Конспект урока русского языка. "Омонимы. Морфологический и морфемный разбор". 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гоппе Наталья Сергеевна

Конспект урока русского языка. "Омонимы. Морфологический и морфемный разбор". 2 класс.СРО Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.goppe_n.s.doc721.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Класс

2 класс

Программа

Развивающего система обучения Л.В.Занкова

УМК

Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2011

Тип урока

Открытие  новых знаний

Тема

Омонимы. Морфологический и  морфемный  разбор.

Планируемые предметные результаты

Познакомиться с явлением омонимии, находить в тексте омонимы, объяснять их значение, маркировать грамматическую основу, выполнять морфологический разбор главных членов предложения.

Давать характеристику словам омонимам как частям речи в зависимости от их значения.

Личностные результаты

  • Положительная мотивация к учебной деятельности;
  • Адекватная самооценка;
  • Осознание ответственности за общее дело;
  • Проявление уважительного отношения к мнению другого человека;
  • Понимание взаимосвязи между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  •  адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
  • осуществлять самоконтроль.
  • высказывать своё предположение;
  • формулировать тему и цель деятельности на уроке
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий.

 Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать объекты;
  • определять свои границы знания / незнания
  • сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

  Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в парах; выполнять различные роли;

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы

У учителя: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, презентация, карточки для оформления плана урока, словарь Ожегова, словарь омонимов, картинки с изображением сказочных героев.

 У учащихся:  1.учебники

                         2.рабочие тетради

                         3. листы самооценки

                         4. карточки с заданием для работы в парах

 Форма использования   мультимедиа – проектора:  проецирование на  экран при фронтальной работе с классом.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение

 к деятельности

2  мин 

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

Прежде, чем начать  наш урок, проверим, всё ли у вас к нему готово? (учебные принадлежности)

- Что нам ещё пригодится на уроке?

-Какие качества нужны? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум).

2. Мотивирование к учебной деятельности

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете.

- А теперь давайте разработаем план урока.

1. Чистописание.

2. Словарная работа.

3. Работа над темой.

4.  Закрепление.

 5. Итог.

6.Рефлексия.

- Листы самооценки у вас лежат на столах, в которых вы будете фиксировать результаты нашего продвижения к цели на каждом этапе урока.

3. Пальчиковая гимнастика

1) Минутка чистописания. Словарная работа.

- Откройте тетради и запишите дату начала нашего путешествия. Мы должны уметь разборчиво и правильно писать.

-Запишите  словарные слова, отмечая « опасные места»: огурец, молоко, обед, один, машина, мороз.

(Один ученик у доски, записывает эти слова в столбик)

-Оцените себя.

- Послушайте, как все начиналось. Жили-были Иван-Царевич и Елена-Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю и залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец! Найдешь ты Елену-Прекрасную у Кащея Бессмертного в невиданном царстве»

- Итак, отправился Иван-Царевич в далекий путь. Ребята, поможем нашему герою вернуть Елену-Прекрасную?

- Долго ли, коротко ли шел он, и на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задание, выполнив которое Иван-Царевич узнает название того царства невиданного, переберётся на противоположный берег. Сейчас мы проверим, какой багаж знаний и умений вы собрали в путь.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Организует чистописание и словарную работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

 Пишут каллиграфически правильно словарные слова, сверяют с образцами на доске.

Актуализация и фиксация затруднения.

5 мин

3. Актуализация и фиксация затруднения.

Составьте предложение по схеме.

Вместо недостающего слова вставьте иллюстрацию.  

|__существительное глагол прилагательное   __________ .

вырос,  на, зеленый, грядке                          

(На грядке вырос зеленый)

|_глагол предлог  существительное  ____________.

у,    растрепалась,   девочки

(Растрепалась у девочки )

-Смогли ли вы выполнить задание?

( нет, иллюстрация не соответствует смыслу предложения)

- Как можно выполнить задание?

(- Вставив  слово, убрав иллюстрацию). Выполняют задания,

- Что помогло выполнить задание?(одно и тоже слово может  иметь  свое значение в предложении)  помогли картинки, на которых изображен предмет.

- Всегда ли картинка отражает смысл того, о чем идет речь в предложении? (нет).

- Посмотрите на иллюстрации.  

луккоса

- Что общего в них?  (оба предмета звучат одинаково  и записываются одним и тем же словом).

-  А чем  же они отличаются?  (каждое слово имеет свое толкование).

 Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.

Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения, обнаруживают недостаток знаний.

Постановка темы и цели урока

3 мин

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока (слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению).

- Какую цель поставите?

(научиться находить и различать такие слова в тексте,  использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться).

- Для чего нам нужно это знать? Где нам это может пригодиться?

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выясняют тему урока, формулирует некоторые задачи урока

Совместно с учителем формулируют  тему и задачи урока.

Актуализация опорных ЗУН и

5 мин

 -Итак, ребята, с вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. На лесной тропинке увидел Иван двух одинаковых с лица инопланетных зверушек.

- Иван – Царевич не обидел зверюшек, а выяснил, что они попали в царство за то, что до сих пор не научились жить по его законам, что будут находиться здесь, пока не овладеют всеми необходимыми знаниями. Давайте поможем зверюшкам. Вы согласны?

- Вам, ребята, встречались близнецы? Как трудно их бывает различать. Есть близнецы и в русском языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разное значение.. каким словом они называются, вы узнаете, обратившись к словарным слова, записанным вами ранее.

- А теперь составим слово из:

1. Первой буквы слова огурец – о        2. Первой буквы слова молоко – м

3. Безударной гласной слова обед – о   4.  Последней буквы слова один  - н

5. Ударной гласной в слове машина  и     6. Первой буквы слова мороз - м

(омоним)

Организует диалог с целью актуализации опорных знаний по теме предыдущего урока.

Пишут каллиграфически правильно словарные слова, сверяют с образцами на доске.

Совместно с учителем актуализируют опорные знания по теме предыдущего урока.

Открытие нового знания

5 мин

-Добро пожаловать в  царство омонимов!

- Так что же такое «омонимы»?

-А где можно узнать о лексическом значении этого слова? (в словарях)

- Давайте посмотрим толкование этого слова в словарях.

-Откройте ваши школьные Толковые словари (стр.465) и определите, как строятся словарные статьи об омонимах. (Учащиеся сами определяют, что для омонимов есть отдельные словарные статьи).

- Попробуйте сформулировать сами  правило: омонимами называются  слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.

Добавление учителя:

1.Существуют специальные словари омонимов (показываю); кроме того, омонимы можно найти в Интернете в Википедии . Омонимы придают особую выразительность пословицам: Каков ни есть, а хочет есть, загадкам и крылатым словам: У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (Быки мостов). В бою рубят, а после боя развлекают (Шашки).

Давайте убедимся в том, что омонимия- довольно распространенное явление в русском языке.  

 - Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В нору норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нету в норке

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка-здесь,

А норки нет!

- О чём или о ком  это стихотворение?

- Назовите слова-омонимы.

- Определите лексическое значение этих слов?

- Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова? (толковый словарь или словарь омонимов)

*Норка - хищное млекопитающее;

 норка (от «нора») - временное или постоянное убежище, создаваемое животными в почве.

-Запишите эти слова и сделайте морфологический (как части речи) разбор каждого слова (2 ученика у доски).

-Оцените себя.

- Зверюшки поблагодарили Ивана и тут же исчезли. А мы, я вижу, немного притомились. Без физ. минутки не обойтись.

Физминутка Если я называю предмет, то вы хлопаете в ладоши. Если я называю действие, то вы топаете.

Лес, дерево, прыгает, мышка, улыбаются, морковь, смотрит, мяукает, белка, дупло, сидит, кошечка, летают, плавает, кролик.

Указывает объект наблюдения.

Включает учащихся в обсуждение

Работают с информацией,  сравнивают и анализируют.

Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Делают выводы.

Первичное закрепление

7 мин

- Отправился путник дальше. Темнело. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках, видит: стоит Баба-Яга и что-то варит в большом котле. Увидела царевича и говорит: «Знаю-знаю, зачем пришел Иван-Царевич. Раз ты заглянул в наше царство, есть у меня задания для тебя. Коли выполнишь – помогу тебе, милок, а коли уж нет, то окажешься в моём отваре»

1) Работа в парах.

Задание: Проведите наблюдение за словом по плану:

     А) Прочитайте  предложение.

Б) Найдите  омоним в предложении.

      В) Определите значение слова – омонима.

    Г) Сделай вывод: что  помогло различить омонимы.

     Д) Результаты наблюдения представьте одноклассникам.

Выводы представляет каждая группа.

1 пара. Наконец  мы нашли старинный замок.

        2 пара. Зацвели душистые гвоздики.

3 пара. Мальчик раскрашивал кружки.

C:\Users\User\Desktop\51d8897fda044.jpgC:\Users\User\Desktop\рол.jpeg

4 пара. В магазине продавался географический  атлас.

- Какое открытие вы сделали?

2) Проверка работы в парах с фронтальным обсуждением.

- Назовите омонимы, которые вам встретились в задании.

-Что вам помогло подобрать правильные слова?

Общие выводы: ( Знак ударения помогает различать слова – омонимы).  

- Оцените себя.

Указывает объект наблюдения

Формулирует задание, включает учащихся в обсуждение. Организует деятельность учащихся (работа в парах) и взаимопроверку результатов парной деятельности.

Работают с представленной информацией, Осуществляют в группах поиск решения учебной задачи.

Участвуют в обсуждении Формулируют вывод  и аргументируют его.

 Представляют результаты парной работы.

Самостоятельная работа в группах

10 мин

- Осталась Баба-Яга довольна нами дала волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею.

- Недолго думая, Иван-Царевич бросил клубок ниток на землю, и тот быстро «побежал» вперёд, да так быстро, что добрый молодец едва успевал за ним. Клубок докатился, да птицей обернулся, и улетела она высоко-высоко. Стоит Иван Царевич на распутье и читает надписи на камнях: «Направо пойдешь – любимую не найдёшь. Налево пойдешь – любимую найдешь, да голову сложишь. Прямо пойдёшь – ничего не найдёшь и любимую потеряешь». Растерялся царевич, да Бабу-Ягу недобрым словом вспомнил, вдруг откуда ни возьмись выскочила белка: «Приглядись, Иванушка, к камешкам. Под каждым задание лежит. Какое выполнишь быстрее, там свой верный путь найдешь – не ошибёшься»

- Ну что, ребята, опять царство омонимов подготовило нам задачу. Чтобы сократить время, поработаем в группе. Каждый ряд будет выполнять одно из заданий. Так мы быстрее доберёмся до Кощея.

Задание  (групповая работа).

Каждый ряд выбирает себе «дорогу:1 ряд – 1 предложение,

 2 ряд- 2 предложение,

3 ряд – 3 предложение (с.31, упр.266, уч-к).

-Запишите предложения.

-Подчеркните главные члены.

-Укажите, какими частями речи они выражены.

-Выделите в этих словах окончания, укажи род, число.

-Что заметили во втором и третьем предложении? (омонимы относятся к  разным частям речи).

-Проверка заданий с фронтальным обсуждением.

- Ещё один этап закончен.

Оцените себя. Поставьте самооценку.

Организует  самостоятельную работу в группах по учебнику.

Указывает объект наблюдения.

Включает учащихся в обсуждение после самостоятельной  работы.

Самостоятельно  работают с информацией, представленной в учебнике, сравнивают и анализируют.

Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Подведение итогов

4 мин

- Иван-Царевич появился перед Кощеем, а тот говорит ему: “За Еленой-Прекрасной пришел, добрый молодец? Долго же ты шёл ко мне, много заданий пришлось выполнить. А в головушке-то твоей белокурой осталось хоть что-нибудь? Давай мирно договоримся. Выполнишь последнее задание мое, ответишь на вопросы – забирай Елену-Прекрасную, а коли нет – голова твоя с плеч долой!”

– Делать нечего, согласился Иван.

- Ребята, мы сегодня не только путешествовали, но ещё и получили новые знания.

-Давайте поможем Ивану-Царевичу, ответим на вопросы:

- Какую цель  ставили перед собой в начале урока?

-  Достигли её?

- Зачем нам нужно уметь находить омонимы?

- Каким путём  двигались к цели? (по плану)

-  Проанализируйте этапы урока. Что выполнено? Что нет?

- Какой этап урока был самым сложным?

- Какой самый интересный?

- Что было самым лёгким?

- Поставьте самооценку за весь урок.

- Молодцы, и здесь вы помогли Ивану-Царевичу.

- Удивился Кощей Бессмертный нашим знаниям, не рассчитывал на это и решил отпустить возлюбленную Ивана. Открылась потайная дверь, и вышла Елена - Прекрасная. Вскоре сыграли  они свадьбу и стали жить-поживать, да добра наживать.

А Иван-Царевич благодарит вас за активную помощь ему и просит самым активным поставить отличные оценки.

Задает вопросы 
о цели урока. Спрашивает, какая цель останется 
на следующие уроки.

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Рефлексия

4 мин

Выберите тот фразеологизм, который  наиболее соответствует вашему состоянию, настроению, вашим мыслям после нашего урока. Объясните его значение.

 Глаза разгорелись  (Сильно что-то захотелось)

 Глаза открылись (Узнал истинное положение)

 Вкладывал душу (Отдавать себя целиком)

 Не ударил в грязь лицом (Показать себя с лучшей стороны)

 Находил общий язык (Добиваться, достигать полного взаимопонимания)

 Ломал голову   (Думать, решать что-нибудь трудное)                                    Душа в душу    ( Жить дружно, в согласии)

 Уйти несолоно хлебавши  (Не получить того, на что рассчитывал)                 - Перед вами диаграмма «Состояние моей души». Прикрепите ваше сердце с самооценкой на то поле, которое соответствует вашим эмоциям и состоянию от урока: «Было легко и интересно», «Было трудно, но интересно», «Было трудно и неинтересно».

-Спасибо за урок! Желаю удачи!

 Д/з: с. 32, упр. 268, придумать 1-2 примера (устно) по аналогии с заданием, предложенным в учебнике.

Организует рефлексию.

Высказывают свои впечатления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.

2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами»    3 класс     Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...

Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.

Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...

Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор местоимения»

Цель деятельности учителя: -формирование умения определять число, лицо и род местоимения и употреблять их в речи.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Повторение. Морфемный разбор.» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по теме «Морфемный разбор».Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизировать...


 

Комментарии

Киршина Галина Александровна

Спасибо, Наталья Сергеевна!