Урок обучения грамоте. Тема "Звуки [й' о], ['о]. Буква Ё, ё"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Вокуева Светлана Константиновна

Тема "Звуки [й' о], ['о]. Буква Ё, ё"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx38.09 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.76 МБ
Файл analiz_uroka.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте. Тема "Звуки [й' о], ['о]. Буква Ё, ё"

Составила: Хозяинова

Светлана Константиновна – учитель начальных классов

Программа:  «Школа России»

Цели урока:

Совершенствовать умение читать слоги, слова, предложения с новыми буквами

Задачи урока:

Познакомить учащихся с буквой Ё и звуками  [й' о], ['о].

Добиться запоминания формы новой буквы

Добиться осознания детьми способа чтения новой буквы

Совершенствовать умения звукового анализа

Обогатить словарь детей

Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, воображение.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Прививать любовь к родному языку.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Орг.момент

- Слайд 2. Прозвенел звонок. Начинается урок. Сегодня на нашем уроке много гостей. Повернулись, подарили нашим гостям свои улыбки. Теперь все красиво встали. Мы начинаем наш урок с небольшой зарядки. Красиво сели.

- Какой сейчас урок? (урок чтения)

- Чему мы учимся на уроке чтения?

- Мы продолжим работу над развитием этих умений и на этом уроке.

 В этом нам поможет наш гость. Слайд 3. Чтобы его увидеть, мы должны выполнить несколько заданий. Первое задание.

Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6)эстетическое воспитание.

  1. Актуализация знаний

- Чем буквы отличаются от звуков?

- На какие две группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные от согласных?

- Молодцы! Справились с этим заданием, значит, легко выполните второе задание. Слайд 4.

  1. Постановка учебной проблемы

- У вас на парте есть конверт, откройте, что вы видите? (буквы)

- Какие это буквы? (буквы гласных звуков)

- Разделите их на 2 группы? (работа в паре)

- Какие группы получились? (буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного и буквы, указывающие на твердость предшествующего согласного)

- Проверьте по эталону (на слайде) У кого получилось также, поднимите руку. Молодцы. У кого были ошибки, будьте внимательнее. Буквы положили в конверт.

- Догадались ли вы с буквой какого звука мы сегодня будем знакомиться. (с буквой гласного звука).

- Чтобы узнать о какой очень интересной букве пойдет речь, послушайте внимательно загадку и доскажите словечко:

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно... (хором) ёлки.

Он колючий, но не еж,

А речная рыба …ёрш

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...

- Кто уже догадался, с какой буквой сегодня будем знакомиться?

- Тему рока мы назвали. Буква Ё. Давайте поставим перед собой задачи.

На доске дано начало предложения для определения цели.

Я хочу познакомиться с …                (Д.: «с новым звуком»)

  • Я буду учиться отличать …                (Д.: «букву от звука»)
  • Я буду учиться читать …                (Д.: «слоги, слова, предложения с новой буквой»)

  1. Составление плана урока

План (примерный)  3  2

-Составим план урока

  1. Познакомиться с новой буквой
  2. Познакомиться со звуками, которые она обозначает
  3. Научиться читать слоги, слова, предложения с этой буквой
  4. Узнать что-то новое
  5. Закрепить знания
  6. Оценить себя

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

  1. Созданий проблемной ситуации
  • - Кто был самым внимательным, ответит мне на следующий вопрос. Назовите слова, которые начинались с новой буквы. (ЁЛКА, ЁЖ, ЁРШ) Назовите самое короткое слово. А маленький? Давайте составим схему слова ЁЖИК.
  • Дети делают в парах пробное действие (Составляют схему слова)
  • К доске выходят 2  пары и показывают свои результаты.
  • - Что интересного вы заметили? (У ребят получилось по-разному)
  • - У кого получилось также как у первой пары?
  • - У кого получилось также как у второй пары?
  • - Как нам выяснить, кто из ребят сделал верно?
  • - Давайте все вместе разберем слово ёлка.
  • - Разделим слово на слоги
  • - Поставим ударение

– Сколько в этом слове звуков, произнесите медленно слово ЁЖИКИ, выделяя каждый звук.

  ([й’о жик]).

– Какой первый звук?  ([й’]).

– Дайте ему характеристику. (согл., мягк., звонк.)

– Какой второй?([о]).

– Дайте ему характеристику.(гл., ударн.)

– Какой третий звук?  ([ж]).

– Дайте ему характеристику. (согл., тв., звонк.)

– Какой четвертый звук?  ([и]) гл. безуд.

- Какой пятый звук?  ([к])

– Дайте ему характеристику. (согл., тв., глух.)

– Вот что у вас должно было получиться. Значит, ребята 1 пары выполнили верно. Молодцы!

– Как вы думаете, мы все узнали про букву Ё?   Давайте проверим. Наш гость приготовил для нас еще одно задание.

– Что больше всего на свете любит Винни-пух? (Хором, нараспев: мёд.)

- Начертите схему этого слова 2 человека у доски.

– Какие звуки слышим в этом слове?

Звук [м’] – согласный звонкий, мягкий.

Звук [о] – гласный ударный.

Звук [т] – согласный глухой, твёрдый.

- Оказывается, буква ё может обозначать один звук после мягкого согласного.  

– Что ещё мы узнали о букве Ё?

  1. Игра «Страна Вообразилия»

- Ребята, посмотрите на доску - это печатная буква ё.

– На что похожа буква Ё? (На лесенку, на грабли.)

Буква Е передохнула,

И тот час же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

                                         (Е. Тарлапан.)

  1. Физминутка

Эх попрыгали на месте…

- Следующее задание, которое нам приготовил наш секретный гость на доске.  Поставьте ударение в этих словах.

ЛЬВЁНОК, СЛОНЁНОК,ЁЖИК, ЗВЁЗДЫ, КОЛЁСА

На какую букву падает ударение. Какой вывод можем сделать? (ударение всегда падает на букву ё)

- Расскажи-ка, буква ё,

Как твое житье-бытье?

Буква ё даёт отчёт:

- Ничего житьё течёт.

Я ударная всегда!

- Ой-ё-ёй, вот это да!

  1. Работа в азбуке

- Давайте вернемся к плану.

  1. Познакомиться с новой буквой
  2. Познакомиться со звуками, которые она обозначает
  3. Научиться читать слоги, слова, предложения с этой буквой
  4. Узнать что-то новое

- Что мы уже сделали? (повторили букву, звуки)

- Что будем делать дальше? (будем учиться читать слоги, слова, предложения с этой буквой )

- Что нам в этом поможет? (азбука)

- Откройте азбуку на стр. 31. Найдите букву ё. 1   3   3   4   7

-  Буква Ё в красном квадрате. А под ней нарисована схема.

- К какому слову составлена схема? (ёжики)

- Что надо делать дальше? (читать слоги-слияния с буквой ё)

- Давайте их прочитаем. Как будет читаться согласный перед буквой ё. (мягко)

- Начинаем читать все вместе.

- Для чего мы выполняли это задание? (чтобы научиться читать слоги с буквой ё)

- Зачем надо уметь читать слоги? (чтобы было легче читать слова по слогам)

- Читаем слова с букой ё.

- На какие две группы разделить слова?

- Прочитайте слова, где буква ё в начале слова. Сколько звуков имеет буква Ё в начале слова?

- Где буква ё находится в других словах? После …(гласных).

- Давайте медленно, выделяя каждый звук, назовем эти слова.

- Сколько звуков обозначает буква ё после гласного?

- Итак, сделаем вывод, когда буква Ё обозначает два звука?

- Сверим вывод с авторским. Совпал ли наш вывод с авторским? --- Еще раз хором прочитаем вывод.

Включить проектор

- Молодцы. Какой пункт плана мы с вами выполнили? Что еще нам осталось в плане? (узнать новое)

- Но прежде, чем наш секретный гость появится, выполните последнее задание. Прочитайте предложения, которые написаны на слайде. Слайд 6

Еле-еле ель Егор
Затащил к себе во двор.

- Что это? (скороговорка)

- Кто уже догадался, что надо делать? (прочитать сначала медленно, а затем быстро)

- Читаем сначала все вместе, по колонкам и желающие.

Для чего мы выполняли это задание?

-Что пытался Егор затащить к себе во двор?

- А знаете ли вы, как называется лес,  в котором растут только ели? (ельник). В этом лесу живет наш секретный гость. А вот и он! Кто знает, как называется эта птица? (клёст) Клест крупная птица с длинными узкими крыльями, короткими толстыми лапами и очень густым оперением. Главная отличительная особенность клеста – клюв, сложенный крестиком. Таким клювом, клест легко отгибает чешуйки шишки и ловко достает из нее семена. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно зимой. А ещё клеста называют северным попугайчиком. Молодые птицы зеленовато-серые, а у взрослых коричнево-красные тона.

- Почему эта птица у нас в гостях?

- Назовите эту букву?

  1. Итог урока

–Что мы узнали про эту букву?

- Наш урок подходит к концу. Все ли пункты плана мы выполнили?

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Достигли ли мы цели?

- Оценим свою работу.

ТООУ

  1. Рефлексия

- Если вы запомнили букву ё, сможете прочитать слоги и слова с буквой ё и сможете рассказать родителям про эту букву, то поставьте себе зеленый кружок. Поднимите руку, у кого зелёный кружок.

- Если вы запомнили букву ё, но вам нужна помощь, чтобы прочитать слова с буквой ё, то поставьте себе желтый. Поднимите руки, у кого жёлтый кружок. (Какое задание было для тебя самым трудным, значит дома ты будешь…)

- Если вы не запомнили эту букву и не можете прочитать слова с этой буквой, то поставьте себе красный. Поднимите руку, у кого красный кружок. (Как ты думаешь, почему ты не смог запомнить букву?)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буква Ё. Звуки [j ΄ o],[ о ] . Обучение грамоте 1 класс «Школа России» Составила: Хозяинова Светлана Константиновна – учитель начальных классов

Слайд 4

Первое задание

Слайд 5

Второе задание А Е О Я У И Ы

Слайд 6

Третье задание

Слайд 7

Последнее задание Еле-еле ель Егор Затащил к себе во двор

Слайд 8

. ЕЛЬНИК

Слайд 9

КЛЁСТ

Слайд 11

КЛЁСТ



Предварительный просмотр:

Анализ урока

Тема урока: “Звук и буква Ё”.

Данный урок - урок приобретения новых знаний. Тема урока входит в букварный период обучения грамоте. Это первый урок знакомства с данной буквой. Акцент в данном уроке сделан на развитие фонематического слуха.

Цели урока:

Совершенствовать умение читать слоги, слова, предложения с новыми буквами

Задачи урока:

Познакомить учащихся с буквой Ё и звуками  [й' о], ['о].

Добиться запоминания формы новой буквы

Добиться осознания детьми способа чтения новой буквы

Совершенствовать умения звукового анализа

Обогатить словарь детей

Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, воображение.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Данные задачи взаимосвязаны друг с другом, подчинены цели урока.

При подготовке к данному уроку мной были учтены как психолого-возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся моего класса:

Учитывая психологические особенности первоклассников, важно использовать в уроке приемы, непроизвольно концентрирующие внимание, элементы дидактических игр.

  • При отборе материала к уроку я руководствовалась принципом целостности урока, тем, чтобы все этапы урока были взаимосвязаны между собой.

Для проведения урока использовались следующие методы:

- словесные (беседа по опорным понятиям; фонетическая зарядка; характеристика звука);

- наглядные (так как в 1 классе применение наглядности играет большую роль, но, вместе с тем, необходимо соблюдать правила динамичности, сменяемости, обоснованности применения наглядности, я использовала слайд-презентацию: - лента букв);

- практические (выполнение упражнений разной степени сложности).

Использовался раздаточный дидактический материал –разрезные буквы

На этапе орг.момента использую зарядку для организации внимания детей.

На этапе актуализации знаний использовался фронтальный метод работы с классом.

После озвучивания темы были поставлены задачи урока и план урока.

На этапе изучения нового использовался прием проблемная ситуация. На этапе составления звуковой схемы слова использую прием работы в паре, что помогает развивать навыки сотрудничества. Для доказательства мы используем совместный анализ не только на этом уроке, но и на предыдущих уроках. Это делается для того, чтобы дети усвоили приемы доказательства верных предположений.

Считаю, что воспитание сознательного читателя нужно начинать с 1-го класса, с этапа обучения грамоте. С этой целью я уделяю внимание развитию связной речи учащихся; обогащению их активного словаря; а также учу осознанно воспринимать прочитанное.

Стараюсь научить детей ставить перед собой задачи; формировать и осознавать тему урока.

Практически на всех этапах урока учу детей обобщению, дети уже самостоятельно могут сделать вывод.

Учу осознанно подходить к обобщающему повторению в конце урока.

Контроль усвоения материала урока осуществлялся опосредованно.

На каждом уроке учу детей самооценке, даю критерии, по которым дети оценивают себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....