Пояснительная записка по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Водопьянова Ирина Викторовна

Пояснительная записка по русскому языку с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_russkomu_yazyku.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной , В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой  ,Н.А.Стефаненко, М.В.Бойкиной «Русский язык» 4 класс . (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение 2011),

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно – нравственном развитии и воспитании младших школьников. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной; образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

Обучение русскому языку в 1-4 классах представляет собой первоначальный этап системы обучения  родному языку в школе. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей. Вначальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступным детям. Обучение основывается на усвоении существенных признаков(особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (межпонятийных связей).Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей. В этих целях курс русскогоязыка строится таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи,которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. Ведущимнаправлением по русскому языку в 4 классе является словоизменение. Изучается изменение попадежам имен существительных, имен прилагательных, изменение по лицам глаголов, формируютсянавыки правописания безударных падежных и личных окончаний. В 4 классе в связи с изучениемпадежных форм имён существительных и имён прилагательных знания о словосочетаниях несколькоуглубляются, практически происходит ознакомление с типами связи слова в словосочетании: суправлением и согласованием. Новым для учащихся 4 класса является изучение предложений соднородными членами. Важно заметить, что ознакомление с нормами литературного языка,изобразительными средствами речи принесет реальные результаты, если систематически проводитьанализ текстов-образцов и тем самым развивать свойственное ребенку языковое чутье, внимание кправильному употреблению слов, словосочетаний и фразеологизмов. Полезно наблюдать застилистически точным употреблением слов в авторских текстах в зависимости от цели высказыванияи проводить анализ, почему уместно именно это слово, а не его синоним.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка в 4 классе отводится 5 часов в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 170 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа по русскому языку разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

в принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.

в формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки.

в методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анализе результатов деятельности ребенка.

Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал. Вся работа строиться на дифференцированном подходе с учётом индивидуального развития обучающихся данного класса.

Критерии успешной деятельности

наличие межпредметных связей: изобразительное искусство, природоведение, литературное чтение.

обеспечение многообразия методов, форм и приемов современных педагогических технологий в учебной деятельности, в которую включается ребенок.

создание условий для обучения (кабинет, аудио/видео аппаратура, методическое обеспечение).

сотрудничество, содействие, единство в подходе к организации учебного процесса педагогов и родителей.

Планируемые результаты освоения программы по курсу «Русский язык» к концу 4 класса.

Личностные результаты:

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувствасопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательногоинтереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

осознание языка как основного средства человеческого общения;

восприятие русского языка как явление национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

формировать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных программ;

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

умение  задавать вопросы.

Предметные результаты:

достаточный уровень знаний о структуре русского языка; умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях, осуществлять поиск в различных источниках необходимой информации, анализировать и обобщать её;

умение участвовать в диалоге, строить беседу с учётом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, письменные тексты;

умение писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками;

применение правил правописания.

овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс,окончание), элементов словообразования;

формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений,обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной иписьменной форме;

обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач,направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Содержание программы

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию умладших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебнойкнигой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычкиобращаться к ним. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления ородном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать –перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретнымиумениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Для реализации рабочей программы на уроках русского языкаиспользуются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный ивсесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения дляповышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи- карточки обучающего иразвивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-позновательной деятельности обучающихся но уроках русского языка внедряются новые

педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемноеобучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.

В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоениезнаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаютсяразличные виды проверок (диктанты, тесты, работа по модульным карточкам, сочинения, изложения).

Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке,

морфологическом, морфемном и синтаксическомстрое, звукобуквенном составе, интонационном илексическом богатстве.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определеныстандартом начального общего образования.

В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографическиеправила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.

Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу«Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, атакже с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи,группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборычастей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксическийразбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения потемам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение». Кроме основных разделов программы отводятся 20 часов на развитие речи обучающихся.

Распределение часов по разделам программы

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Повторение

11 ч.

Предложение

9 ч.

Слово в языке и речи

20 ч.

Имя существительное

40 ч.

Имя прилагательное

31 ч.

Местоимение

9 ч.

Глагол

32 ч.

Повторение

18 ч.

ИТОГО:

170 ч.

Перечень учебно – методического обеспечения

УМК для учащихся:

1. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Авторы: В.П.Канакина  , В.Г. Горецкий: М.:Просвещение,2014

2. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч./Русский язык. Просвещение, 2014.

3.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 4 класс.Москва «Вако»,2014.

УМК для учителя:

1. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./В.П.Канакина  , В.Г. Горецкий: Просвещение,2014

2. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплексу: 4 класс В.П.Канакина ,В.Г. Горецкий– 2 – е изд. / М.: ВАКО, 2015.

3.Контрольно-измерительные материалы.Русский язык. 4 класс. Москва «Вако»,2014.

4. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: Просвещение 2011.

Материально – техническое обеспечение

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Интерактивная доска;
  3. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакина  , В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс;
  4. Печатные пособия по разделам программы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по русскому языку 4 кл.

Пояснительная записка раскрывает возможности ОС "Школа 2100"....

пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...

пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...

пояснительная записка по русскому языку 3 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс по учебнику Иванова...

Рабочая программа (с пояснительной запиской) по русскому языку 1 класс

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, в тематическом планировании расписаны УУД....