УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Рохлина Екатерина Александровна

Описание упражнений, направленных на развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_napravlennye_na_razvitie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

                         Е.А.Рохлина (г. Рязань)

                                     Научный руководитель – доц. С. В. Сысоева

Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, имеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к успешной дальнейшей жизни. Человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразуя природу, создает предметы, которых в ней нет. Обычно перед материализацией какого-либо замысла строится мысленный его образ. Такое умение и называется воображением. Именно поэтому воспитание новой современной личности должно быть ориентировано на развитие творческого воображения. Воображение сопряжено со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно включается в восприятие, обогащает новые образы, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Развитию творческого воображения помогает формирование способности самостоятельно находить способы решения вопросов и задач, определять закономерности и связи между предметами и явлениями, это – продукт развития, при котором учитываются движущие силы.

 Работу по формированию творческих способностей, воображения у младших школьников наиболее эффективно организовывать в рамках учебной деятельности. Ведь именно оно предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в продуктах деятельности. От уровня развития творческого воображения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.

Мы предлагаем систему заданий и упражнений, которые можно использовать при работе с информацией, в том числе на уроках литературного чтения.

Используя метод иллюстрирования на уроках чтения, нужно помнить, что существуют формы иллюстрирования вариативны по уровню сложности. Работа строиться поэтапно от простого к сложному. Первостепенно необходим анализ иллюстраций и картин, включающий в себя работу над иллюстрацией-портретом, анализ группового портрета и сопоставление иллюстрации и текста; а только затем можно использовать  словесное рисование со зрительной динамической опорой; графическое рисование отрывка с последующим выборочным чтением текста, составление диафильма к  изучаемому литературному произведению; драматизацию и музыкальное иллюстрирование.

I . Упражнения, направленные на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что волнует, удивляет и радует персонаж. Для усиления эмоционального восприятия мы предлагали учащимся следующие задания:

  1. Какие чувства возникли у вас при чтении: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?
  2. Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть  и т.п.
  3. Найдите в тексте слова, передающие настроение автора.
  4. Придумайте или подберите мелодию к прочитанному произведению.

II. Упражнения, направленные на пробуждение воображения и  фантазии школьников.

  1. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.п.
  2. Подберите словесную иллюстрацию к выбранному вами отрывку или нарисуйте её сами.
  3. Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?

III. Упражнения, направленные на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

Работа над образными средствами  языка очень важна. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся, приближает к творческому процессу. Дети должны понимать красоту выразительных средств языка, их стилистическую роль в тексте.

  1. Найдите эпитет и слово, которое он определяет.
  2. Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните их с авторскими.
  3. Найдите в тексте образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору.
  4. Изменится ли описанный образ, если вы замените другими словами эпитет, сравнение, метафору?

IV. Упражнения, направленные на выражение собственной позиции к прочитанному.

Учащихся необходимо научить чувствовать настроение автора, уметь выражать своё отношение к прочитанному и к каждому герою в отдельности. Поэтому мы предлагали ученикам  следующие вопросы:

  1. Какие настроения автора вы почувствовали?
  2. Поделитесь с товарищами, родителями своими впечатлениями об услышанном..
  3. Расскажите о своём отношении к воображаемой после прочтения картине.

Таким образом, важным методическим условием формирования у учащихся творческого и воссоздающего воображения с помощью иллюстрирования является система форм иллюстрирования, расположенных от простого к сложному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов. ...

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов. ...

"Активизация речевой деятельности учащихся через систему упражнений по развитию творческого воображения"

Материал представляет собой сборник упражнений, представленных в виде презентации, которые действительно развивают речь и творческое воображение учащихся....

комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся

Комплекс включает в себя 42 упражнения на редактирование текста. Первый тип заданий – упражнения на построение предложений,  Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи, т...

Система коррекционных упражнений, направленных на развитие умственных способностей учащихся с речевыми нарушениями. Методические рекомендации.

Логопедические занятия в школе не должны превращаться в бесконечные диктанты и списывания. Подбирая упражнения, задания и игры, мы отдаем предпочтение не репродуктивным формам работы (списать, вставит...

Игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Данная статья предназначена для учителей коррекционных школ, работающих с учащими с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. В ней приведены основные принципы развития мелкой моторики учащихс...