"Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков". УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Федорова Ксения Вячеславовна

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков".

Конспект урока, презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе Выполнила: учитель нач.классов, Федорова К.В.

Слайд 2

1) Сорока замерзла, замерз воробей. Мороз их обидел, а ты пожалей! 2) Мальчик просит у меня: "Папа, я хочу коня!" "Сын мой, я тебя люблю. Я коньки тебе куплю!" 3) Морковь и капусту сегодня купила, Хорошие щи для друзей я сварила. На скатерти новой расставлю посуду И всех, кто придёт, угощать ими буду.

Слайд 3

Проверь себя! С о рока В о р о бей Мальч и к К о ньки М о рковь К а пуста П о суда

Слайд 4

Тема : влияние гласных букв и,е,ё,ю,я на произношение согласных звуков. Цель : формировать представление о том, что мягкость на письме обозначается мягким знаком или гласными буквами, и, е, ё, ю, я.

Слайд 5

Слова-отгадки Рысь Олень Медведь

Слайд 6

Нос-нёс Тома-Тёма Лук- люк Дома-Дима Высок-висок Мал-мял Банка-банька Кров -кровь

Слайд 7

Люк -это закрывающееся крышкой отверстие для проникновения вниз. Кров -это крыша, дом, жилище.

Слайд 8

Игра «Закончи предложения» Сегодня на уроке я узнал(а), что... Теперь я умею... Было трудно... Было интересно... Я почувствовал(а)...

Слайд 9

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков. (рус.яз., 2 кл.)

Цель: формировать представление о том, что мягкость согласных на письме обозначается мягким знаком или гласными буквами и, е, ё, ю, я.

  1. Орг.момент. (проверка готовности)
  1. Пальчиковая гимнастика. ( «Замочек», «Борьба пальцев», « Растираем ладони»).
  2. Оформление работы в тетрадях.

(Пишем число, классную работу, день недели).

  1. Чистописание.  

Прописываем 2 строчки, чередуя буквы е,ё. Письмо по образцу.

Сначала письмо в воздухе.

-Что мы знаем о буквах е, ё? Дайте им характеристику.

 (гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков на письме в слоге-слиянии).

  1. Актуализация знаний.

Запись слов под диктовку на доске. (вызываю по 1чел. на 2 слова): Ребята, мельник, пёс, сестра, девочка, мёд.

Проверка.

 (Поднять  руку, если согласны; хлопок, если не согласны).

-Объясните роль букв е,ё в данных словах? (они обозначают мягкость согласных звуков).

-Как влияют гласные буквы е,ё, на произношение?

      IV. Повторение пройденного.

1. Фронтальная работа по предшествующей теме (1-3 у Д под диктовку, остальные в тетр.) + 2-индивид. задания-карточки.

Подбери слова, которые находятся в отношении последовательности и подчеркни  мягк.знак:
Диктую: Май – … (июнь), утро – … (день), воскресенье – … (понедельник). 

Карточка 1. Выпишите слова с мягк.знаком. Подчеркни буквы на месте мягких согласных звуков.  

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

Б. Заходер.

(Индивидуальная  проверка). Проверишь сама и поставишь отметки.

2. Выборочный словарный диктант.

Выпис. словарные слова, ставят над ними удар., подчеркив. безуд.гласн. С1!-текст, С2!-Проверь себя. + ХЛОПКИ «Как будешь писать по слогам?»

V. Сообщение  темы и цели урока.

«Все уроки рус.яз., мы с вами посвящаем изучению материала, с которым познакомились ещё в 1 классе. Как вы думаете, почему мы это делаем?»… 

- Как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Можно отрыть учебники на нужной странице, дать время посмотреть и попробовать сформулировть самостоятельно тему)

На прошлом уроке мы узнали какая буква обозначает мягкость предшествующего согласного звука на письме. Какая же это буква? (Буква Ь).

-Какие ещё буквы могут обозначать мягкость согласного звука?

(Гласные буквы и, е, ё, ю, я).

- Понаблюдаем, когда эти буквы обозначают мягкость согласного звука.

Тема нашего урока:  Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков, а цель нашего сегодняшнего урока формировать представление о том, что мягкость согласных звуков  на письме обозначается мягким знаком или гласными буквами и,е,ё,ю,я. С3!

VI. Работа по теме урока.

1) Повтор. о правописании мягк.знака – показателя мягкости согласных звуков.

-Отгадайте загадки и запишите отгадки + подчер.буквы на месте мягк. согласных (Загадки задают обучающиеся, я на экран ответ с картинкой- С4!)

Запишите слова.

Раздели на  слоги (ХЛОПКИ)

-Какие солг.звуки на конце слов-отгадок?

-Как обознач.мягкость согласного на письме? (ь указ.на мягкость согласного звука)

Заранее на Д написать. -Запиши слова, вставив пропущен.буквы: мал…чик, кон…, осен…, дожд…, пис…мо. Раб.у Д. + в тетр.

VII. Физкультмин.

2)  Прочитай пары слов. С5!-нос-нёс, Тома-Тёма, лук-люк, дома-Дима, высок-висок, мал-мял, банка-банька, кров-кровь. (у.)

-Объясните значение выделенных слов?

С6 даем определения слов ЛЮК, КРОВ,

-На что обратили внимание?

-Сравните пары слов по произношению и по написанию. Что заметили?(меняется написан.гласной буквы, мен. и значение.)

-Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

ВЫВОД: буквы е,ё,и,ю,я обозначают мягкость согласных звуков, если стоят после них. (проговариваем вслух неск.раз)

3) у.87,с.74 (письм.в тетр., 1 у Д.) проверка с поднятием руки.

+звуко-букв.анализ слова тюлень (на Д я, (обущ.-ся у.).

Читают правило на с.77.

4)у.93,с.77—Сам.раб. на отметку с проговариванием. (взаимопроверка, «а потом я проверю насколько вы были внимательны»).

5)Раб.в парах на закрепление пройденного материала. У.90,с.76 (на листиках)

-Запишите и обсудите.

11. Рефлексия уч.деят. Итоги урока.

-Почему согл.звуки произносятся то твердо, то мягко?

Итог: ПРАВИЛО с.77 (читаем вслух)

12. Самооценка работы на уроке.  

-С7! Игра «Закончи предложения»…

С8 «Спасибо за урок»

13. Д/з (комментир.) у.94,с.77, правило. На Д.

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.Произношение и обозначение на письме гласных и согласных звуков. 2 класс "Школа России"

Урок - игра. "Брейн - ринг"Цель: формирование умений в произношении и обозначении на письме гласных и согласных звуков. Задачи: 1)отрабатывать правила написания безударных гласных и парных ...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

Конспект + презентация урока произношения. Согласные звуки [р] - [р\']; 1 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9191158","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]] Лексическая тема: путешествие в деревню «Звукино».Т...

Парные звонкие и глухие согласные звуки "Школа России"2 класс

Парные звонкие и глухие согласные звуки "Школа России" 2 класс...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Конспект урока по русскому языку "Твердые и мягкие согласные звуки" Школа России

Структура урока «Открытие нового знания» КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: твердые и мягкие согласные звуки Цели деятельности учителя: Дать представление о способе обозначени...