Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе. УМК « Перспективная начальная школа».

ТЕМА: Правописание личных окончаний глаголов.

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая: повторить правила правописания глаголов:  временные формы глагола, начальная форма, спряжение глаголов; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.

2) Развивающая: развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.

3) Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, фронтальный, работа в группах

Используемые технологии: работа в парах, дифференцированная, ИКТ, здоровьесберегающая.

Формирование УУД

Личностные: мотивация учения

Регулятивные:  постановка целей урока на основе известных и усвоенных знаний, контроль за аккуратностью выполнения задания

Познавательные:  поиск информации

Коммуникативные: развитие учебного сотрудничества                          

Ход урока:

1.Организационный момент

Ребята, готовы к уроку  (Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс.

Все получится у нас!

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? Покажите.(слайд)

- Спинки, тетради и ручки, парты, улыбку. Вы меня поняли, ребята?

– Нет.

- Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите… А теперь понятно?

– Да.

- Что объединяет слова второй группы?

– Глаголы

- Какова же роль глаголов в речи?

- Они делают речь ясной, понятной, богатой…(слайд)

- Конечно. Алексей Толстой писал (это изречение может быть записано на доске или отдельном плакате): «Движение и его выражение – глагол – является основой языка».

- А может ли наша речь состоять из одних глаголов, связанных между собой служебными частями речи? (Версии детей)

2.Сообщение темы, постановка целей урока. Введение в игровой сюжет

- Вы уже, наверное, догадались, что сегодня будет в центре нашего внимания

Умения (дети читают хором с доски): «Думать», «Наблюдать», «Слушать», «Доказывать», «Рассуждать» помогут нам «выпустить» номер журнала «Хочу всё знать», посвящённый глаголу. Я предлагаю вам представить себя в роли корреспондентов, редакторов, корректоров, наборщиков, чтобы обобщить свои знания о глаголе и выпустить новый номер журнала. Уверена, не обойдемся и без каких-то открытий. Согласны?

– А узнать, чем занимаются корреспонденты, редакторы, корректоры, наборщики нам поможет толковый словарь.

3.Повторение теоретических сведений о глаголе

1)Наши корреспонденты уже начали свою работу. Давайте послушаем, какой материал они собрали. (Заранее подготовленные дети читают стихотворение о глаголе):

Ученик1. Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет: чертит, пишет и поёт.

Ученик 2. Он лицо имеет, время, спряжение.

Нам с тобой он служит. С другими частями речи дружит!

Ученик3. У существительного и местоимения

Берёт взаймы род и число для лучшего общения!

Ученик4. Занимает второе место после существительного

Как наиболее употребительный!

– Спасибо.

– Чтение значений слов из словаря.

2) Игра «Выборы главного редактора»

– А сейчас самое время выбрать моего помощника, «главного редактора» журнала, который будет контролировать нашу работу, выбирать материалы для публикаций. Кто из вас ответит быстро и правильно на вопросы теста о глаголе, тот и займет по праву это место.

(Учитель раздает каждому тестс теоретическими сведениями о глаголе. Первый выполнивший несёт лист с заданиями на проверку учителю, и если ошибок нет, занимает отдельную парту с табличкой «Главный редактор». При правильном выполнении должна высветиться ключевая фраза «Заруби на носу»).

Выберите букву правильного ответа.(читает вопросы учитель)

  1. Глагол - это            в) часть речи;                      г) член предложения.

      2. Глагол обозначает:

д) предмет;                     е) действие предмета;               ж) признак предмета.

      3.Глаголы отвечают на вопросы:

о) Что? Кто?                 п) Кому? Откуда?                       р) Что делать? Что сделать?

      4.Каким членом предложения является?

л) подлежащим;              м) дополнением;                   н) сказуемым.

      5. Как изменяется глагол?

о) по числам                                п) по падежам                          

5.Работа над лексическим значением фразеологических оборотов. Упражнение в подборе глагольных форм и правописании безударных личных окончаний

- Если вы соедините выбранные буквы в обратном порядке (см. предыдущее задание), то у вас должна получиться «ключевая» фраза. Назовите её. - Заруби на носу.

- Никому не стало страшно от такой просьбы? Почему? Как называются такие устойчивые выражения?

- Фразеологизмы

- Очень часто журналисты используют в своих статьях фразеологические обороты. Прочитайте некоторые из них (фразы записаны на доске столбиком) и запишите в тетрадь столбиком:

Чешут языком –

Обведёшь вокруг пальца –

Витаете в облаках –

Прикусим язык –

- Определите и подпишите лицо и число глаголов. А теперь давайте запишем снизу вверх во второй столбик глаголы, близкие по значению к фразеологизмам, в том же лице и числе (один ученик у доски)

болтают, обманешь, мечтаете, замолчим

Проверка: – Согласны)? Скажите, ребята, написание какого личного окончания не вызвало вашего затруднения?

- « -им», т.к. оно ударное

- Какие же действия необходимо выполнить, чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола? (Учитель оценивает выполнение задания у доски).

-А какие ещё орфограммы в личных окончаниях глаголов нам встретились?

- ь во 2 лице ед.ч., буква «е» на конце «-ете», парный [т] в окончании «-ют»

- Кому было легко выполнить это задание, поставьте на полях букву «Л.», а кому трудно – «Т.».

- Как называются противоположные по смыслу слова? - Антонимы

- Правильно. Никто не догадался, почему я задала вам такой вопрос?

- Среди записанных фразеологизмов есть такая пара «чешут языком» и «прикусим язык»

- Молодцы! Вы очень внимательны. А это одно из главных качеств, необходимых в работе и корреспондента, и корректора, и редактора.

6.Упражнение в определении спряжения глагола, воспринятого на слух (работа с перфокартой)

- Ой, ребята, на двери редакции установили кодовый замок и не сможем туда попасть, чтобы распечатать наш журнал, пока не разгадаем шифр. Давайте заполним «окошки», поставив крестик в правильном месте:

г

л

а

г

о

л

Спряжение

1

2

3

4

5

6

7

8

I

II

(Учитель диктует глаголы, а дети расставляют крестики в нужных строках таблицы-перфокарты)

- Чистим, погуляешь, держите, растопят, застелешь, учим, гуляют, нарисуете

Проверка: Если вы всё сделали правильно, то у вас должен получиться следующий ключ (Учитель показывает образец). Встретились ли глаголы-исключения? («держите», «застелешь»)

7.Физкультминутка

Код к замку мы подбирали

И немножечко устали.

Потихоньку дружно встали.

И движенья показали.

Как живёшь? – Вот так! (Дети поднимают большой палец)

Как идёшь? – Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

Как бежишь? – Вот так!

Как летишь? – Вот так!

Как плывёшь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?

– 2 л., ед.ч.

8.Дифференцированная работа по закреплению пройденного материала

-Что ж, отдохнули и со свежими силами продолжаем работу. Чтобы мы могли, как можно больше подобрать интересного материала для журнала, я предлагаю разделиться на группы.

Наши корреспонденты, которые в начале урока рассказывали о глаголе, получают индивидуальные задания от главного редактора. Подходите к столу и выбирайте себе любое. (На столе «главного редактора» разложены карточки, на которых с одной стороны записан глагол, а с другой – задание, которое с этим словом надо выполнить).

Примеры заданий: «течь» – выполни звук буквенный разбор;

«прилетели» – разбери по составу, укажи в скобках грамматические признаки;

«увидим» – разбери как часть речи;

«играть» – проспрягай (измени по лицам и числам).

После окончания относите свои работы главному редактору .

- Остальным я тоже предлагаю выбрать себе задание по душе.

Не спешите, подумайте и решите, какую должность вы хотели бы занять. Кто умеет и любит исправлять чужие орфографические ошибки, будут в роли корректоров разбираться в письмах наших читателей из конверта под буквой «К».

Не останутся без работы и редакторы. В конверте с пометкой «Р» задание для вас – вставить подходящие по смыслу глаголы, озаглавить статью.

- Исправленный вариант запишите в тетрадь, подпишите спряжение и лицо над каждым глаголом, а один – разберите как часть речи. Поднимите руки, кто хочет быть корректором? Хорошо. Приступайте к работе.

Проверка: – Кто хочет отдать свою работу на подпись главному редактору? (выборочно 3-4 тетрадочки, возможно у главного редактора есть правильные варианты текстов).

Задание для «корректоров»

 Объясни правописание безударных личных окончаний глаголов ( укажи спряжение).

Уход…м  все дальше  в  лес. В т…пле  и  уют…  т…хонько  дыш…т особенный  шум. Скр…пят кл…сты, звенят с…ницы. Св…стит иволга. Изумрудные лягушата  прыгают  под  н…гамии. Щелка…т  белка. В лапках сосен мелька…т ее пуш…стый хвост.Между ств…лов с…сен вид…шьпрозрач…ные фигуры огромных людей. Они исчезают в з…леной густоте, сквозь которуюпросвечива…т голубое   небо.                                                Под   н…гами  пышным  к…вром  л…жит  мох. К…стяника сверка…т  в  траве  каплями  крови.  Грибы дразн..т  крепким  запахом

Задание для редакторов

Запуска .т змея, дел .т на части, пиш .т письмо, дар .т радость, слуша . т внимательно, плава . т брассом, уделя . т внимание,реж . т ножницами, танцу . т вальс, хорошо вид . т, собира . т урожай, пил . т бревно, рису . т красками, разреза . т пирог, нос . т куртку, кол . т дрова, ненавид . т грубость, расцвета . т на клумбе, зелене . т на пригорке, встреча . т на вокзале, гон . т волны, та .  снег, реша . т задачу, ищ . т грибы, стро . т переправу, бре . т бороду, плохо слыш . т, вис . т на верёвке, плат . т за покупку.

10. «Игра «Наборщики»

1) Пока главный редактор подписывает документы, мы поработаем «наборщиками»: за 1 минуту наберём как можно больше слов из букв слова «типография».

Через минуту дети читают получившиеся слова, у кого больше – тот и получает «5».

2) Мы уже говорили, что быть внимательным надо всем, в том числе и наборщикам в типографии. Но, к сожалению, таким не оказался тот, кто набирал следующее предложение. (Оно записано или на доске). Что же здесь должно быть написано? Догадались?

- о – ч – л д- л – г – л – й – м – л – ! (Кончил дело – гуляй смело!)

- Вот и мы заканчиваем нашу работу. С каким настроением? Покажите «личико»

12.Подведение итогов урока.Рефлексия

Дополни

Теперь я знаю ……..

13.Домашнее задание

- Спасибо. Я думаю, ваше настроение не изменится и при выполнении домашнего задания, потому что оно тоже сегодня интересное и необычное: «Редакторы» попробуют придумать рассказ, состоящий из одних глаголов, например на тему «Как много я успеваю сделать за день»,

«Корректоры» – придумывают рекламу журнала.

-Чтобы привлечь внимание к нашему журналу, нужна реклама. Без этого сейчас никуда. С чего начинается реклама? Кому она адресована? Почему необходимо прочитать журнал? О чем вы узнаете из очередного номера? Попробуйте, разделившись на группы, придумать рекламу или самого журнала, или для него?

а «корреспонденты» – подберут 4-5 пословиц, в которых есть глаголы. Все ваши работы мы также «опубликуем». Всем: подумайте над оформлением обложки.

Ребята! Несмотря на все трудности, с которыми мы встретились при выполнении заданий, благодаря общим усилиям, журнал наш готов. Давайте поздравим друг друга. Эта газета будет помогать нам с вами в познании непростой науки – русский язык.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Урок начинается с минутки чистописания, где учащиеся записывают правильно буквы и сочетания букв. Это помогает правильно определить тему и цели урока. В основном этапе урока учащиеся закрепляют знания...

Урок "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Урок разработан по учебнику "Русский язык" 4 класс "Начальная школа 21 века"...

конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов"4 класс

Отрабатывание навыков определения спряжения...

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Конспект по русскому языку "Личные окончания глаголов." 3 класс, УМК "Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова"

Конспект по русскому языку "Личные окончания глаголов." 3 класс, УМК "Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова"...

Конспект урока по русскому языку "Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения" 4 класс

Конспект урока по русскому языку  "Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения" 4 класс...

Конспект урока русского языка «Личные окончания глаголов I и II спряжения» (4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.Планируемые результатыПредметные:знать:...