Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание разделительного твердого знака".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Покровская Татьяна Михайловна

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание разделительного твердого знака". Разработка может быть использована любым учителем начальных класов для ознакомления обучающихся с темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_prezentatsiey.rar104.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тверская область п. Кесова Гора

МОУ Кесовогорская СОШ

Покровская Татьяна Михайловна

Тема: «Правописание разделительного твердого знака»

Тип урока: Ознакомление новых знаний.

Основные цели:

1) сформировать умение строить способы на примере способа написания Ъ в словах;

2) развивать интерес к исследовательской деятельности;

3) сформировать умение применять изученные правила;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование: 1) учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; 2) компьютер, проектор, экран.

Демонстрационный материал: 1) презентация; 2) мультфильм «Маша и медведь», 11 серия, «Первый раз в первый класс»; 3) картинки с изображением Маши, медведя.

Раздаточный материал: 1) листы для групповой работы для этапа 5; 2) карточки со словами для групповой работы на  этапе 6; 3) карточки со стихотворением для 8 этапа; 4) карточки с числами 1, 2, 3 (у каждого ученика) для 9 этапа.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

- Сегодня к вам на урок пришли известные герои.  Посмотрите фрагмент мультфильма и назовите их.

Просмотр фрагмента м/ф « Маша и медведь», 11 серия, «Первый раз в первый класс».

Учащиеся называют героев:1слайд:

- Чем захотела заниматься Маша? (Учиться.)

- А зачем? (Чтобы много знать и уметь.)

- А вы хотите учиться? Сегодня вы узнаете что-то новое о правописании слов. Как будете работать? (Поймем, что еще не знаем, а потом постараемся сами открыть новое правило.)

2слайд:

Хочется

рыбку съесть,

да не хочется

в воду лезть.

                                 

- Прочтите пословицу. (Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.)

- Объясните ее смысл. (…)

- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (Трудиться, работать самому.)  

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу, и пожелайте успеха.

- С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-  Где живет медведь? (В лесу.)

- Маша и медведь предлагают вам найти однокоренные слова к слову «лес».      

 3слайд:  

               лес   лесок

/

леска

              перелесок

                                лесник

колесо

 

Дети выделяют корень в слове «лес» и по порядку доказывают, является ли каждое следующее слово однокоренным. Лишние слова убираются.

 

                                         

   лес               лесок     перелесок   лесник

- В каком из оставшихся слов есть приставка?

- Что такое приставка?

Ученики рассказывают правило.

4слайд:

           при-            ПО-

    с-             ОБ-           пред-              раз-

В-      под-          ЗА-                        у-

                   

 

- Перед вами приставки. По какому принципу их можно разделить на две группы? При необходимости можно обратить внимание учеников на буквы, которыми оканчиваются приставки.

5слайд:

с-       в-

пред-

под-

раз-

об-

по-

при-

за-

у-

В первой группе приставки, оканчивающиеся на согласный звук, во второй – на гласный звук.

- Сегодня вам это пригодится.

6слайд:

Хочется

рыбку съесть,

да не хочется

в воду лезть.

-  Слова с какой изученной недавно орфограммой есть в пословице? (Съесть, лезть; - ь – показатель мягкости.)

-  У кого из героев в названии есть такая же орфограмма? (Медведь.)

-  Что помните об этом слове?  (Оно словарное.)

-  Запишите это слово. Поставьте ударение, обозначьте букву, которую нужно запомнить.

-  Образуйте и запишите однокоренные слова: самка медведя (медведица), детеныши медведя и медведицы (медвежата), берлога чья? (медведя).

-  Какая орфограмма встретилась в последнем слове? (Разделительный Ь)

-  Расскажите правило.  (Перед Е, Ё, И, Ю, Я я в корнях стою, друзья.)

    е

           ё

              Ь          и

           ю

       я

- Пропишите соединения Ь с этими гласными. (ье, ьё, ьи, ью, ья)

- Что знаете о букве Ь? (Не обозначает звука.)  

-  Какая еще буква звука не обозначает?

- Пропишите ее 3 раза на той же строчке (ъ, ъ, ъ.)

- Что вы сейчас повторили?

-  Какое следующее задание я вам предложу? (Задание на пробное действие.)

-  С какой целью вы будите работать с пробным заданием?  (Для того, чтобы понять, что мы не знаем.)

-  Помните, как в сказке Маша ушла от медведя? (Он отнес ее домой в корзинке, думая, что там пирожки для бабушки и дедушки.)

-  По пути он останавливался и говорил: «А дорога далека, а корзинка нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок».

-  Что хотел сделать медведь? (Сесть и съесть.)

-  Перед вами транскрипция этих слов [сʼэ сʼтʼ]       [с  йʼ э сʼтʼ] :

На доске:  

     [сʼэсʼтʼ]      

                                [сйʼэсʼтʼ]  

-  Вы сможете записать первое слово?

-  Какое правило вам поможет?

-  А теперь  запишите второе слово.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.

-  Кто не записал слово?

-  Что вы не смогли сделать?  (Записать слово «съесть».)

- Покажите, что получилось.

Проверьте себя.

[сйʼэсʼтʼ]   съесть

На доске зафиксировать количество правильных и неправильных ответов.

-  Кто ошибся? Что вы не смогли сделать?  ( Мы не смогли правильно записать слово «съесть».)

-  Кто правильно записал слово, каким правилом вы воспользовались?

Учащиеся осознают отсутствие эталона для записи слова с Ъ.

-  Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило, по которому записывали слово с Ъ.)

-  Какой следующий шаг вы должны будете сделать?  (Разобраться в наших затруднениях.)

3. Выявление места и причины затруднения.

-   Какое задание вы должны были выполнить?   (Мы должны были записать слово по его транскрипции).

-  Как вы выполняли задание?

-  В чем затруднение?   (Не смогли написать слово с Ъ; не смогли объяснить, почему написали Ъ.)

-  Почему же возникло затруднение?  (У нас нет правила для записи слов с Ъ.)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-  Какую цель вы поставите перед собой?  (Узнать правило написания Ъ в словах.)

-  Сформулируйте тему урока.   (Правописание Ъ в словах.)

Запись темы на доске и в тетрадях: Правописание Ъ в словах.

-  Что бы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.

На доску вывешивается план:

  1. Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.
  2. Сравнить между собой группы слов.
  3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.
  4. Создать правило о правописании Ъ в словах.

- Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будите делать?

5.Реализация построенного проекта.

-  Я предлагаю вам работать в группах.  Вспомните, что надо делать, если при работе у вас возникли вопросы?  (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю.)

В случае необходимости актуализируются другие правила работы в группах.

-  Выполните план в группах.

Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов (формат А4).  (Задание взято из учебника)

  1. Прочитайте слова каждого столбика.
  2. Прочитайте слова с Ъ.  Сливается ли гласный звук с согласным при произношении? Сделайте вывод 1.
  3. На какую букву оканчиваются приставки в каждом столбике? С каких букв начинаются корни в каждом столбике? В какой ситуации в слове нужно писать Ъ? Сделайте вывод 2.
  4. Попробуйте изобразить свой вывод графическим сигналом.

 поезд

 выезд

  заезд

   переезд

         

           сэкономить    

        сузить  

  безоблачное

     безаварийный

    объективный

     разъём

      предъюбилейный

          изъясняться

Записи делаются крупно, чтобы было видно при представлении.

Вывод 1.

Ъ выполняет __________________________________функцию.

Вывод 2.

Ъ пишется после  ________________, которые оканчиваются на ___________

перед гласными _____, ____, ____, ____,

.

Учитель организует представление результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости.

-  Как проверить свое открытие?  (Нужно посмотреть в учебник.)

-  Откройте учебник на странице 43. Проверьте.

Учащиеся читают правило на странице 43.

-  Итак, сделайте вывод.  (Мы все открыли правильно.)

       ●   Ъ е, ё,  ю, я

-  Смогли вы преодолеть затруднение?  (Да.)

-  Что вы можете теперь делать? (Писать слова с разделительным Ъ.)

-  Какой следующий шаг на  уроке?   (Научиться применять новое правило.)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

ехать

об-

  за-

  в-

  с-

  у-

-  Запишите слова с данными приставками. Обозначьте орфограмму.

Учащиеся работают в тетрадях, по очереди комментируют.

-  Физкультминутка. Игра на внимание.

-  В чем разница написания Ь и Ъ?

Если в слове нужен Ъ – подпрыгнуть, если Ь – наклоны вправо и влево.

Съезд, счастье, обезьяна, съела, льется, объем, подъезд, вьют.

Работа в группах. (6 групп по 4-5 чел.)

Каждой группе даются две карточки со словами.

Задание: выбрать слово, от которого можно образовать слово с приставкой, после которой пишется Ъ. На оборотной стороне записать образованное слово, обозначить орфограмму.

1 группа

есть

окно

2 группа

юбилей

  береза

3 группа

ясно

дорожный

      4 группа

явление

  авария

5 группа

единый

история

      6 группа

ёмкий

дело

Учитель организует представление результатов. Учащиеся объясняют свой выбор.

-  Новое слово поместим около Маши, оставшкееся отдадим медведю.

Картинки на доске.

-  Какой следующий шаг на уроке?   (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

1. сем…я      6. об…ект

2. с…ел         7. плат…е

3. под…езд   8. с…едобный

4. прыгат…   9. руч…и

5. звер…        10. с…ёжился

-  В каких словах пишется Ъ?  Напишите, под каким номером они стоят.

Самопроверка:  2, 3, 6, 8, 10.

-  У кого возникли затруднения при выполнении задания?

-  Какие слова у вас вызвали затруднение?  (..)

-  Каким правилом вы должны воспользоваться?

-  Исправьте ошибку.

-  Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении этого правила.)

-  У кого задание не вызвало затруднений?

Сделайте вывод.  (Мы все хорошо усвоили новое правило.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

-  Что  нужно знать, чтобы правильно написать слова с разделительными Ъ и Ь?  (Нужно знать правило написания Ъ и Ь.)

7слайд:

Ь  ?   Ъ

                               е

                                 ё

    Ь                          и

                                  ю

                                я

 

                        е

                        ё

    Ъ              ю

                         я

-  Предлагаю вам потренироваться в выборе Ь и Ъ.

Учащиеся получают карточку с заданием. Учащиеся по очереди доказывают написание букв.

Вставьте пропущенные буквы.

Все вокруг об…ято страхом                       Раз…ярённый людоед

Раз…ярённый людоед                                 Мигом с…ел мешок конфет,

Об…явил, что с…ест сегодня                    Закусил печен…ем плотно.

Замечател…ный обед.                               Он от…явленный злодей,

В сверх…естественной тревоге                  Но совсем не ест животных

Всё звер…ё уносит ноги.                             И не трогает людей.                  

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-  Какую цель вы перед собой ставили?  ( Открыть эталон написания Ъ в словах.)

-  Удалось ли достичь цели?

-  Кто из вас смог открыть новое знание? Докажите.

-  Кто встретил трудности? В чем? Почему?

-  Вернемся к пословице.  Какое слово в ней на новое правило? Почему в нем нужно писать Ъ?

-  Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами 1, 2, 3. Выберете картинку с изображением Маши, поднимите соответствующий номер.

7слайд:

1.Я все понял,

но у меня

ещё есть вопросы.

2Я всё понял,

могу работать

 правильно.

3.Я все понял,

могу объяснять

другим.

Учащиеся оценивают себя.

-  Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли?   (Выучим правило дома, потренируемся в применении правила.)

Домашнее задание:

       Кто выбрал первую картинку – ваше домашнее задание – задание упр.  

        208 (появляется на слайде),

   Кто выбрал вторую картинку – упр. 209.

   Кто выбрал третью – составьте 5 предложений со словами, в которых пишется Ъ.

☺ Выучить правило на с. 43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс "Разделительный твердый знак" (школа 2100).

Урок русского языка во 2 классе (школа 2100) в технологии развития критического мышления....

Конспект урока русского языка по теме: «Разделительный твердый знак»

Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса УМК "Школа России". Урок - закрепления изученного материала.  Задачи данных уроков – научить правильно писать в словах разделительный  тве...

Урок русского языка "Приставка. Употребление разделительного твердого знака", 2 класс

Урок русского языка по теме "Приставка. Употребление разделительного ъ". во 2 классе. Урок построен по ФГОС, с технологической картой....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс "Разделительный мягкий знак"

Урок открытия новых знаний,  направлен на формирование у обучающихся предметных знаний  по теме и  метапредметных результатов освоения программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,...

Методическая разработка урока. Русский язык. 2 класс. Разделительный мягкий знак.

Учащиеся изучат правило употребления разделительного мягкого знака, научатся соотносить произношение и написание слов с разделительным мягким знаком, различать мягкий знак разделительный и мягкий знак...

Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.УМК: «Планета знаний»Предмет: русский языкКласс: 4Тип: «Открытие новых знаний»Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и форм...

Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс

Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Задачи:Предметные: содействовать ...