Главные вкладки

    Развитие орфографической зоркости и бокового зрения через зрительные диктанты.
    методическая разработка по русскому языку по теме

    Спиридонова Валентина Федоровна

    Для улучшения указанных выше способностей нужна специальная система тренировочных упражнений. Этому во многом способствует проведение ежедневных зрительных диктантов..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zorkosti_i_bokovogo_zreniya_cherez_zritelnye_diktanty.doc84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко-Сале Пуровского  района

         Развитие орфографической зоркости и бокового    зрения через зрительные диктанты.

                                                     

                                                      Выступление на МОУ.

                                                                                           начальных классов МБОУ  «Т-С СОШ №2»

                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                           Спиридонова Валентина Федоровна

                                                       

                                                      г.  Тарко – Сале                                      

                                                                     2012 г.

    Развитие орфографической зоркости и бокового зрения через         зрительные диктанты.

    Для формирования навыков грамотного письма существенную роль имеют способности человека «фотографировать» прочитанные слова. только в случае сомнения правописания того или иного слова мы прибегаем к помощи грамматики (правописания). Поэтому очень важно иметь и хорошую зрительную память, и  развитую орфографическую зоркость. Для улучшения указанных выше способностей нужна специальная система тренировочных упражнений. Этому во многом способствует проведение ежедневных зрительных диктантов. С этой целью были использованы тексты И. Федоренко, Н.И. Костроминой, М.Э.Костроминой.

    Методика проведения.

    1.         Диктанты желательно начинать писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 4-5 букв, и писать все четыре года обучения.
    2.         Вводится обязательное выделение всех орфограмм другим цветом, например зелёным.

    Таким образом,  «фотография» получается цветной. Перед детьми ставится задача запомнить написания в словах «зелёных» букв и повторить в точности так, как на фотографии учителя. В дальнейшей работе по мере знакомства с грамматическими правилами дети начинают осознавать эту связь и приходят к выводу, зелёным цветом в словах отмечены слабые позиции. С этого момента начинается целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости.

    Надо отметить, что последовательность ознакомления  с грамматическим материалом в 1 классе зависит от того, по какому букварю работает учитель. В данном случае к  «Азбуке»  Бетеньковой.

    Следует помнить, что над каждым набором текстов необходимо работать 3-4 урока, пока ребята не перестанут ошибаться.

     Набор №1

    о а о а

    А О А О

    и ы и ы

    Иа. Ау.

    Что особенного заметили в каждой строчке?

    Что общего на всех строчках?

           

      Набор №2

    он – сон

    сон – нос

    нос – нас

    У нас сани.

    Что изменилось в словах?

     

            Набор №3

    сон – сок

    сок – сук

    сук – лук

    У осы усы.

    Набор №4

    Диктант проводится на фоне разгадывания ребусов.

    1.         - корова

         коро

    2.

           В   Н    - корона

    3.    К      В  - ворона

     4.   Н      Т   - ворота

    Что общего в написанных словах?

    Что значит «опасное» место в слове?

             Набор №5

    У Оли мак.

    У Толи сок.

    Ноты у Вовы.

    У куста аист.

    Набор №6

    У реки дуб.

    У дуба Дима.

    Он пас коров.

    Коровы сыты.

    Набор №7

    У Юли рос лук.

    У Гены грибы.

    Собака лает.

    Котёнок спит.

          Набор №8

    В лесу сосны.

    У сосны лиса.

    В лесу осины.

    У осины заяц.

    Набор №9

    Стоит корова.

    Она ест траву.

    Зебра ест сено.

    Лиса роет нору. 

    Набор №10

    Ежи живут в лесу.

    Ерши живут в реке.

    Щука – речная рыба.

    Наша дача у речки.

         Набор №11

    Толя взял кубики.

    Одевала Рая куклу.

    Рыбаки тянут сети.

    Попала в сети щука.

    Набор №12

    И к нам пришла зима.

    Выпал пушистый снег.

    Всё кругом побелело.

    Дети очень рады зиме.

         Набор №13

    Ребята пришли в школу.

    В классе идёт работа.

    Учитель учит учеников.

    У учеников идёт ученье.

    Набор №14

    Девочка Оля идёт домой.

    К нам бежит мальчик Коля.

    Тётя Поля работает в поле.

    Дядя Толя спешит на завод.  

    Набор №15

    К нам пришла морозная зима.

    Всю ночь шёл пушистый снег.

    Утром ребята пошли на горку.

    Быстро катились лыжи и санки.

    Набор №16

    Мы живём в городе Тарко – Сале.

    Это главный город Пуровского района.

    Недалеко от города протекает река Пур.

    Мы любим наш славный город.

    Сравнивая наборы №14 и №15, можно раскрыть понятие «текст» и дать отличие текста от предложений, не связанных по смыслу.

    Исходя  из материалов «Азбуки» Бетеньковой, приведу другой набор для зрительных диктантов.

     

    №1

    ма

    мал

    мáло

    малá

    №2

    мал

    мял

    Оля

    Аля

    №3

    мал

    мял

    мел

    мёл

    №4

    мыл

    мил

    мыла

    мыло

    №5

    мама

    няня

    Лена

    Лёня

    №6

    Нина

    Лина

    Алина

    Алёна

    №7

    Инна

    Анна

    Лана

    Елена

    №8

    Анна

    Алла

    Элла

    Эмма  

    №9

    гиря

    гири

    игра

    игры

    №10

    игра

    икра

    горка

    корка

    Каждый раз звучит вопрос: «Что общего в словах каждой пары и чем они отличаются?»

    Это воспитывает повышенное внимание к написанному слову. В последующих наборах раскрывается понятие «слабая и сильная позиция» в слове.

    №11

    он – она

    он – оно

    он – они

    она – оно

    №12

    осы – оса

    сам – сама

    лес – леса

    лис – лиса

    №13

    сон – нос

    нос – носы

    сон – слон

    слон – слоны

    №14

    кот – коты

    У Оли кот.

    У кота усы.

    кот - котик

    №15

    дуб – дубы

    дуб – дубок

    суп – супы

    зуб – зубик

    №16

    кот – крот

    крот – кроты

    стол – столб

    столб – столбы

    №17

    горы – гора

    гора – горка

    норы – нора

    нора – норка

    №18

    В лесу ели.

    У ели лиса.

    Лиса у норы.

    Там лисята.

    №19

    У Люси юла.

    В лесу ежи.

    У Лёни ёлка.

    Яна гуляла.

    №20

    У Маши часы.

    У Саши лыжи.

    В реке щука.

    В лесу ёжик.

    №21

    Идёт гусь.

    Идут гуси.

    Бегут кони.

    Бежит конь.  

           Во втором классе в первом полугодии учитель продолжает писать диктанты, используя для повторения и закрепления изученного только наборы, состоящие из предложений.

    Содержание наборов для диктантов может быть различным, но должен остаться одинаковым сам принцип их составления, а именно: последовательное увеличение сначала слов, затем предложений на одну букву.

    Каждый последующий набор увеличивает количество букв на 1 или 2.

             Для ΙΙ и ΙΙΙ классов за основу берутся тексты И. Федоренко, значительно их расширив, что не трудно сделать самому учителю.

            Проводить зрительные диктанты лучше всего в начале урока. Сразу же после записи даты и вида работы все ученики встают и молча прочитывают то, что показывает учитель. По истечении 6-8 с они садятся за парты и диктуют себе то, что прочитали и запомнили, отмечая цветом «опасные» места в словах. Каждый ученик, закончив диктовку, снова встаёт. Проверка записанного и объяснение правописания орфограмм проводится только после того, как все учащиеся встали. Оценка всей работы проводится по 10-бальной системе.

            Отдельных учителей смущает то, что на проведение данной работы уходит много времени, до 10-15 минут и даже больше, а уроки на первый взгляд кажутся несколько однообразными. Но всё это сразу станет неважным тогда, когда произойдёт резкое  сокращение количества ошибок, одновременно увеличится скорость чтения за счёт развития у ребят бокового зрения. Последнего не будет, если неправильно дозировать время, отводимое на прочтение, осмысление и запоминание предложения, показанного учителем. Важно помнить о том, что количество букв увеличивается, а время почти не изменяется.  Это способствует возникновению у детей внутренней команды: «Надо успеть прочитать», - что в свою очередь заставляет увеличивать горизонт бокового зрения.

           Проведение зрительных диктантов во многом будет зависеть от интуиции, терпения, интеллекта и педагогического мастерства учителя. Ежедневное их использование на уроках русского языка, чтения, математики  заставит заново пересмотреть поурочные, тематические планы, а главное, по другому взглянуть на проблемы развивающего обучения.

     Тексты зрительных диктантов по И.Т.Федоренко для 4 класса

    (в скобках: число букв/ время экспозиции в секундах).

    Набор №1

    1. Тает снег.                           (8/4с)
    2. Идёт дождь.                      (9/4с)
    3. Небо хмурое.                     (10/5с)
    4. Коля заболел.                    (11/5с)
    5. Запели птицы.                   (11/5с)
    6. Поле опустело.                   (12/6с)

    Набор №2

         1.  Трещат морозы.                       (12/6с)

         2.  Я ищу землянику.                    (13/6с)

         3.  В лесу росла ель.         (13/6с)

         4.  Наступила осень.                     (14/7с)

         5.  Дни стали короче.                    (14/7с)

         6.  В лесу много берёз.                  (15/8с)

    Набор №3

         1. Прилетели птички.                    (15/8с)

         2. Ярко светит солнце.                  (16/8с)

         3.  Лида вытерла доску.                (16/8с)

         4.  Весело бегут ручьи.                 (16/8с)

         5.  Подул резкий ветер.                 (16/8с)

         6.  Зоя прилежно учится.              (17/8с)

    Набор №4

         1.  Дятел долбил дерево.                (17/8с)

         2. Я хочу посадить цветы.             (18/7с)

         3.  Иней украсил деревья.              (18/7с)

         4.  Без воды цветы завянут.           (19/7с)

         5.  Пролетело жаркое лето.            (19/7с)

         6.  Возле дома посадили ель.        (20/7с)          

    Набор №5

         1.  Солнце светит и греет.             (20/6с)

         2.  Федя решал задачу у доски.     (21/6с)

         3.  Загорелась в небе зорька.        (21/6с)

         4.  На деревьях сверкал иней.       (21/6с)

         5.  Город Киев стоит на Днепре.   (22/6с)

         6.  В лесу собирают землянику.    (22/6с)

    Набор №6

    1. Зимой река покрылась льдом.      (23/5с)
    2. Мальчик подарил маме цветы.     (23/5с)
    3. Дежурные стёрли пыль с доски.   (24/5с)
    4. Колхозники работают на лугу.     (24/5с)
    5. На огород забрались цыплята.     (24/5с)
    6. Мы жили возле берёзовой рощи.  (24/5с)

    Набор №7

         1.  Небо покрылось серыми тучами.     (24/4с)

         2.  Дети посадили во дворе акацию.     (25/4с)

         3.  Бабушка купила внуку букварь.      (25/4с)

         4.  Землю согрело тёплое солнышко.   (26/4с)

         5.  Моя сестра работает на фабрике.    (26/4с)

         6.  Ласково грело весеннее солнце.      (26/4с)

    Набор №8

         1.  Идёт дождик.                                     (10/5с)

         2.  Мы любим наш город.                      (15/7с)

         3.  Бабушка печёт пирог.                       (17/8с)

         4.  У Андрея чистая тетрадь.                 (20/10с)

         5.  Помогай своему товарищу.              (21/10с)

         6.  Быть здоровым очень важно.           (22/10с)

    Набор №9

         1.  Вода в море солёная на вкус.           (22/7с)

         2.  Наша страна борется за мир.           (22/7с)

         3.  Началась большая перемена.           (23/7с)

         4.  Дети ходили в лес за грибами.         (23/7с)

         5.  Руки надо мыть водой с мылом.      (23/7с)

         6.  Красивы улицы нашего города.       (24/7с)

    Набор №10

    1. Москва столица нашей Родины.      (24/5с)
    2. Школьники поливают саженцы.      (24/5с)
    3. Депутаты съехались на съезд.          (24/5с)
    4. Надо быть честным и правдивым.   (25/5с)
    5. Звёзды сияют на башнях Кремля.    (25/5с)
    6. Летом наша семья жила на Волге.   (25/5с)

    Набор №11

    1. Весело колосится густая рожь.         (25/4с)
    2. Поля запорошило белым снегом      (25/4с)
    3. Мы читали интересный рассказ.      (25/4с)
    4. Мичурин много и упорно работал.  (26/4с)
    5. Новые дома растут очень быстро.   (26/4с)
    6. Из машины вышел наш учитель.     (26/4с)

    Набор №12

    1. Мальчики принесли сухих веток.      (26/4с)
    2. В поле поспевает рожь и пшеница.   (26/4с)
    3. На стройку привезли рамы и двери.  (27/4с)
    4. Дети всех стран хотят жить в мире.   (27/4с)
    5. Свежий ветерок повеял прохладой.   (28/4с)
    6. Сверкнула молния, и загремел гром. (28/4с)

    Набор №13

         1.  Давно скосили и убрали луга и поля.   (28/4с)

         2.  Белка взобралась на верхнюю ветку.    (29/4с)

         3. Солнце светило ярко, и дети купались.      (30/4с)

         4. Травы скашивают во время их цветения.   (31/4с)

         5. Дедушка Филипп пасет коров.                    (32/4с)

         6. Люблю я в поле встречать восход солнца. (32/4с)

    Набор №14

         1. Поднялась за рекой большая серая туча.       (32/4с)

         2. В далёкой тайге живут охотники – эвенки.   (33/4с)

         3. Все радовались встрече с космонавтами.       (33/4с)

         4. Разведчики отправились в опасный путь.      (33/4с)

         5. Дружная семья и землю превратит в золото. (34/4с)

         6. Обувь всегда необходимо  очищать от пыли.(34/4с)

    Набор №15

         1. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.             (34/4с)

         2. Меж редеющих верхушек показалась синева.       (35/4с)

         3. Хороши привольные широкие степи Украины.     (35/4с)

         4. На смелого собака лает, а трусливого кусает.        (36/4с)

         5. Павел и Вика любят читать волшебные сказки.     (36/4с)

         6. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. (37/4с)

    Набор №16

         1. В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.  (36/5с)

         2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.        (36/5с)

         3. Школьники готовятся к новому учебному году.    (37/5с)

         4. Много работы в яблоневом саду ранней весной.    (37/5с)

         5. На берегу моря раскинулся спортивный лагерь.     (38/5с)

         6. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.   (38/5с)

    Набор №17

         1. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.    (38/5с)

         2. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.       (39/6с)

         3. Мы посадили во дворе ёлочки, липы, клёны и берёзы.   (39/6с)

         4. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.      (40/6с)

         5. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.       (41/7с)

         6. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. (42/7с)

    Набор №18

         1. На полях выращивают картофель, свёклу, морковь, лук.          (42/7с)

         2. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.        (43/7с)

         3. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье.            (44/7с)

         4. По лесной заросшей тропе идёт группа туристов.                      (45/8с)

         5. Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом. (46/8с)

         6. Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народами. (46/8с)

                                                                                             

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие орфографической зоркости через использование дидактической игры.Мастер - класс. Презентация

    Рассматривается вопрос о возможности знакомства с признаками орфограмм на раннем этапе обучения в условиях традиционной системы....

    Разработка занятий по развитию орфографической зоркости через использование дидактической игры.

    Данный материал содержит подробное описание занятий знакомства с признаками орфограмм и развития орфографической зоркости через использование дидактической игры....

    Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие

    Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...

    Развитие орфографической зоркости через систему специально подобранных упражнений с учетом внимания младших школьников. (обобщение педагогического опыта)

    Обобщая опыт,  мы определили и постарались решить ряд задач:1. изучить и проанализировать психологопедагогическую и методическую литературу по данному вопросу;2. выявить упражнения для формирован...

    Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

    Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....

    «Развитие орфографической зоркости у младшего школьника через использование дидактической игры»

    laquo;Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением» Возможно ли в условиях традиционной с...