Конспект урока русского языка. "Омонимы. Морфологический и морфемный разбор". 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка. "Омонимы. Морфологический и морфемный разбор". 2 класс.СРО Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.goppe_n.s.doc | 721.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата | ||||||
Класс | 2 класс | |||||
Программа | Развивающего система обучения Л.В.Занкова | |||||
УМК | Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2011 | |||||
Тип урока | Открытие новых знаний | |||||
Тема | Омонимы. Морфологический и морфемный разбор. | |||||
Планируемые предметные результаты | Познакомиться с явлением омонимии, находить в тексте омонимы, объяснять их значение, маркировать грамматическую основу, выполнять морфологический разбор главных членов предложения. Давать характеристику словам омонимам как частям речи в зависимости от их значения. | |||||
Личностные результаты |
| |||||
Метапредметные результаты | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| |||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение | |||||
Ресурсы | У учителя: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, презентация, карточки для оформления плана урока, словарь Ожегова, словарь омонимов, картинки с изображением сказочных героев. У учащихся: 1.учебники 2.рабочие тетради 3. листы самооценки 4. карточки с заданием для работы в парах Форма использования мультимедиа – проектора: проецирование на экран при фронтальной работе с классом. | |||||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. | |||||
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Самоопределение к деятельности 2 мин | 1. Организационный момент. - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Чтобы грамотно писать. Прежде, чем начать наш урок, проверим, всё ли у вас к нему готово? (учебные принадлежности) - Что нам ещё пригодится на уроке? -Какие качества нужны? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум). 2. Мотивирование к учебной деятельности - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете. - А теперь давайте разработаем план урока. 1. Чистописание. 2. Словарная работа. 3. Работа над темой. 4. Закрепление. 5. Итог. 6.Рефлексия. - Листы самооценки у вас лежат на столах, в которых вы будете фиксировать результаты нашего продвижения к цели на каждом этапе урока. 3. Пальчиковая гимнастика 1) Минутка чистописания. Словарная работа. - Откройте тетради и запишите дату начала нашего путешествия. Мы должны уметь разборчиво и правильно писать. -Запишите словарные слова, отмечая « опасные места»: огурец, молоко, обед, один, машина, мороз. (Один ученик у доски, записывает эти слова в столбик) -Оцените себя. - Послушайте, как все начиналось. Жили-были Иван-Царевич и Елена-Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю и залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец! Найдешь ты Елену-Прекрасную у Кащея Бессмертного в невиданном царстве» - Итак, отправился Иван-Царевич в далекий путь. Ребята, поможем нашему герою вернуть Елену-Прекрасную? - Долго ли, коротко ли шел он, и на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задание, выполнив которое Иван-Царевич узнает название того царства невиданного, переберётся на противоположный берег. Сейчас мы проверим, какой багаж знаний и умений вы собрали в путь. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Организует чистописание и словарную работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Пишут каллиграфически правильно словарные слова, сверяют с образцами на доске. | |||
Актуализация и фиксация затруднения. 5 мин | 3. Актуализация и фиксация затруднения. Составьте предложение по схеме. Вместо недостающего слова вставьте иллюстрацию. |__существительное глагол прилагательное __________ . вырос, на, зеленый, грядке (На грядке вырос зеленый) |_глагол предлог существительное ____________. у, растрепалась, девочки (Растрепалась у девочки ) -Смогли ли вы выполнить задание? ( нет, иллюстрация не соответствует смыслу предложения) - Как можно выполнить задание? (- Вставив слово, убрав иллюстрацию). Выполняют задания, - Что помогло выполнить задание?(одно и тоже слово может иметь свое значение в предложении) помогли картинки, на которых изображен предмет. - Всегда ли картинка отражает смысл того, о чем идет речь в предложении? (нет). - Посмотрите на иллюстрации. луккоса - Что общего в них? (оба предмета звучат одинаково и записываются одним и тем же словом). - А чем же они отличаются? (каждое слово имеет свое толкование). | Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. | Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения, обнаруживают недостаток знаний. | |||
Постановка темы и цели урока 3 мин | - Попробуйте сформулировать тему нашего урока (слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению). - Какую цель поставите? (научиться находить и различать такие слова в тексте, использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться). - Для чего нам нужно это знать? Где нам это может пригодиться? | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выясняют тему урока, формулирует некоторые задачи урока | Совместно с учителем формулируют тему и задачи урока. | |||
Актуализация опорных ЗУН и 5 мин | -Итак, ребята, с вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. На лесной тропинке увидел Иван двух одинаковых с лица инопланетных зверушек. - Иван – Царевич не обидел зверюшек, а выяснил, что они попали в царство за то, что до сих пор не научились жить по его законам, что будут находиться здесь, пока не овладеют всеми необходимыми знаниями. Давайте поможем зверюшкам. Вы согласны? - Вам, ребята, встречались близнецы? Как трудно их бывает различать. Есть близнецы и в русском языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разное значение.. каким словом они называются, вы узнаете, обратившись к словарным слова, записанным вами ранее. - А теперь составим слово из: 1. Первой буквы слова огурец – о 2. Первой буквы слова молоко – м 3. Безударной гласной слова обед – о 4. Последней буквы слова один - н 5. Ударной гласной в слове машина – и 6. Первой буквы слова мороз - м (омоним) | Организует диалог с целью актуализации опорных знаний по теме предыдущего урока. | Пишут каллиграфически правильно словарные слова, сверяют с образцами на доске. Совместно с учителем актуализируют опорные знания по теме предыдущего урока. | |||
Открытие нового знания 5 мин | -Добро пожаловать в царство омонимов! - Так что же такое «омонимы»? -А где можно узнать о лексическом значении этого слова? (в словарях) - Давайте посмотрим толкование этого слова в словарях. -Откройте ваши школьные Толковые словари (стр.465) и определите, как строятся словарные статьи об омонимах. (Учащиеся сами определяют, что для омонимов есть отдельные словарные статьи). - Попробуйте сформулировать сами правило: омонимами называются слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Добавление учителя: 1.Существуют специальные словари омонимов (показываю); кроме того, омонимы можно найти в Интернете в Википедии . Омонимы придают особую выразительность пословицам: Каков ни есть, а хочет есть, загадкам и крылатым словам: У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (Быки мостов). В бою рубят, а после боя развлекают (Шашки). Давайте убедимся в том, что омонимия- довольно распространенное явление в русском языке. - Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы. Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В нору норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если норки нету в норке Может, норка возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка-здесь, А норки нет! - О чём или о ком это стихотворение? - Назовите слова-омонимы. - Определите лексическое значение этих слов? - Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова? (толковый словарь или словарь омонимов) *Норка - хищное млекопитающее; норка (от «нора») - временное или постоянное убежище, создаваемое животными в почве. -Запишите эти слова и сделайте морфологический (как части речи) разбор каждого слова (2 ученика у доски). -Оцените себя. - Зверюшки поблагодарили Ивана и тут же исчезли. А мы, я вижу, немного притомились. Без физ. минутки не обойтись. Физминутка Если я называю предмет, то вы хлопаете в ладоши. Если я называю действие, то вы топаете. Лес, дерево, прыгает, мышка, улыбаются, морковь, смотрит, мяукает, белка, дупло, сидит, кошечка, летают, плавает, кролик. | Указывает объект наблюдения. Включает учащихся в обсуждение | Работают с информацией, сравнивают и анализируют. Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Делают выводы. | |||
Первичное закрепление 7 мин | - Отправился путник дальше. Темнело. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках, видит: стоит Баба-Яга и что-то варит в большом котле. Увидела царевича и говорит: «Знаю-знаю, зачем пришел Иван-Царевич. Раз ты заглянул в наше царство, есть у меня задания для тебя. Коли выполнишь – помогу тебе, милок, а коли уж нет, то окажешься в моём отваре» 1) Работа в парах. Задание: Проведите наблюдение за словом по плану: А) Прочитайте предложение. Б) Найдите омоним в предложении. В) Определите значение слова – омонима. Г) Сделай вывод: что помогло различить омонимы. Д) Результаты наблюдения представьте одноклассникам. Выводы представляет каждая группа. 1 пара. Наконец мы нашли старинный замок. 2 пара. Зацвели душистые гвоздики. 3 пара. Мальчик раскрашивал кружки. 4 пара. В магазине продавался географический атлас. - Какое открытие вы сделали? 2) Проверка работы в парах с фронтальным обсуждением. - Назовите омонимы, которые вам встретились в задании. -Что вам помогло подобрать правильные слова? Общие выводы: ( Знак ударения помогает различать слова – омонимы). - Оцените себя. | Указывает объект наблюдения Формулирует задание, включает учащихся в обсуждение. Организует деятельность учащихся (работа в парах) и взаимопроверку результатов парной деятельности. | Работают с представленной информацией, Осуществляют в группах поиск решения учебной задачи. Участвуют в обсуждении Формулируют вывод и аргументируют его. Представляют результаты парной работы. | |||
Самостоятельная работа в группах 10 мин | - Осталась Баба-Яга довольна нами дала волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею. - Недолго думая, Иван-Царевич бросил клубок ниток на землю, и тот быстро «побежал» вперёд, да так быстро, что добрый молодец едва успевал за ним. Клубок докатился, да птицей обернулся, и улетела она высоко-высоко. Стоит Иван Царевич на распутье и читает надписи на камнях: «Направо пойдешь – любимую не найдёшь. Налево пойдешь – любимую найдешь, да голову сложишь. Прямо пойдёшь – ничего не найдёшь и любимую потеряешь». Растерялся царевич, да Бабу-Ягу недобрым словом вспомнил, вдруг откуда ни возьмись выскочила белка: «Приглядись, Иванушка, к камешкам. Под каждым задание лежит. Какое выполнишь быстрее, там свой верный путь найдешь – не ошибёшься» - Ну что, ребята, опять царство омонимов подготовило нам задачу. Чтобы сократить время, поработаем в группе. Каждый ряд будет выполнять одно из заданий. Так мы быстрее доберёмся до Кощея. Задание (групповая работа). Каждый ряд выбирает себе «дорогу:1 ряд – 1 предложение, 2 ряд- 2 предложение, 3 ряд – 3 предложение (с.31, упр.266, уч-к). -Запишите предложения. -Подчеркните главные члены. -Укажите, какими частями речи они выражены. -Выделите в этих словах окончания, укажи род, число. -Что заметили во втором и третьем предложении? (омонимы относятся к разным частям речи). -Проверка заданий с фронтальным обсуждением. - Ещё один этап закончен. Оцените себя. Поставьте самооценку. | Организует самостоятельную работу в группах по учебнику. Указывает объект наблюдения. Включает учащихся в обсуждение после самостоятельной работы. | Самостоятельно работают с информацией, представленной в учебнике, сравнивают и анализируют. Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | |||
Подведение итогов 4 мин | - Иван-Царевич появился перед Кощеем, а тот говорит ему: “За Еленой-Прекрасной пришел, добрый молодец? Долго же ты шёл ко мне, много заданий пришлось выполнить. А в головушке-то твоей белокурой осталось хоть что-нибудь? Давай мирно договоримся. Выполнишь последнее задание мое, ответишь на вопросы – забирай Елену-Прекрасную, а коли нет – голова твоя с плеч долой!” – Делать нечего, согласился Иван. - Ребята, мы сегодня не только путешествовали, но ещё и получили новые знания. -Давайте поможем Ивану-Царевичу, ответим на вопросы: - Какую цель ставили перед собой в начале урока? - Достигли её? - Зачем нам нужно уметь находить омонимы? - Каким путём двигались к цели? (по плану) - Проанализируйте этапы урока. Что выполнено? Что нет? - Какой этап урока был самым сложным? - Какой самый интересный? - Что было самым лёгким? - Поставьте самооценку за весь урок. - Молодцы, и здесь вы помогли Ивану-Царевичу. - Удивился Кощей Бессмертный нашим знаниям, не рассчитывал на это и решил отпустить возлюбленную Ивана. Открылась потайная дверь, и вышла Елена - Прекрасная. Вскоре сыграли они свадьбу и стали жить-поживать, да добра наживать. А Иван-Царевич благодарит вас за активную помощь ему и просит самым активным поставить отличные оценки. | Задает вопросы | Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом. | |||
Рефлексия 4 мин | - Выберите тот фразеологизм, который наиболее соответствует вашему состоянию, настроению, вашим мыслям после нашего урока. Объясните его значение. Глаза разгорелись (Сильно что-то захотелось) Глаза открылись (Узнал истинное положение) Вкладывал душу (Отдавать себя целиком) Не ударил в грязь лицом (Показать себя с лучшей стороны) Находил общий язык (Добиваться, достигать полного взаимопонимания) Ломал голову (Думать, решать что-нибудь трудное) Душа в душу ( Жить дружно, в согласии) Уйти несолоно хлебавши (Не получить того, на что рассчитывал) - Перед вами диаграмма «Состояние моей души». Прикрепите ваше сердце с самооценкой на то поле, которое соответствует вашим эмоциям и состоянию от урока: «Было легко и интересно», «Было трудно, но интересно», «Было трудно и неинтересно». -Спасибо за урок! Желаю удачи! Д/з: с. 32, упр. 268, придумать 1-2 примера (устно) по аналогии с заданием, предложенным в учебнике. | Организует рефлексию. | Высказывают свои впечатления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония
Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....
Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.
2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами» 3 класс Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...
Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.
Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».
Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...
Конспект урока русского языка на тему: Состав слова. Разбор слова.
quot;Состав слова. Разбор слова" 3 класс, ПНШ...
Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор местоимения»
Цель деятельности учителя: -формирование умения определять число, лицо и род местоимения и употреблять их в речи.Планируемые результаты: Предметные: ...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Повторение. Морфемный разбор.» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по теме «Морфемный разбор».Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизировать...
Комментарии
Галина Киршина
Спасибо, Наталья Сергеевна!