Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста
статья (1 класс)

Федорова Майя Викторовна

Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями кистей рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста

Кисти рук не уступают уху и стопе по насыщенности акупунктурными зонами, на которые проецируются все органы человека,.

Немецкий философ И.Кант говорил, что «рука является вышедшим наружу мозгом». Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях рук. Утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот, стрессовое состояние вызывает в руках слабость, вялость.

Восточные оздоровительные системы утверждают, что с помощью пальцев рук мы можем нормализовать функциональное состояние внутренних органов. Например, японские ученые считают, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, желудка , кишечника, печени, сердца.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи?

Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка: сначала развиваются движения пальцев рук, а когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливают почву для формирования речи.

Графологи утверждают, что почерк не передается по наследству, но некоторые особенности темперамента родителей, перенятые ребенком, могут косвенно способствовать развитию прилежности в письме.

Эксперименты показали, если ребенок затрудняется показать 1, 2, 3, 4 пальца, зайца из пальчиков, то и говорит он плохо.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начинаться с самого раннего возраста. Важно уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, рисовать с ребенком, играть в песочнице,лепить из пластилина, теста, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки).

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

В школе у детей часто возникают затруднения в письме, так как недостаточно развита мелкая моторика. Буквы у таких детей пляшут вкривь и вкось – лезут за строку, падают набок, имеют наклон в другую сторону. Пишут такие дети очень медленно, заметен тремор при письме, дополнительные штрихи, неправильные соединения. Почерк ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма.

Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому-то необходимы.

Я рекомендую родителям завести специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Важно не заставлять его просто писать как можно больше.

Я предлагаю задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их, заштриховывать  раскраски косыми линиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие речи детей младшего школьного возраста.

Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать воп...

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.

В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция  человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...

Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста

Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста...

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста». Игры шнуровками.

-Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;-развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";        ...

Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.Речь – это процесс общения; язык – система выр...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии...

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего школьного возраста.

Речь является очень сложным психическим процессом, это так же и единственный в своем роде инструмент познания мира. Речь формируется у ребенка в процессе его развития.Каждый возрастной период развития...