Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку в начальной школе
статья по русскому языку на тему

Луханина Ольга Николаевна

Современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьезные проблемы с памятью. Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приемов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_obuchenii_russkomu_yazyku_v_nachalnoy_shkole.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Луханина Ольга Николаевна,

 учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 42» г. Читы

Забайкальского края

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку

в начальной школе

                                                                      “Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании
и искусном применении всего того, что знаешь”
Г. Гегель

Новые ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Одно из этих требований - метапредметное, включающее освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В решении этих проблем помогает деятельностный подход к обучению русскому языку младших школьников.

Целью учебно-педагогического взаимодействия является формирование и развитие познавательной деятельности ученика, направленной на самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков в различных областях. Достижение такой цели в учебно-педагогической деятельности предполагает формирование «знаний-средств», способов действий, которые отвечают на вопрос «как?». По утверждению В.В. Давыдова в процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться.

Деятельностный подход был разработан в трудах Алексея Николаевича Леонтьева, Даниила Борисовича Эльконина, Петра Яковлевича Гальперина, Александра Владимировича Запорожца в середине 20 века.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями порождает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить знание.

        Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:

- готовность к разрешению проблем,

- технологическая компетентность,

- готовность к самообразованию,

- готовность к использованию информационных ресурсов,

- готовность к социальному взаимодействию,

- коммуникативная компетентность.

Основная идея курса русского языка – представление его как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности.

Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьезные проблемы с памятью.

Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приемов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям.

Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно». Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, подробно описанных в различных источниках. Все они применимы на уроке русского языка, однако, по моему мнению, ключевыми все же являются принципы деятельности и творчества. Таким образом, уместно говорить о творческой деятельности на уроке, в результате которой ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его.

В технологии деятельностного подхода дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Поставить учебную задачу - значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.

Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.

  1. Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).
  2. Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).
  3. Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).

Сочетание деятельностного подхода с информационными технологиями позволяет не только использовать разнообразные виды учебной деятельности, способствующие развитию основных психологических процессов: восприятия, памяти, мышления и речи, но и учитывать индивидуальность учащихся, а также повысить мотивацию учения.  Роль компьютера в процессе обучения — эта высокая степень мотивации, повышенный интерес к обучению, помогает осваивать новые и закреплять сложные понятия, концентрирует внимание. Уроки интереснее и насыщеннее. В них реализуется принцип наглядности, увеличивается объективность оценивания результатов, влияет на качество знаний.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Использование системно деятельностного подхода ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности,

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

        Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Список литературы

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М: Просвещение, 2010

3. Блохина Е.А. «Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников»// Начальная школа плюс до и после. – 2010. - №3. – С. 20.

4. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться»? - Москва, 2006.

5. Попова Н.П. Деятельностный способ обучения, - ОАОУ НИРО, 2011.

6. Романова О.Н. Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки //Начальная школа плюс до и после. – 2010. - №12. – С. 38.

7. Тимофеева Т.Ю. Как учебник помогает организовать учебную деятельность//Начальная школа. – 2010. - №3, , стр. 25.

8. Цукерман Г.А Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?// Вопросы психологии. – 1998. - №5. -  С. 68.