Русский язык 2 класс «Школа России», автор Канакина В.П. Изменение имён существительных по числам.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Русский язык 2 класс «Школа России», автор Канакина В.П. Изменение имён существительных по числам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок по русскому языку33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Учитель:

Скрябина Елена Михайловна

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Изменение имён существительных по числам.

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Создать условия для знакомства с понятием об изменении имён существительных по числам,  способствовать развитию умения определять число существительных, создать условия для формирования навыка правильного употребления в речи

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов: - определять число имен существительных;

     - употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.

Универсальные учебные действия УУД

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении

Личностные:

  • осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи;
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах.

Методы:

Реп                    репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный,  метод стимулирования

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 2 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
  •  компьютер, экран, презентация, смайлики

           Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организация начала урока.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Слова приветствия:

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!                  

                Коррекция настроения.

Сядьте ровно, повернитесь.

И друг другу улыбнитесь

Каждый даст свою ладошку

И потрёт её немножко

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем. 

-Какое нужно настроение,  чтобы урок получился удачным и интересным?

-Что ещё пригодится для успешной работы?

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, Контролирует готовность к уроку

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.

Радостное, весёлое

 

Труд,   старание, внимание

Регулятивные:

контроль

 - Личностные:

самоопределение к деятельности  Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация опорных знаний.

- Прочитайте слова:

- Что общего между этими словами? Докажите.

-Разделите данные слова на 2 группы. Посоветуйтесь с соседом.

- Как  разделили?

-Какие имена существительные вы отнесли к первой группе, какие ко второй?

Запишите в тетрадь.

Откройте учебник с.61, упр. 104; проверьте, оцените себя

Конфета, альбомы, книга,  конфеты, альбом, книги.

Существительные, неодушевлённые, нарицательные

Работа в паре.

1 группа – имена существительные обозначают один предмет;  2  группа – имена существительные обозначают несколько предметов.

Взаимопроверка,

 оценивают  себя

Познавательные:

Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение;   Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

3.  Самоопределение к деятельности

-Прочитайте слова  1 группы.  Почему эти  имена существительные  объединили в одну группу?

-Какие  имена существительные вошли во 2 группу?

-  По какому признаку эти  имена существительные  объединили в одну группу?

- А  как  употреблены  эти  имена существительные  можем сказать? Как называются группы?

- Где это можно узнать?

- Прочитайте тему урока.

-Определим цели урока, чему будем учиться?

Конфета, альбом, книга

-  имена существительные обозначают один предмет

Конфеты, альбомы, книги

имена существительные обозначают несколько предметов.

Не знаем

Читают с. 61  Единственное и множественное число  имён существительных.

-различать  ед. ч  и  мн.ч  имён существительных;

-изменять имена существительные по числам;

-употреблять имена существительные в ед. ч  и     мн.ч

- Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

 - Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

 -Коммуникативные:

Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 - Регулятивные:

  предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

4. Первичное усвоение новых знаний.

-Как думаете где имена существительные употреблены  в единственном числе,  а где во множественном числе. Подпишите столбики.

- Правильно ли мы с вами  выполнили задание? Куда обратимся?

Прочитайте правило.  Расскажите друг другу.

Докажите,  правильно ли мы подписали группы.

 

Конфета         Конфеты

Альбом          альбомы

 Книга            книги

 ед. ч               мн.ч

правила Мудрой Совы с. 61

работа в парах

К:определять общую цель и пути ее достижения, взаимодействовать в паре.

5.  Первичная проверка понимания

Физкультминутка

Цель: восстановление физических сил, снятие усталости с глаз

Игра «Один – много»  Лесник,  Илья, моряки, лисята, больница,  Россия, картины, декабрь, молоток, машины,  товарищи, москвич.

- Что нового мы узнали об  имени существительном?

-Прочитайте слова в столбиках парами.

-Как в данном случае изменяются  имена существительные?

-Подчеркни в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что  имя существительное  изменилось по числам.

-Что меняется в  имени существительном при изменении числа?  Ответить на вопрос поможет правило  Мудрой Совы с. 62 ,  Прочитайте  

- Что меняется в  имени существительном при изменении числа?

- Что нового мы узнали об  имени существительном?

В  ед. ч  - поднимают одну руку,  во  мн.ч – поднимают две руки.

имена существительные  бывают ед. ч  и       мн.ч

Конфета         Конфеты

Альбом          альбомы

 Книга            книги

Изменяются по числам

правило  Мудрой Совы с. 62 ,  

Меняется его форма

имена существительные изменяются по числам, при изменении числа меняется форма

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку, вычленять лишнее)

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Регулятивные УУД

Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты деятельности сверстников.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

6.  Первичное закрепление.

7.  Применение знаний

Самостоятельная работа.  Задания на выбор.

Работа в группах.

- Какие возникли затруднения?

-Что  сделаем?

  • Напиши   рядом   с каждым   именем  существительным  это же имя существительное,  но в другом  числе.

Лес - ______________________

Сугроб - ___________________

Деревья - _____________________

Шапки - ________________________

  • Прочитайте.    Вставьте пропущенные буквы.  

Сн_гири  прыгают  по   ш_шкам   елей.

  • Укажите число имён существительных  (ед.ч.,  мн. ч)

  • Вставьте   имена   существительные :    лес,     сугроб,    дерево,  шапка в предложения.

Мы  вошли  в   зимний  _____________.    Кругом   большие   пушистые ___________________.    На высоких  _________________  лежат  снеговые  _____________.

Не можем использовать имена существительные, они ед. ч, обозначают одно действие. В предложение надо поставить во мн. ч.

Регулятивные:

-уметь оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:

   - уметь находить и выделять необходимую информацию.

-ориентироваться  в своей системе знаний

Личностные:

 -делать выбор, при поддержке других участников группы,

как поступить.

Коммуникативные:

-задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в группах;

8. Итог урока

 Информация о домашнем задании

Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися

Метод:частично-поисковый

- О какой части речи говорили на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

По выбору: с.67 упр.5

                    С.63 упр.108

Просматривают задание, по необходимости задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено,

 осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

Проверка усвоения учебного материала, построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

9. Рефлексия

 

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

У вас на столах два смайлика.  Оцените с их помощью свою работу на уроке , поместите выбранный смайлик на «Лесенку знаний»

  • Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное  вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Анализируют деятельность.

Оценивают свои знания смайликами

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" автор Канакина

Рабочая программа по русскому языку автор учебника В.П.Канакина, 5 часов в неделю, итого 170 часов. В рабочей программе учитываются требования ФГОС...

Диктанты по русскому языку УМК «Школа России» (авторы учебника Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова) 4 класс

Данная подборка содержит 17 диктантов с грамматическими заданиями...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...

Проверочные работы по русскому языку УМК «Школа России» (авторы учебника В.Г.Зеленина,Л.М.Хохлова) 4 класс

Проверочные работы по русскому языку  УМК «Школа России» (авторы учебника В.Г.Зеленина,Л.М.Хохлова) 4 класс...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе. Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».

Презентация  к уроку русского языка в 3 классе.Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».Тип урока: изучения и ...