Урок русского языка. 4 класс. Тема: Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Тырышкина Наталья Александровна

Данный материал поможет в проведении урока "Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег". К нему прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс.

Тема: Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине; познакомить с биографией А.А. Пластова; развивать умения орфографической зоркости, правильного, осознанного письма; развивать умения выражать свои мысли.

Формирование УУД:

П.- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

К.- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение работать в паре, умение сотрудничать;

Р.- составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия;

Л.- нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация, репродукция, карточки для работы в группе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к деятельности.

- Внимательно рассмотрите фотографию и послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева. (слайд 1)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Какое настроение вызывают у вас эти строки ?

- О каком времени года говорится?

- Каким можно назвать лес на фотографии? Подберите как можно больше прилагательных.

3. Работа по теме урока.

- Посмотрите на следующую картину.  Что изображено на картине? Кто изображен на картине? Как бы вы назвали эту картину? А кто из вас знает, как она называется и кто автор этой картины? (слад 2)

Кто-нибудь догадался, какова будет тема сегодняшнего урока?

Тема: сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Какие цели будем ставить перед собой, для написания сочинения?

(правильно, грамотно строить предложения, составлять текст, используя правила  грамматики и орфографии, синтаксические правила)

- Предлагаю вам познакомиться с автором этой картины. (слайд 3)

- Живописец, народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов родился 31 (19 по старому стилю) января 1893 года  в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье, дед и прадед Пластова были иконописцами.  (слайд 4)

- Три года проучился в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Сначала Пластов обучался в мастерской художника Ильи Машкова, а затем в Строгановском училище.
В 1914 году Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.
(Слайд 5)

- Как вы понимаете слово- Ваяние? (высекание, высечение, вырубание в скульптуре)

Как вы понимаете слово – зодчество? (искусство проектировать и строить здания )

- Живописец продолжал работать до самых последних дней жизни. Умер Пластов 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха, в котором в 1988 году был открыт мемориально-документальный музей Аркадия Пластова. (слайд 6)


13 июля 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея состоялось открытие выставки произведений советского художника Аркадия Пластова. (слайд 7)

- У Пластова очень много картин разной тематики. Я предлагаю вам посмотреть самую маленькую часть  его большого творчества. (слайд 8-9)

Работа с упражнением учебника.

- Откройте учебники на с. 92. Найдите упражнение № 161. Прочитайте задание.

- Рассмотрите репродукцию картины «Первый снег». Какое впечатление производит картина?

- Ответьте на вопросы учебника.

- Какой вы видите берёзку рядом с домом?

- Как А.А.Пластов показал, что дует ветер?

-Кто радуется первому снегу?

- Кто изображен на переднем плане? Во что одеты дети?

- Что изображено на дальнем плане?

- Что за птица важно разгуливает по двору? Опишите её.

- Как вы думаете, с какой целью художник нарисовал одинокую ворону на свежем, только выпавшем снегу? (Хотел показать чистоту первого снега)

- Кто знает, как называется этот прием в искусстве? (контраст)

- Какие цвета выбрал художник для картины: яркие, солнечные, спокойные, сдержанные? (спокойные, неяркие)

- Понравилась ли вам картина? Какое настроение она создает?

Работа в парах.

- Сейчас прошу вас выполнить работу в паре . (алгоритм работы в паре - слайд 9)

Орфографическая работа.

- У вас на столах конверты с заданием. Внимательно читайте задание, обсудите, как вы его будите выполнять и приступайте к работе.

Сличение по эталону (слайд 11).C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок1.png

- Какие орфограммы вам встретились?

- Какие ещё можно подобрать имена существительные к этой картине?

- Какие имена прилагательные? Глаголы?

Составьте предложения, используя данные слова.

4. Физкультминутка.

5. Составление плана сочинения.

- Какой тип речи вы будите использовать при написании сочинения? (повествование или описание)

-  Из каких частей будет состоять ваше сочинение? (из вводной части, основной и заключения)

О чём вы будите писать в вводной части?

Как можно назвать её,  запишите на листочке первый пункт плана.

О чём вы будите писать в основной части? Запишите название этой части.

Чем вы закончите своё сочинение? Напишите последний пункт плана.

Может ли план состоять из большего количества пунктов?

Посмотрите, какой план составила я.

  1. Художник А.А. Пластов и его картина.
  2. Первый снег.
  3. Радость детей.
  4. Ворона на белом снегу.
  5. Моё отношение к картине.

Можете изменить свой план, что – то дополнить или убрать.

- Напишите сочинение на черновике.

6. Рефлексия.

Чтение и анализ нескольких сочинений.

С каким художником вы сегодня познакомились?

Какие цели мы перед собой ставили?

Прочитайте предложения  и дополните их (слайд10).

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"...

Урок русского языка на тему: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка"

Тема урока: «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка».Цели: в процессе анализа пробудить способность выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественн...

Презентация к уроку русского языка по теме: Сочинение по картине И.Ф.Хруцкого "Цветы и плоды" 3 класс

В презентации дана краткая биография художника, его ранние картины....

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины А.А.Рылова "В голубом просторе" 3 класс

Презентация знакомит с творчеством живописца Рылова А.А. Здесь даны репродукция картины, этапы урока, план....

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс

В презентации краткая биография художника В.М.Васнецова, его картины, план работы над сочинением....

Презентация к уроку русского языка по теме Сочинение по картине В.А.Тропинина Кружевница 4 класс

В презентации ученики знакомятся с биографией художника, его картинами....

Презентация к уроку русского языка по теме Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег" в 4 классе по программе Школа Росси

Презентация знакомит учеников с биографией художника, его картинами. Показаны этапы работы над сочинением....