нужно здесь купить билет -
И объедешь целый свет.
И повсюду - слева, справа
Пассажирские составы.

Запишем слово в тетрадь

3) У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна... 

Запишем слово в тетрадь

4) Вот вам чертёж, где каждый размер

Новой детали дал…

Запишем слово в тетрадь

5) Когда солнце в созвездии Пса,
Наступают такие деньки,
Когда можно гулять допоздна,
И не нужно стоять у доски.

6) Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но каждый день терял он вес,
И, наконец, совсем исчез.

Запишем слово в тетрадь

Ребята, а что это за слова у нас получились?(вы наверно догадались, что у нас за слова получились)

Выделите в них орфограммы.

-Теперь посмотрим, какое слово у нас получилось в середине?

-Вспомним еще раз, что такое корень?

Раздача карточек. –

-А теперь каждый получит конверт с карточками и мы посмотрим, как вы умеете составлять слова. Подписали листочки.

-Выполнили задания?

-Поменяйтесь вариантами со своим соседом и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте оценку.

 

-С чего мы начинаем разбирать слово?

-А потом?

-Когда мы выделяем слово по составу, что еще мы выделяем?

Верно, Что такое основа слова?

Молодцы. Помни при разборе слова:

Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

-Издалека

-Вокзал

-Кастрюля

Инженер

Каникулы

Календарь

Словарные

-Корень

Конверты с заданиями

-Да

-С окончания

-Потом нужно найти корень, приставку и суффикс.

- основу

6 слайд

Парная работа

 7 Слайд: на нем значок парной работы,     и критерии оценив.

8 Слайд

7

Проблемная ситуация

Посмотрите на доску (поляна, поезд). Записали эти слова к себе в тетрадь.

-Выделите части слова

-Сравните

-Как определили, что во втором слове - по приставка?

-Правильно.

-высказывают разные мнения

поезд

докажут и подберут однокоренные, скажут от какого слова произошло слово поезд

то же самое

попытаются

сделать со

словом-

 полотенце, не

получится,

сделают

вывод, что полот-

это

часть корня.

8

Работа с учебником. Повторение изученного.

-Открываем учебник на странице 51,выполняем упражнение 77

-Скажите, а в этом упражнении слова пристань и пристани являются однокоренными? Правильно.

Если скажут да, то разбираю с ними слово по составу и обнаруживаем, что все одинаковое в словах, кроме окончания, изменилось только оно (стоит в падеже)

-Нет, это форма слова стоит в падеже)

9

Самостоятельная работа.

А теперь выполним самостоятельную работу, упр. 80(по рядам) К доске от каждого ряда по человеку.

Для слабых учеников(4 человека) выдать карточки с облегченным заданием (вместо 5 слов-3слова). Опросить их вслух.

10

Подведение итогов и домашнее задание.

-Из каких частей состоит слово?

-Какие части слова служат для образования новых слов?

-Какие слова называются однокоренными?

 

11

Рефлексия

1. Все ли вам было понятно на уроке?

 2.Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

3.Были ли вы на уроке внимательны к друг другу?

Если вам было интересно, поднимите смайлик-улыбку

Если вам чего-то не хватило на уроке,

поднимите задумчивый смайлик

Если вам было неинтересно на уроке, поднимите грустный смайлик.

12

Выставление оценок домашнее задание.

Посмотрите на слайд:

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Окончание в слова  мама  отмечали.(Оценка)

 Домашнее задание: с. 52 правила(закрепить), упр. 78. 

Выставление оценок

9 слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....

Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....

Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс

Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....

Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" ( 2 класс)

Урок создан в соответствии с ФГОС. Применяется технология проблемного ообучения с использованием ИКТ...

Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Планета Знаний"...

Презентация к уроку русского языка "Состав слова. Однокоренные слова."

Презентация к уроку русского языка "Состав слова. Однокоренные слова."...