КТП по русскому языку 2 класс по системе Заноква
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему

Волкова Мария Альбертовна

КТП по русскому языку 2 класс система Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc442 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку.

Наименование раздела, тем

Формирование предметных умений

Характеристика деятельности учащихся

Диагностика и образовательные результаты, практическая часть

1

2

3

4

5

Что нужно для общения (13ч).

Формирование личностных УУД:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей этнической принадлежности.

Формирование регулятивных УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Формирование познавательных УУД:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

Формирование коммуникативных УУД:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

1.

Компоненты речевой ситуации (зачем? с кем? где?). №1-3.

– использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);

– осознавать собственную устную речь:  с какой целью, с кем и где происходит общение;

– понимать особенности диалогической формы речи;

– применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

– использовать небуквенные

графические средства: знак переноса, абзац;

– списывать текст с доски и учебника, писать диктанты;

– опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении;

– на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий);

– находить орфограммы в указанных учителем словах;

– использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля.

находить  в материалах учебника  ответ  на  заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов  решения  учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

воспринимать смысл предъявляемого текста;

анализировать объекты с выделением  существенных и не существенных признаков (в коллективной организации деятельности);

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно  выделенным основаниям  (критериям) при  указании количества групп;

устанавливать причинно следственные связи  в изучаемом круге явлений;

обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному  признаку, так  и  самостоятельно);

подводить   анализируемые объекты  (явления) под понятия разного уровня обобщения (–  одушевленное /неодушевленное и т.д.);

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным  опытом.

 

2.

Слова вежливого обращения. Звуки речи. Однокоренные слова. Корень. ТПО.

3.

Средства устной и письменной речи. Звуки речи. №4-8.

4.

Признаки предложения. Большая буква в словах.

№ 9-11.

5.

Повторение фонетических знаний. Правописание гласных после шипящих. № 12-15.

6.

Непроверяемые безударные гласные. № 16.

7.

Входная контрольная работа.

Диктант(1).

8.

Родственные слова. Сочетание слов по смыслу. № 17.

9.

Лексическое и грамматическое значение слов. Родственные слова. № 18-20.

РР (ТПО-1 с.11)

10.

Родственные слова. Сильные и слабые позиции гласного в корне. № 21-23.

11.

Слова, называющие предметы одушевленные, неодушевленные; собственные, нарицательные. Многозначность слов. №  24-27.

12.

Звуки речи. Непроверяемые безударные гласные в корне.

№ 28-30.

13.

Звуки речи. Обобщение: средства устной и письменной речи. № 31-35.

 Проверочная работа по теме «Что нужно для общения».

Тест.

Речь начинается со звуков и букв (19ч).

Формирование личностных УУД:

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успехов в учебе;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей этнической принадлежности.

Формирование регулятивных УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Формирование познавательных УУД:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщение в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Формирование коммуникативных УУД:

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

14.

(1)

Дифференциация согласных и гласных звуков. Звуко-буквенный анализ слов.

№ 36-38.

– определять качественную

характеристику звука: гласный–согласный; гласный ударный–безударный; согласный твердый–мягкий, парный–непарный; согласный

звонкий–глухой, парный–непарный;

– применять знания фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные–согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие–твердые; слогоделение, ударение);

– произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике);

– использовать на письме разделительные ь и ъ;

– определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;

– распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

применять знания   фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные–согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие–твердые);

произносить звуки  и сочетания   звуков    в   соответствии с нормами  современного русского  литературного языка;

использовать на письме разделительные ь и ъ;

классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя;

объяснять соотношение звукового и буквенного состава в словах  с йотированными гласными  е, ё, ю, я   в словах с разделительными ь и ъ;

15. (2)

Смыслоразличительная роль звуков. Дифференциация звуков речи. № 39-41.

16. (3)

Характеристика согласных звуков (твердые–мягкие, глухие–звонкие). № 42-45.

17. (4)

Слабая и сильная позиция согласного. Контрольный словарный диктант. № 46.

Контрольный словарный диктант(1).

18. (5)

Парные–непарные согласные звуки по твердости–мягкости. № 47-49

19. (6)

Сравнение с правописанием и, ы после ж и ш. Работа с деформированными предложениями. № 50-51.

20.

(7)

Признаки текста. Структура текста. Текст – описание. Текст -  повествование.

№ 52-54.

РР (уч-к)

21. (8)

Йотированные гласные.

№ 55-59.

22.

(9)

Показатели мягкости согласных. Роль ь. № 60-64.

23. (10)

Правописание разделительного мягкого знака. № 65-66.

24. (11)

Соотношение звуков и букв.

№ 67-69.

Проверочная работа по теме «Речь начинается со звуков и букв».

Тест.

Правописание удвоенных согласных в корне слов (8ч).

25.

(12)

Введение непроверяемой орфограммы «Удвоенные согласные». № 70-72.

– использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля;

– применять правила правописания:

удвоенные буквы согласных

(перечень слов в учебнике);

-перенос слов с удвоенными согласными.

– применять правила правописания;

26.

(13)

Правила переноса слов с удвоенными согласными.

№ 73-75.

27.

(14)

Удвоенные согласные.

№ 76-78.

28.

(15)

Закрепление правописания орфограммы «Удвоенные согласные». № 79-82.

29.

(16)

Объявление. Компоненты объявления. Составление объявления. ТПО.

РР (?)ТПО-1 с.22

30.

(17)

Контрольное списывание по теме «Правописание удвоенных согласных в корне слов».

Контрольное списывание(1)

31.

(18)

Контрольная работа по разделу «Речь начинается со звуков и букв».

Контрольная работа (1).

32.

(19)

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Что такое родственные слова и формы слов (37ч).

Корень, окончание (7 ч).

Формирование личностных УУД:

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

Формирование регулятивных УУД:

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– принимать роль в учебном сотрудничестве.

Формирование познавательных УУД:

– строить сообщение в устной форме;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

Формирование коммуникативных УУД:

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

33.

(1)

Различение родственных слов и форм слов. Корень.

№ 83-85.

– подбирать родственные (однокоренные) слова и формы

слов;

– различать однокоренные

слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

различать родственные слова и формы слова ;

различать словообразование и формоизменение.

34.

(2)

Корень. Родственные слова. Формы слов. № 86,87.

35.

(3)

Чередование согласных в корне родственных слов.

№ 88,89.

36.

(4)

Роль окончания в слове. Различение родственных слов и форм слов. № 90-92.

Контрольный словарный диктант.

Контрольный словарный диктант (2)

37.

(5)

Правила общения. Родственные слова. Формы слов. № 93-96.

Проверочная работа по теме « Корень, окончание»

Тест.

38.

(6)

Контрольный диктант по итогам 1 четверти.

Диктант (2)

39.

(7)

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Корень, окончание».

РР (ТПО-2 с.9)

Приставка. Суффикс (7 ч).

40.

(8)

Ознакомление со значимыми частями слова.

Роль приставок и суффиксов в образовании слов. № 97,98.

– выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

– различать приставку и предлог;

– различать словообразование

и формоизменение.

объяснять роль и значение суффиксов и приставок;

характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его;

устанавливать в словах наличие изученных орфограмм;

устанавливать зависимость проверки от места орфограммы в слове;

анализировать разные способы проверки орфограмм.

41.

(9)

Словообразовательная роль приставки. № 99-101.

42.

(10)

Словообразовательная роль суффикса. № 102-104.

43.

(11)

Родственные слова. Образование слов с помощью суффиксов и приставок.  

№ 105-107.

44.

(12)

Образование родственных слов, сравнение их смысла.

№ 108-110.

45.

(13)

Обобщение знаний о частях слова. № 111.

46.

(14)

Наблюдение за образованием удвоенных согласных на стыке приставка–корень, корень–суффикс. № 112-115.

Проверочная работа по теме «Приставка. Суффикс».

Тест.

Разделительные Ь и Ъ знаки (5 ч).

47.

(15)

Наблюдение случаев написания Ь и Ъ. № 116-118.

– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я в словах с разделительными ь и ъ;

– использовать на письме разделительные ь и ъ.

объяснять соотношение звукового и буквенного состава в словах  с йотированными гласными  е, ё, ю, я   в словах с разделительными ь и ъ;

устанавливать зависимость проверки от места орфограммы в слове;

анализировать разные способы проверки орфограмм.

48.

(16)

Наблюдение за позицией написания Ь и Ъ знаков. Правила правописания разделительных Ь и Ъ знаков. № 119,120.

49.

(17)

Правила правописания разделительных Ь и Ъ знаков. Роли Ь. № 121-123.

50.

(18)

Правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками. Словообразование. № 124-126.

51.

(19)

Правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками. Звуко-буквенный анализ слов. № 127-129.

Проверочная работа по теме «Разделительные Ь и Ъ знаки»

Тест.

Проверяемые безударные гласные в корне (10 ч).

52.

(20)

Родственные слова. Формы слова. Слабая и сильная позиция гласных. № 130-132.

-определять слабую позицию гласных;

-определять порядок действий при проверке букв безударных гласных в корне;

– подбирать родственные (однокоренные) слова и формы

слов с целью проверки безударной гласной в корне слова.

устанавливать в словах наличие изученных орфограмм;

устанавливать зависимость проверки от места орфограммы в слове;

анализировать разные способы проверки орфограмм.

53.

(21)

Определение порядка действий при проверке

букв безударных гласных в корне. № 133-135.

54.

(22)

Написание безударных гласных в корне. Подбор проверочных слов.

№ 136-138.

55.

(23)

Написание безударных гласных в корне. Непроверяемые безударные гласные. № 139-141.

Контрольный словарный диктант.

Контрольный словарный диктант (3)

56.

(24)

Схема проверки орфограммы «Буквы проверяемых безударных гласных в корне».  № 142-144.

57.

(25)

Две орфограммы – одна буква. № 145,146.

58.

(26)

Контрольное списывание по теме «Проверяемые безударные гласные в корне». № 147.

Контрольное списывание (2)

59.

(27)

Обобщение по теме «Проверяемые безударные гласные в корне». № 148,149.

60.

(28)

Контрольный диктант по теме «Проверяемые безударные гласные в корне».

Диктант (3)

61.

(29)

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Проверяемые безударные гласные в корне».

Правописание парных согласных в корне слов (8 ч).

62.

(30)

Слабая и сильная позиция согласных. Парные–непарные согласные по глухости–звонкости.

№ 150,151.

-определять слабую позицию согласных;

-определять порядок действий при проверке парных согласных в корне;

– подбирать родственные (однокоренные) слова и формы

слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;

устанавливать в словах наличие изученных орфограмм;

устанавливать зависимость проверки от места орфограммы в слове;

анализировать разные способы проверки орфограмм.

63.

(31)

Определение сильной позиции для парных согласных.

№152-154.

64.

(32)

Правописание парных согласных в корне. Слабые позиции гласных и согласных. № 155-157.

РР (?) ТПО-2 с.32

65.

(33)

Правописание парных согласных в корне. Исследование орфограмм корня. № 158-160.

66.

(34)

Парные согласные в корне слова. Орфограммы корня.

№ 161-164.

67.

(35)

Обобщение по теме «Парные согласные в корне слова». Текст-рассуждение. №165.

РР

68.

(36)

Контрольная работа по разделу «Что такое родственные слова и формы слов».

Контрольная работа (2)

69.

(37)

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Какие бывают в грамматике группы слов (18 ч)

Части речи (3 ч)

Формирование личностных УУД:

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

Формирование регулятивных УУД:

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– принимать роль в учебном сотрудничестве.

Формирование познавательных УУД:

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи –самостоятельная часть речи –имя существительное –одушевленное/неодушевленное и т.д.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Формирование коммуникативных УУД:

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).

70.

(1)

Смысл слов и их грамматическое значение.

Самостоятельные и служебные части речи.

№ 166,167.

– различать лексическое и грамматическое значение слова;

– различать самостоятельные и служебные части речи;

– находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Находить основание для классификации слов.

71.

(2)

Грамматические группы. Определение частей речи.

№ 168-169.

Контрольный словарный диктант.

Контрольный словарный диктант (4)

72.

(3)

Обучающее сочинение репродуктивного характера. № 170,171.

РР (уч-к)

Имя существительное (8 ч)

73.

(4)

Наблюдение грамматических признаков имени существительного в словосочетаниях и предложениях. № 172,173.

– определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные,

собственные и нарицательные,

различать имена существительные мужского, женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа;

– применять правила правописания:

 написание ь в конце имени существительного на шипящий.

Находить основание для классификации слов.

Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками.

74.

(5)

Формы числа и рода. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

№ 174-176.

75.

(6)

Формы рода, числа имен существительных. № 177,178.

76.

(7)

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия.

Диктант (4)

77.

(8)

Начальная форма имени существительного. Грамматический разбор имени существительного. № 179-185.

78.

(9)

Ь в конце имени существительного на шипящий.

№ 186-188.

79.

(10)

Закрепление по теме «Имя существительное». №189-191.

Проверочная работа по  теме «Имя существительное».

Тест.

80.

(11)

Сравнение текста объявления и текста записки. Составление текста объявления. № 192-196.

РР

II полугодие

Наименование раздела, тем

(№ задания в учебнике)

Формирование предметных умений

Характеристика деятельности учащихся

Диагностика и образовательные результаты

1

2

3

4

5

IVКакие бывают в грамматикегруппы слов (продолжение) - 24 ч

1

2

3

4

5

Имя прилагательное –  

8 ч

81 (1)

Имя прилагательное.   (197 – 198)

– различать лексическое и грамматическое значение слова;

– находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное;

– устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе);

 Определить значение имен прилагательных и отличать их от других частей речи; подбирать к именам существительным подходящие имена прилагательныеВысказывать свое мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его классу

82 (2)

Грамматические признаки имени прилагательного.  (199 – 202)

Наблюдать за изменением имен прилагательных по родам и числам. Находить и составлять словосочетания прил+ сущ.

83 (3)

Описание предмета. Редактирование текста. (203)

-определять тему текста,

подбирать заглавие; находить

части текста;

– распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

– находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

– определять последовательность частей текста;

Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета)

Наблюдать за особенностями загадок.

Говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга

84 (4)

РР   Обучающее сочинение репродуктивного характера  «Енот-полоскун» (204 – 205)

Рассказывать содержание текста и озаглавливать его.Излагать свои мысли письменно, соблюдая последовательность изложения.

РР Сочинение репродуктивного характера

85 (5)

 Анализ ошибок, допущенных в изложении. Грамматические признаки имён прилагательных. (206)

Определять число и  род имен прилагательных. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

86 (6)

Имена числительные. (207 – 210)

– различать лексическое и грамматическое значение слова;

– находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное;

– устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе);

– узнавать местоимения (личные), числительные.

Определить значение имен числительных и отличать их от других частей речи;Высказывать свое мнение, доказывать его.

87 (7)

Выделение имен числительных в речи. Правописание имен числительных. (211 – 216)

Находить числительные в тексте, правильно их произносить и записывать.

88 (8)

Проверочная работа по  теме«Имя прилагательное»

Выполнять задания по данной теме, применять изученные  правила.

ПР

Глагол -  9 ч

89 (1)

Глагол.

Правила общения. (217 – 219)

– различать лексическое и грамматическое значение слова;

– опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).

– находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова – сущ,  прил, глагол.

Задавать вопросы к глаголам, определять глаголы по вопросам

90 (2)

Роль глагола в речи.(220 – 226) Словарный диктант.

Распознавать глаголы в речи

СД №5

91 (3)

Глагол. Форма числа. (227 -  230)

Распознавать глаголы в речи, изменять их по числам

92 (4)

Глагол. Характеристика предложений по цели

высказывания. (231 – 233)

– различать лексическое и грамматическое значение слова;

– опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).

- опознавать предложения по цели высказывания.

Наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ). Различать предложения по цели высказывания и по интонации

93 (5)

Грамматические признаки глагола. (234, 235, 237)

Сравнивать глаголы в предложениях. Определять время глагола.

94 (6)

Восстановление деформированных     предложений. (236)

– восстанавливать деформированные предложения.

Восстановить деформированные предложения, записать небольшой текст.  Подбирать заголовок.

РР

95 (7)

Части речи. Закрепление изученного.

– различать лексическое и грамматическое значение слова;

– находить грамматические группы слов: сущ, прил, глагол;

– определять у имени существ. значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать имена существ. мужского, женского и среднего рода в форме ед. и мн. числа;

– опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).

– устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе);

Различать предмет, действие, признак и слово, называющее предмет, признак предмета и действие предмета.  Различать слова по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию с признаками этих частей речи.

96 (8)

Контрольная работа по  теме «Части речи»

Выполнять задания по данной теме, применять изученные  правила.

КР (РТ с. 45) № 3

97 (9)

Анализ ошибок допущенных в  контрольной работе. Закрепление изученного по  теме «Части речи»

Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. Планировать с помощью учителя свое высказывание.

Правописание непроизносимых     согласных в корне слов -  7 ч

98 (1)

Непроизносимые согласные в корне.Анализ способа проверки орфограмм корня.

(238 – 239)

– находить орфограммы в указанных учителем словах;

– использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля;

– применять правила правописания:

непроизносимые согласныев корне (ознакомление);

– применять разные способыпроверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического

словаря;

Соотносить количество букв и звуков. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

99 (2)

Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными.  (240 – 242)

Исследовать, при каком сочетании согласных один из них не произносится; какие звуки не произносятся. Находить слова с непроизносимыми согласными в тексте.

100 (3)

Непроизносимые согласные в корне. (243 – 245)

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова.

101 (4)

Непроизносимые согласные в корне. Слова с удвоенными согласными.

 (246 – 247).  

- применять правила правописания:непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных

– подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;

-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах   в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления);

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова. Соотносить количество букв и звуков.

102(5)

Непроизносимые согласные. Способ их проверки. (248 – 249)

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова. Соотносить количество букв и звуков.

103 (6)

Контрольный диктант.

писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.

– использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку.

– составлять тексты малых форм:поздравление.

Писать текст под диктовку, выполнять задания по данной теме.Применять изученные  правила.

КД № 5

104 (7)

 Анализ ошибок допущенных в диктанте. Поздравление. Компоненты поздравления: обращение, слова прощания.

(250)

Наблюдать за структурой текста-поздравления. Составлять небольшой текст.

РР Составление поздравления

VКак образуются предложения - 21 ч

Формирование УУД

Личностные:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успехов в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– интереса к познанию русского языка;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщение в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез каксоставление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

 – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

–  обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как б их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– осуществлять действие взаимоконтроля.

Главные члены предложения - 8

105 (1)

Главные члены предложения. Грамматическая основа. ( 252 – 253)

– находить главные члены

предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое;

- прописная буква в начале

предложения;

_ знаки препинания(.?!) в конце предложения;

Отличать предложения от группы слов, не составляющих предложение. Определять главные члены предложения. Ставить к ним вопросы

106(2)

Распространенные и нераспространенные предложения. (254 – 256) Словарный диктант.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Составлять предложения с заданным словом, по рисунку.

СД № 6

107 (3)

Установление связи между главными и второстепенными членами предложения. (257 – 259)

– различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);

– опознавать предложения распространенные, нераспространенные;

– устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в предложении;

– определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.

-- понимать смысл  фразеологизмов (наблюдения за использованием в тексте);

Наблюдать и устанавливать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме. Наблюдать за изменение  смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова, при распространении предложений.

108(4)

Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по цели и интонации.(260 – 262)

Определять главные члены предложения. Ставить к ним вопросы. Различать главные и второстепенные члены предложения.

109 (5)

Грамматическая основа предложения. Лексическая работа(фразеологизмы)(263 – 264)

Отличать предложения от группы слов, не составляющих предложение. Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.Объяснять значение фразеологизмов.

110 (6)

 Списывание. Работа с деформированным текстом.

(265)

– составлять предложения из слов, данных в начальной форме;

– восстанавливать деформированные предложения.

– списывать текст с  учебника.

– использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при списывании

Списывать текст, применяя изученные правила. Выполнять задания по данной теме.

 Списывание № 3

111(7)

Распространенные и нераспространенные предложения. Лексическая работа (омонимы).(266 – 268)

– различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);

– опознавать предложения распространенные, нераспространенные;

Различать второстепенные члены предложения. Находить распростра нённые  и нераспространённые  предложения.

112(8)

Проверочная работа по  теме«Главные члены предложения»

Писать текст под диктовку, выполнять задания по данной теме.Применять изученные  правила.

Проверочная работа

Служебная часть речи -  предлог - 13

113(1)

Служебная часть речи – предлог. Связь слов в предложении. (269 – 272)

– различать приставку и предлог.

– находить грамматические группы слов: знаменательные – сущ, прил, глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, но);

– определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.

– пользоваться словарями по указанию учителя;

– использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами;

Выделять предлоги в предложении, наблюдать за их «работой» в речи. Формулировать вывод о роли предлогов в речи.

114(2)

Роль предлога. Правописание слов с предлогами и приставками. С какой частью речи используются предлоги.(273 – 274)

Отличать предлог от приставки. Накапливать опыт в раздельном написании предлогов со словами.

115(3)

Предлог. Роль предлога в предложении. Формы слова. (275 – 277)

Выделять предлоги в предложении. Писать предлоги со словами отдельно.

116(4)

Предлог. Приставка.  (278 – 279)

– определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;

– различать приставку и предлог.

– находить грамматические группы слов: знаменательные – сущ, прил, глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, но);

Отличать предлог от приставки. Определять содержание текста, главную мысль. Подбирать заголовок. Наблюдать за структурой повествовательного текста.

117(5)

Различие приставки и предлога. (280 – 283)

 Выделять предлоги в предложении. Писать предлоги со словами отдельно. Читать пословицы и поговорки и объяснять их смысл.

118(6)

Различие приставки и предлога. Грамматические признаки слов.(284 – 287)

Отличать предлог от приставки. Различать слова по лексическому значению и вопросу.

119(7)

Грамматические формы. Составление рассказа.(288 – 291)

– составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;

– восстанавливать деформированные предложения.

– списывать текст с  учебника.

Составлять предложения с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке.

120 (8)

Восстановление деформированных предложений. (292)

Восстанавливать деформированное предложение и небольшой текст.

121(9)

Диалог. Реплики. Провер. работа по  т.«Служебная часть речи - предлог» (293 – 295)

– различать приставку и предлог.

– находить грамматические группы слов: знаменательные – сущ, прил, глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, но);

Различать диалог и монолог. Отличать предлог от приставки. Выделять предлоги в предложении. Писать предлоги со словами отдельно.

ПР

122(10)

Главные члены предложения. Правописание предлогов. Словарный диктант.(296 – 297)

– применять изученные  правила правописания

– опознавать предложения

распространенные, нераспространенные;

– устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

Определять главные члены предложения. Ставить к ним вопросы. Наблюдать за изменение  смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова, при распространении предложений.

СД № 7

123(11)

Составление рассказа о своей любимой кукле. (298)

Составлять предложения с заданным словом. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

124(12)

Контрольный диктант за 3 четверть.

–  писать диктант.

– использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку

Писать текст под диктовку, выполнять задания по данной теме

КД  № 6

125(13)

Анализ ошибок допущенных в диктанте. Закрепление по теме «Главные члены предложения»

Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

VIКаждому слову свое место - 16 ч

Формирование УУД

Личностные:

 – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успехов в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственногосодержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) наоснове анализа поступков одноклассников и собственныхпоступков;

– интереса к познанию русского языка;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщение в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

 – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

–  обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как б их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– осуществлять действие взаимоконтроля.

Сочетания слов по смыслу -  6 ч  

126(1)

Лексическая сочетаемость слов.  Родственные слова. (299 – 302)

– различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

– понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

– осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;

– пользоваться словарями по указанию учителя;

– осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;

Выделять корень в однокоренных словах. Подбирать слова, близкие по значению.

127(2)

Лексическое значение слов. Различение предложений по цели. (303 – 305)

Соотносить количество букв и звуков. Выделять в словах отдельные звуки, давать им характеристику. Устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ).

128(3)

Связь грамматической и лексической сочетаемости слов. Составление предложений. (306 – 308)

– восстанавливать деформированные предложения.

– пользоваться словарями по указанию учителя;

– понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

– осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;

– опознавать предложения распространенные, нераспространенные;

Составлять предложения с заданным словом. Работать с орфографическим словарем.

129(4)

Редактирование предложений. Лексическое значение слов.(309 – 311)

Находить и исправлять ошибки в данных предложениях. Классифицировать слова по значению (люди, животные, растения и пр.) в тематические группы.

130(5)

Составление текста. Текст – описание. Текст – повествование. Текст – рассуждение. (312)

– подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;

– распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

– различать приставку и предлог.

Работать с орфографическим словарем. Составлять небольшой текст.

131(6)

Повторение изученных орфограмм. Правила вежливости

(313 – 314)

Находить рифму. Знать и применять в необходимой ситуации слова вежливого обращения. Выделять предлоги в предложении. Высказывать свое мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его классу.

Многозначные слова – 3 ч

132(1)

Многозначные слова. Прямое и переносное значение. (315 – 317)

– опознавать в предложении,в тексте слова однозначные имногозначные, употребленные впрямом и переносном значении;

– находить главные члены предложен.– находить грамматические группы слов: сущ, прил, глагол;

Находить слова, употребленные в прямом и переносном смысле. Объяснять переносное значение слова. различать слова по лексическому значению и вопросу. Определять главные члены предложения.

133(2)

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

(318 – 319)

– опознавать в предложении,в тексте слова однозначные имногозначные, употребленные впрямом и переносном значении;

– находить грамматические группы слов: сущ, прил, глагол;

Говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга. Находить слова, употребленные в прямом и переносном смысле. Объяснять переносное значение слова. Различать слова по лексическому значению и вопросу.

134(3)

Многозначные слова. Переносные значения. (320)

– опознавать в предложении,в тексте слова однозначные имногозначные, употребленные впрямом и переносном значении;

– на практическом уровне различать многозначность (без введения понятий).

Находить слова, употребленные в прямом и переносном смысле .Объяснять переносное значение слова. Планировать с помощью учителя свое высказывание.

Синонимы. Антонимы -7 ч

135(1)

Синонимы – слова, близкие по смыслу. (321 – 323)

– опознавать в предложении, в тексте слова употребленные впрямом и переносном значении;

– на практическом уровне различать синонимы, антонимы,многозначность (без введенияпонятий).

– различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

– определять у сущ. начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать  сущ. м.р, ж.р.  и ср.р. рода в форме ед. и мн. ч.;

– осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;

Различать в речи синонимы.  Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

136(2)

Сравнение. Прямое и переносное значение. (324 – 327)

 Находить сравнения в авторском тексте. Объяснять значение сравнений.Находить в тексте слова с переносным значением, объяснять его. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

137(3)

Синонимы. Значение суффиксов.(328 – 329)

Различать в речи синонимы. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Подбор синонимов для устранения повторов в тексте.

138(4)

Определение слов

-антонимов. Различение синонимов и антонимов. (330 – 334)

– опознавать в предложении, в тексте слова употребленные в прямом и переносном значении;

– на практическом уровне различать синонимы, антонимы.

– применять правила правописания

– осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;

– пользоваться словарями по указанию учителя;

Умение различать в речи синонимы и антонимы. Подбор антонимов для точной характеристики предметов при их сравнении.

139(5)

Антонимы. Синонимы. Сравнение.   (335 – 338)

 Находить сравнения в авторском тексте. Объяснять значение сравнений. Подбирать слова, близкие и противоположные по значению.

140(6)

Контрольная работа по теме «Слово. Предложение».

– опознавать в предложении,в тексте слова однозначные имногозначные, употребленные впрямом и переносном значении;

– на практическом уровне различать синонимы, антонимы,многозначность (без введенияпонятий).

– различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

– понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологизмов (наблюдения за

использованием в тексте);

– пользоваться словарями по указанию учителя;

Выполнять задания по данной теме.Применять изученные  правила.

КР № 4

141(7)

Анализ ошибок допущенных в контрольной работе. Фразеологизмы. Смысл фразеологизмов. (339 – 340)

Объяснять значение фразеологизмов. Составлять предложения с фразеологизмами. Находить слова, употребленные в прямом и переносном смысле.

VIIКак строится текст - 8 ч

Формирование УУД

Личностные:

 – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успехов в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей этнической принадлежности.

– интереса к познанию русского языка;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;.

Познавательные:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщение в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

 – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

–  обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как б их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– осуществлять действие взаимоконтроля.

142(1)

Признаки текста: целостность, связность, законченность. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Редактирование текста. (341 – 342)

– определять тему текста,подбирать заглавие; находитьчасти текста;

– восстанавливать деформированные тексты.

– списывать текст с   учебника.

– определять последовательность частей текста;

Восстанавливать последовательность событий в тексте. Устанавливать предложения по смыслу.

143(2)

Текст. Составление текста о весеннем лесе. (343 – 344)

– определять тему текста,подбирать заглавие; находитьчасти текста;

– распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

– находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

– определять последовательность частей текста;

Восстанавливать последовательность событий в тексте. Высказывать свои мысли письменно. Создание текста по предложенному заголовку.

144(3)

Продолжение рассказа по его началу. (345 – 347) +(РТ с.16)

Высказывать свои мысли письменно. Создание текста по предложенному началу. Наблюдать за структурой повествовательного текста. Понимать развитие главной мысли от абзаца к абзацу.

145(4)

Диалог. Монолог. Работа с изученными орфограммами. (348 – 354) Словарный диктант.

– понимать особенности диалогической формы речи;

– определять тему текста,подбирать заглавие; находитьчасти текста;

– распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

– определять последовательность частей текста.

Делить текст на предложения. Различать диалог и монолог.Уметь читать и записывать диалог.

СД № 8

146(5)

Текст. Части текста. Непунктированный текст. (355) + (РТ с.13 – 14)

Писать текст со знакомыми орфограммами. Выявить признаки научно-популярного и художественного описания.

147(6)

Составление плана текста. Изложение текста.

(356 – 357)

– определять тему текста,подбирать заглавие; находитьчасти текста;

– распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

– находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

– определять последовательность частей текста;

Писать изложение со зрительно воспринимаемого текста. Письменно передавать текст по коллективно составленному плану.

РР

148(7)

Закрепление изученного по теме «Текст» (358 – 360)

– определять тему текста,подбирать заглавие; находитьчасти текста;

– безошибочно списывать текст;

– применять правила правописания

– распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

– определять последовательность частей текста;

Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

149(8)

Контрольное списывание с заданием.

 Правильно списывать текст, соблюдая правила орфографии и пунктуации.

Списывание № 4

VIIIЗаконы языка в практике речи -16 ч

Формирование УУД

Личностные:

 – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успехов в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей этнической принадлежности.

– интереса к познанию русского языка;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;.

Познавательные:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщение в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

 – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

–  обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как б их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– осуществлять действие взаимоконтроля.

150(1)

Речь – характеристика человека. (361 – 364)

– использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);

 – анализировать чужую устную речь при прослушивании  речи учителя и товарищей.

– первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения. Отличать предложения от группы слов, не составляющих предложение. Составлять предложения с заданным словом, по рисунку.

151(2)

Средства письменной и устной речи. (365 – 366)

 Наблюдать, анализировать, устанавливать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.

152(3)

Ознакомление с функциями речи. (367 – 369)

– использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);

– первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

– первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

-осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;

Составлять предложения с заданным словом, по рисунку.

153(4)

Средства устного общения. Смыслоразличительная роль звуков речи. (370 – 371)

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Выделять в словах отдельные звуки, давать им характеристику. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

154(5)

Роль (функция) стихотворного текста. Грамматический анализ слов. (372 – 373)

– различать лексическое и грамматическое значение слова;

– находить грамматические группы слов: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

– осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;

– пользоваться словарями по указанию учителя;

Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета) и стихотворениями (рифма). Находить рифму.

155(6)

Обобщение знаний о слове. (374 – 375)

Определять роль словесного ударения в слове.Сравнивать одинаково звучащие имена собственные и нарицательные

156(7)

Диагностическая работа

Диагностическая работа

157(8)

Функции речи в разных речевых ситуациях. (376 – 377)

– первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

– первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

– безошибочно списывать текст в соответствии с изученными правилами правописания.

– осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

158(9)

Смыслоразличительная роль звуков. (378 – 379)

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

159(10)

Составление текста по его началу. (380)

– определять тему текста, подбирать заглавие;

– находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

Высказывать свои мысли письменно. Создание текста по предложенному началу.Понимать развитие главной мысли от абзаца к абзацу.

160(11)

Анализ речевой ситуации. Лексическое и грамматическое значение слов. (381 – 385)

– использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);

 – анализировать чужую устную речь при прослушивании  речи учителя и товарищей,

– осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;

– понимать особенности диалогической формы речи;

–  списывать текст  в соответствии с изученными правилами правописания.

– различать лексическое и грамматическое значение слова;

Составлять предложения с заданным словом, по рисунку.Работать с орфографическим словарем.

161(12)

Грамматический анализ слов. Сравнение предложений по смыслу. (386 - 388)

Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета) и стихотворениями (рифма)

162(13)

Смыслоразличительная роль звука. (389 – 390) Словарный диктант.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

СД № 9

163(14)

Анализ предложений по цели и интонации.Переносный смысл слов. (391 – 393)

– первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

– первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

– составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms_сообщения, электронное письмо, записка, объявление и пр.

– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ;

Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному (с разной интонацией) могут произноситься предложения.  Находить в тексте слова с переносным значением. Объяснять переносное значение слова.

164(15)

Анализ разных видов объявлений, их компоненты. Написание объявлений. (РТ)

Составлять предложения с заданным словом, по рисунку.

165(16)

Повторениеизученных орфограмм. (394 – 396)

Говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга

Итоговое повторение – 5 ч

166(1)

Итоговый контрольный диктант за год.

– писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.

– применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

– использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку.

Применение правил правописания. Написание под диктовку текстов в соответствии с изученными правилами правописания.

КД № 7

167(2)

Анализ ошибок допущенных в диктанте.

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

168(3)

Обобщение и повторение изученного по теме «Звуки и буквы».

– находить орфограммы в  словах;

– применять правила правописания

– осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;

– применять знания фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные–согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие–твердые; слогоделение, ударение);

Отличать звук, и буквы в словах. Знание разницы между буквами и звуками. Отличие гласных звуков от согласных. Знать русский алфавит, уметь расставлять слова в алфавитном порядке

169(4)

Обобщение и повторение изученного по теме «Части речи».

– различать лексическое и грамматическое значение слова;

– находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол;

– определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать имена существительные мужского, женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа;

Различать имена существительные, прил., гл. Различать  одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные

170(5)

Обобщение и повторение изученного по теме «Слово. Предложение. Текст».

– определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;

– восстанавливать деформированные тексты.

– находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое;

– распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

Различать текст и предложение. Называть произведение, автора, определять содержание текста, главную мысль. Подбирать заголовок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. "Имя числительное". Система учебников "Начальная школа XXI века".

Урок разработан в свете ФГОС НОО.Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 4 классе.Система учебников «Начальная школа ХХIвека»....

Формирование внимания у младших школьников на уроках русского языка с помощью системы заданий

Работа предназначена для учителей начальной школы. В ней рассказывается о системе заданий  по формированию произвольного внимания на уроках русского языка у  младших школьников....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Урок русского язык по развивающей системе Л.В.Занкова в 3 классе на тему "Второстепенный член предложения - дополнение"

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова разработан в рамках использования технологии системно-деятельностного подхода, проблемного обучения. Направлен на формирование всех видов УУД. Раз...

Рабочая программа для 2 класса по русскому языку к учебнику «Русский язык» по образовательной системе «Перспектива», авторы: Климанова Л. Ф., Макеева С. Г

Рабочая программа для 2 классапо русскому языкук учебнику «Русский язык»по образовательной системе «Перспектива»,авторы:  Климанова Л. Ф., Макеева С. Г...