Разработка урока русского языка по теме «Сложное слово» (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Терёшина Валентина Владимировна

Тема урока: Сложные слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

  • формирование представления о понятии «сложно слово», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах;
  • формирование нравственной культуры личности школьника.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать понятие «сложное слово»;
  • формировать умение правописания сложных слов с опорой на алгоритм;
  • активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса у учеников, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, воображения, разных видов памяти.

Воспитательные:

  • продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);
  • формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);
  • совершенствовать навыки совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка

по теме «Сложное слово» (3 класс)


Урок русского языка. 3 класс.

Тема урока: Сложные слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

  • формирование представления о понятии «сложно слово», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах;
  • формирование нравственной культуры личности школьника.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать понятие «сложное слово»;
  • формировать умение правописания сложных слов с опорой на алгоритм;
  • активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса у учеников, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, воображения, разных видов памяти.

Воспитательные:

  • продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);
  • формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);
  • совершенствовать навыки совместной деятельности.

Ход урока

  1. Оргмомент

У.: - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Потрите свои ладошки, почувствуйте тепло. Повернитесь лицом друг к другу, прислоните свои ладошки к ладоням своего соседа, передайте  ему свое тепло. Давайте сохраним этот теплый настрой на протяжении всего урока

  1. Актуализация знаний

У.: - Найдите значение выражения: первое слагаемое 15, второе 30. Найдите сумму. Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить 2 числа. Но это неспроста. Найдите сумму 15 и 30

О.: - При сложении двух слагаемых, мы получили сумму 45.

У.: - Ровно 45 минут мы будем с вами совместно плодотворно работать. Какие качества нам понадобятся,  чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое открытие?

О.: - Это внимательность и наблюдательность, работа в команде, поддержка друг друга.

У.: - Итак, мы сложили два числа. Что мы складываем в обычной жизни?

О.: - Ручки в пенал; тетради в папку; школьные принадлежности в портфель.

У.: - А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте.

У.: - Рассказать секреты слова.

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

У.: - Я приготовила для вас конверты. В них подсказки. Ими можно воспользоваться. Но сначала попробуйте сами (работа в группах).

У.: - - А теперь давайте проверим коллективно. Пожалуйста, ответ первой группы

О.: - Из букв, если сложить получаем слово (л+е=ле)

О.: - Из слогов получаем слова (ле+са=леса)

О.: - Можно получить слово при сложении его частей (приставки, корня и суффикса) (пере+лес+ок=перелесок)

У.: - Ответы второй группы

О.: - Складывая слова мы получаем предложение (Наступила холодная зима).

У.: - Ответы третей группы

О.: - Если сложить предложения, то можно получить текст.

У.: - Зачитайте, пожалуйста, текст.

О.: - Репейник

В семенах репейника есть масло. Оно нужно для приготовления мыла. Из стеблей репейника делают бумагу. Настой его корня на масле улучшает рост волос.

У.: - Обратите внимание ребята, какое полезное растение. Масло этого растения используют в косметологии. Оно улучшает структуру волос. У нас в городе это масло можно купить в аптеке.

У.: - А что же у нас в четвертом конверте?

О.: - «Ловушка». Мы отгадали загадку. (Целый день везде летает очень всем надоедает.) Это муха. Дано слово дополнительно ловить. Если их сложить, то получается бессмыслица.

У.: - А как же быть? Кто знает?

О.: - Можно взять только корни.

У.: - Хорошо получилось МУХЛОВ. Есть такое слово?

О.: - Нет, но есть слова мухолов, мухоловка.

У.: - Какие интересные слова. А кто знает, как они называются.

О.: - Сложные.

У.: - Так вот тема нашего урока (скажем хором)

О.: - Сложные слова

  1. Физминутка

У.: - Сегодня мы разучим новую физминутку. Она нам с вами будет необходима на следующем уроке. Поскольку завтра нас с вами ждет увлекательное путешествие.

Постовой стоит упрямый

Людям машет: «Не ходи!»

Здесь машины едут прямо,

Пешеход, ты погоди!

Посмотрите: улыбнулся,

Приглашает нас идти,

Вы, машины, не спешите,

Пешеходов пропустите.

Шагают на месте        

Движение руками в стороны, вверх, в сторону, вниз.

Руки перед собой

Руки в стороны

Руки на пояс

Шагают на месте

Хлопки руками

Прыжки на месте

  1. Изучение нового материала

У.: - Итак, мы с вами получили слово мухоловка. А кто знает, что обозначает слово?

О.: - Наверное, это насекомое или птица, которые ловят мух.

У.: - Это слово имеет два значения. Такие слова называются омонимами.

У.: - Есть птица, – которая ловит мух, а есть и растение, которое тоже выполняет эту работу. (На доске иллюстрации растения и птицы.)

У.: - Так как же мы получили слово. Что нам помогло?

О.: - Сложили два корня. Буква О и суффикс К.

У.: - Запишем слово. Выделим корни подчеркнет букву О.

У.: - Эта буква помогла нам с вами соединить два слова. Так вот по способу действия она и получила свое название. Кто назовет это слово?

О.: - Соединительная.

У.: - А знаете ли вы еще букву, которая может соединить слова?

О.: - Нет.

У.: - В этом нам помогут слова, которые есть в нашем классе. (Дети собирают карточки со словами и образуют сложные слова.) Соединив их, вы получите сложные слова, которые поместим в таблицу. Разобьем эти слова на две группы. По какому принципу? (На простенках, шкафах висят слова. На доске таблица, верхняя часть которой закрыта.)

О.: - Первый столбик с соединительной О, а во второй с другой буквой.

У.: - Соединяем карточки со словами, что получилось?

О.: - Самолет, птицефабрика, сталевар, пешеход, водопровод, носорог, мореход.

У.: - Записываем слова в тетрадь. Выделяем корни, подчеркиваем соединительную гласную. По окончанию работы проверяем по таблице:

О (после [ ])

Е после[’], щипящих

  1. Самолет
  2. Водопад
  3. Носорог
  1. Птицефабрика
  2. Сталевар
  3. Пешеход
  4. мореход

У.: - Так, какая еще гласная нужна, чтобы соединить слова?

О.: - Гласная Е.

У.: - А в каком случае в сложном слове мы пишем О? А когда Е?

О.: - О пишем в слове после твердого согласного, а Е после шипящих и Ц и после мягкого согласного.

  1. Физкультминутка

У.: - Отыщи там уголок…

За окном ты посмотри,

А теперь на кончик носа.

Плавно глазками моргаем,

Чтобы больше было сил,

К ним ладошки проложили.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

  1. Закрепление материала

У.: - А что бы нам с вами легче было запомнить какие соединительные гласные пишем в сложных словах, послушайте сказку. Получив сложные слова, записываем, выделяем корни, подчеркиваем соединительный гласный.

Сказка «Как простые слова стали сложными»

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

Возле Грамматической речки

Жили-поживали словечки.

Вместе ели, пили, веселились,

Никогда ничем не гордились,

Не ссорились, не зазнавались:

Простыми словами назывались.

Но однажды у Грамматической речки

Появились странные словечки:

Буквы О и Е – сбежали из алфавита,

Стали словам нашептывать сердито:

«Эх вы простаки и простушки,

Раскройте глазки, прочистите ушки!

Скажем вам не в обиду,

Уж очень вы простые с виду!

Репутация у вас простофилей.

Это теперь немодно,

Неприлично, неблагородно!»

И у грамматической речки

Взбунтовались словечки.

Говорят: «Не хотим быть простыми словами,

Пусть все шапки снимают пред нами,

Нас приветствуют издалека

Все поклонники русского языка!

Хотим быть словами сложными!

Такое превращение, не возможно ли?»

Только одного желания мало!

Как это сделать? Буква О подсказала:

«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

Времени не тратьте даром».

Птица полетела к слову ловить,

Луна покатилась к слову ходить,

Вода потекла к слову падать.

Но их ведь чем-то соединять надо!

Распадаются две половинки

Без скрепляющей золотой серединки.

Возмутители спокойствия О да Е

Решили словам помочь в беде:

«Будем мы между согласными

Соединительными нласными!»

Правда О немного ленивой была,

Немного дела себе взяла:

После твердых согласных становиться решила,

А буква Е, подругу свою любя,

Согласилась остальное взять на себя.

После мягких согласных, шипящих и Ц

В сложных словах пусть всегда будет Е!

А после твердых пусть будет О –

Не перепутает их никто!

У.: - Итак, проверим какие слова у вас получились?

О.: - Птицелов, луноход, водопад.

У.: - Молодцы! Внимательно слушали. А сейчас мы с вами поиграем. Я бросаю вам мяч, называю два слова, вы возвращаете мне мяч и называете одно сложное слово. Запоминайте слова: каша – варить, пыль – сосет, кофе – молоть, снег – падает, мышь – ловить, муха – морить, камень – падает.

У.: - Игра закончилась, теперь запишите сложные слова, названные одноклассниками. Выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

(Проверка. Открываю на стене плакат с записанными словами: кашевар, пылесос, кофемолка, снегопад, мышеловка, мухомор, камнепад.)

  1. Самостоятельная работа

У.: - А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно.

На партах у вас лежат цветные карточки с заданиями. (Разноуровневые задания. А так же отдельно карточки для левополушарных учеников и правополушарных. Все карточки оформляются на цветной бумаге по принципу «Радуга»

)

Карточка №1 (Это задание подходит для левополушарных учеников.)

Используя схему, запиши слова.

______е?о_____

Мяс..рубка   верт..лет земл..мер      лед..кол корн..плод    лист..пад

Карточка №2 (Эта карточка для работы правополушарного ученика.)

Найдите в строчке сложные слова. Запишите их.

здгвпчеловодраскот

фюзповощерезкаьютщя

пбофгтдземлеройкагтф

гбуофпылесосбоукгд

пыяугфьзубочисткакгорад

пруяфгсамокатбопр

Карточка №3 (Синего цвета для мальчиков.)

Сегодня ты – конструктор. Запиши слова из двух частей. Подумайте, какую гласную напишите

сам                  кол

рыб                 ход

лед                  вар

везде               лов

масло              вод

сад                   завод

Карточка №4 (Синего цвета для девочек.)

Сегодня ты – конструктор. Собери и запиши сложное слово из двух простых.

сок                 молоть

земля             мешать

мясо            выжимать

бетон             трясти

мышь             рубить

кофе               ловить

  1. Проверка

Каждая группа отчитывается о выполнении заданий.

  1. Итог урока

У.: - Что нового узнали?

О.: - Слова бывают сложные. Их образуют из двух простых слов. Между корнями простых слов, чтобы образовать сложное пишем О или Е. Есть слова, которые пишутся одинаково, но обозначают разные слова, как слово мухоловка – есть растение, а есть и птица.

У.: - Чем занимались на уроке?

О.: - Образовывали слова с помощью гласных О и Е. Находили эти слова в строке букв. Выделяли корни в сложном слове, подчеркивали соединительную гласную.

  1. Творческая работа

У.: - Подумайте, как можно оформить эту орфограмму так, чтобы все это запомнили! (Ученики работают в двух группах. I группа - левополушарные

II – правополушарные. Работу выполняют на ½ ватмана. Этот вид работы часто использую в практике, поэтому раздаю каждой группе по коробочке в которой находится различный материал для творчества.)

  1. Рефлексия

У.: - Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением лестницы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в составлении и записи сложных слов, то нарисуйте себя на вершине лестницы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже. (Дети рисуют себя на лестнице.)

  1. Домашнее задание

У.: - Выполнить задание я предлагаю по выбору:

* стр. 97 упр. 1

* Зашифровать с помощью иллюстарации сложные слова.

* Сочинить рекламу или мини-сказку по теме «Сложное слово»

(Записывают домашнее задание по выбору.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.

Урок  рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс

Оснащение урока ИКТ позволит разнообразить урок, сделать материал наиболее доступным....

Разработка урока русского языка по теме " Сложные слова"

Урок русского языка по теме "Сложные слова" с презентацией....

Разработка урока русского языка по теме " Сложные слова"

Урок русского языка по теме "Сложные слова" с презентацией....

Конспект урока русского языка по теме: «Сложные слова».3 класс. «Система Занкова»

Данный конспект предназначен для учителей. работающих в 3 классе по системе Занкова....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Сложные слова" (3 класс)

Разработка урока русского языка по теме "Сложные слова (3 класс) по УМК "Школа 21 века"...

Урок русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс

В данном уроке используется задание с портала "Учи.ру", которые помогают детям в игровой форме понять правила образования сложных слов....