Урок русского языка. "Правописание безударных окончаний существительных". 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Опарина Оксана Александровна

Конспект   по теме "Правописание безударных окончаний существительных".

Цель: Обобщение  и систематизация знаний.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Программа  "Планета знаний"

                 Урок  русского  язык  в 4 классе.  

Тема : "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах."

Тип урока. Урок систематизации и обобщения знаний.

Цель.  Обобщить и систематизировать знания по теме "Правописание  безударных окончаний существительных"

Познавательные УУД:  Структурирование знаний. выбор наиболее эффективных способов решения практических задач.

Регулятивные УУД:  Целеполагание.  Планирование.  Контроль.

Коммуникативные УУД:  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные умения:  Умение  безошибочно писать безударные окончаниях имён существительных, объяснять правописание данной орфограммы.

Ход урока.

I.    Эмоциональный настрой.

Слайд 1      На экране зимний лес.  Звучит музыка  (Сергей Серафимович. Инструментальная импровизация. "Зимний лес")

II.     Формулирование темы.

   Слайд 2                                                                                                                                                                                Перед праздником зима 
Для зеленой
елк.
Платье белое сама 
Сшила без
иголк. 
Отряхнула белый снег 
Елочка с поклоном 
И стоит красивей всех 
В
платьиц.  зеленом. 
Ей зеленый цвет к лицу, 
Елка знает это. 
Как она под Новый год 
Хорошо одета!
 

Учитель: - Как хорошо в лесу! Зима навела порядок: одела деревья в тёплые шубки и шапки, травку укрыла  пуховым одеялом.

- А вот у нас порядка нет. Что же мы должны сделать?

Дети: - Необходимо вставить пропущенные  буквы  окончания выделенных слов.

Учитель: - Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?

  Ученики:   - Правописание безударных окончаний существительных.

Учитель:  - Для чего мы будем работать по этой теме?

  Ученики:  - Нам надо   отработать умение писать буквы е, и в безударных падежных окончаниях существительных.  

- Надо обобщить знания по этой теме.

III.     Повторение.

Учитель:  -  Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное окончание существительного?

Ученики:   - Склонение существительных.

- Вопросы падежей.

-Алгоритм проверки безударных окончаний у существительных.

Учитель:  -  Когда надо проверять окончания существительных?

 Ученики:   - Когда окончание находится в безударной позиции,  -е или -и,  в Р.,Д.,П. падежах.

Слайд 3

Учитель:  -   ребята, вам предлагается заполнить  таблицу.  

(Дети  самостоятельно заполняют  таблицу)

Проверка.  К  SMART доске вызывается ученик для проверки.                                                                                   В листах самооценки дети ставят + или - за  выполненное задание.

Падежи

Вопросы

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Р.п.

Д.п.

П.п.

Учитель:  -   Почему в таблице приведены не все падежи?

 Ученики: -Только в этих падежах есть окончания е, и, здесь можно допустить ошибку.

На доске слова:

ель     сосна    туя    пихта

Учитель:  -  Прочитайте слова , что у них общего? (Существительные, обозначают названия хвойных растений.)

- Найдите лишнее слово.  

Ученики: - Ель третьего склонения, оно лишнее, потому что все остальные слова  второго склонения.

Учитель:  -  Назовите  существительное 2-го склонения, которое обозначает хвойное дерево.  

Ученики: - Кедр.

На доске:  ель     сосна    туя    пихта   кедр

Учитель:  -  Одинаковые ли окончания  будут у этих существительных в форме косвенных падежей единственного числа?

Ученики: -  Нет, потому что у них разные склонения.

Учитель:  -  Просклоняйте  существительные ( 1 ряд - ель, 2 ряд -  туя. 3 ряд - кедр), проверьте окончания  в Р, Д, П. падежах по таблицам, оцените свою работу.

Результаты выполнения отражаются в листах самооценки.

IV.     Систематизация.

Учитель:   - Проговорите алгоритм  проверки правописания  безударного окончания,  которым вы пользовались.

 На SMART доске составляется алгоритм.

 1).  Определить склонение существительного.

2).   Определить падеж существительного.

3).  Вспомнить окончание существительных в этом падеже этого склонения.

Учитель:  -  Всегда ли  удобен этот способ?

Ученики: -   В  третьем склонении всегда пишется  в окончании -И.  Способ этот удобен.

А  со 2-м и 3-им склонениями сложнее.

Учитель:  -  вспомните другой способ проверки безударных падежных окончаний существительных.

На SMART доске составляется алгоритм:

1).  Определить склонение существительного.

2) . Подставить слово-помощник: 1 скл. - земля, 2 скл. -конь

3). Вставить окончание как у проверочного слова.

Учитель:  - Какое проверочное слово у 3 склонения?

Ученики:  - В 3 склонении пишем всегда  -И.

Учитель:  - Выполнить следующее задание проверяя окончания вторым способом.

Слайд № 4.5

Учитель:  -  Надо украсить ёлочку гирляндой из шариков.  

Найдите задание №1. В нём даны слова с  безударными окончаниями. Определяете букву, выполняя проверку вторым способом.  Запишите  её в шарике, начиная справа снизу, поднимаясь наверх по гирлянде. Посчитайте количество слов с окончанием -И.  Запишите в звёздочке.

Задание №1 (Работа в парах.)

На книжк..., по тетрад...,к лисичк..., на макушк.... для библиотек..., к деревн..., на площад..., на ёлк..., на мороз..., из жизн...

Проверка. Один ученик восстанавливает гирлянду  на SMART доске .  

Дети отмечают результаты выполнения  задания в листке самооценки.

Работа со словарём.

Дети  записывают  в тетрадь новое словарное слово  ГИРЛЯНДА.  Выделяют орфограмму.  По словарям  находят толкование  слова.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

ГИРЛЯНДА, -ы, ж. Сплетенные в виде цепи цветы и зелень. Г. из роз.Гирлянды из фонариков (в иллюминации). II прил. гирляндный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

ГИРЛЯНДА гирлянды, ж.(ит. guirlanda). Полоса, лента из связанных, сплетенных в виде цепи предметов, преимущ. цветов и зелени (книжн.). Гирлянда цветов. || Орнамент, узор такой формы (спец.). Фасад дома украшен лепными гирляндами. || перен. Окаймляющий ряд, вереница (поэт.). Дамы обступили его блестящей гирляндою. Гоголь.

Даётся  характеристика  слову как части речи.  (Существительное, кто? одушевлённое, нарицательное, ж.р., ед. числа)

Задание №2.

Учитель:  -  Познакомьтесь с текстом  (Читают про себя, затем вслух). К какому типу текста он относится?  Повествование.  Узнали ли вы что-то для себя новое?  

Учитель:  -  Перечитайте текст и своими словами расскажите соседу о чём  узнали.  Чётко формулируйте предложения.

- Оцените работу соседа.

 - Поменяйтесь  ролями.

- Оцените свою работу. Как у вас получилось пересказать.  Заполните оценочный лист.

Задание №3

Вставить пропущенные окончания. Объяснить правописание (разными способами).

Задание №4

Выписать в тетрадь  предложение с описанием  гирлянды.

ъ

Проверка.  Подведение итогов:

Какие задания вызвали затруднение?

Усвоена ли тема?

Перечитайте ещё раз текст. О чём очень важном надо помнить, чтобы Новый год  действительно был весёлым, беззаботным и безопасным?

Домашнее задание.  Написать небольшое сочинение- рассуждение о необходимости соблюдать ППБ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Правописание сочетаний "чу-щу". 2 класс.

В презентации содержится материал к уроку во 2 классе по теме: " Правописание словосочетаний чу-щу"....

Урок русского языка "Правописание сочетаний ЧК - ЧН", 1 класс.

Цели: 1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН,  учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить зв...

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

урок русского языка "Правописание личных безударных окончаний глаголов"

Класс: 4 класс, начальные классы   Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Тип урока: изучение нового материала. За...