Технологическая карта урока по русскому языку "Текст. Типы текстов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Безрукова Елена Андреевна

Конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Текст. Типы текстов." в виде технологической карты с презентацией. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx24.03 КБ
Файл k_uroku.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

   

Технологическая карта урока

по русскому языку.

4 класс. УМК «Перспектива»

Тема: «Текст. Типы текста.»

Безрукова Елена Андреевна,

учитель первой квалификационной категории

ГБОУ гимназии №402

 Колпинского района Санкт - Петербурга

Технологическая карта урока

Тема: Текст. Типы текста.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: формировать у учащихся понятия о типах текста и их особенностях.

Задачи: систематизировать знаний об отличительных особенностях текста, как системной единицы; совершенствовать умение определять тип текста; отрабатывать навык составления текста по опорным словам, исходя из заданной темы

Планируемые результаты

Предметные:

создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.

  • Метапредметные: формировать умение формулировать тему урока, самостоятельно определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • развивать умение работать с информацией;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • Личностные: создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний;
  • воспитывать интерес к урокам русского языка.

Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, индивидуальные листы с заданиями.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Приветствие, инструктаж по гимнастике для глаз. (Слайд 1)

Мотивирует к деятельности с помощью заданий: «Запишите увиденные буквы»,  «Разделите буквы на две группы и обоснуйте свой выбор.»

Работа с пословицей (Слайд 2)

Каждый день ж.знь прибавляет ч.стицу мудрости

Как вы понимаете ее смысл? Какое значение имеют в обретении мудрости уроки русского языка?

Дает установку на решение орфографических задач и запись пословицы.

Пословица будет девизом урока.

Гимнастика для глаз.

Записывают в тетрадь буквы : ж, ч, й, ш, щ, ц и объясняют, что их объединяет и на какие группы их можно разделить

Работа с пословицей.

Личная мотивация изучения русского языка.

- Определяют, что в слове жизнь после буквы твердого согласного звука под ударением пишется и , а слове частицу пишем букву безударного гласного звука а, проверочное слово – часть.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает  найти в текстах «лишнее предложение» и объяснить свой выбор

1. А) Пришла осень. Я видел зайца на картинке в книге. Светит месяц.

Б) У него небольшая голова, длинные уши, короткий хвост. Неслышно крадётся он по земле. У воробушка серая грудка.

В) Не срывайте редкие растения. Покормите птиц зимой. Передние лапы у зверька короткие, а задние длинные.

Г) Вдруг всё порыжело! Из книги я узнал много интересного о зайце. Как чудесно осенью в лесу!

Предлагает прочитать «лишние» предложения и посмотреть, что получилось.

Работа с характеристикой предложений.

Работа с понятием «Текст» Формулирование темы урока и постановка цели, исходя из темы.

Работа с признаками текста.

Организация познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности с помощью вопросов «Какая птица у меня на слайде? Что знаете про эту птицу?»

Дает инструкцию по работе с текстом: «Прочитайте тексты на ваших листах и скажите, что из них вы узнали о пеликане.»

Спрашивает: «Что общего в содержании этих текстах? Чем они различаются? К какому типу относится первый текст (текст описание). Докажите. Какие приемы использует автор, чтобы создать текст – описание?

Какой вопрос можно задать к этому тексту?»

Предлагает сформулировать определение типов текста и выстроить алгоритм их определения.

Организовывает проверку по учебнику. (Слайд 7)

Самостоятельная работа (задание по выбору)

Предлагает самостоятельно выбрать уровень задания, составить план действий и выполнить задание.

а) Лисица – это ……… зверь. Она живёт в …. . Это животное …….. размера, с  ….. …… хвостом. Мордочка у неё ……… , ушки ………, лапки ……….. . Шерсть у лисы ………… . Лиса ходит (как?) ………. . Охотится этот зверь на …… , ……… . В сказках она выступает …………       …………….. . 

б) Коля, заблудился, стал звать на помощь, не отозвался, ночь, темно, на дерево, вдали огонёк, лесная сторожка, провёл ночь, лесник, утром, отвёл домой.

Выясняет, всё ли удалость в данном задании.

(слайд 6) пеликан

Рассказывают известные им факты о пеликане.

Работа с текстом

Определяют общую тему текстов и находят их различия. Определяют особенности каждого типа текста, их структуру . Проверяют себя по учебнику.

Текст, в котором есть картины природы, описаны предметы, явления, действия, называется описанием.

Текст, в котором говорится о последовательных событиях, связанных между собой, называется повествованием.

Текст, в котором что-либо доказывается, объясняется, называется рассуждением.

Самостоятельно выбирают уровень задания, составляют план его выполнения: определяют тему, главную мысль, тип текста, выбирают художественные средства, составляют текст. Записывают и проверяют себя в соответствии с составленным планом действий.

Определение типа текста.

Определение темы и главной мысли.

Запись текстов в тетрадь. Проверка.

Анализируют свою работу.

Рефлексия деятельности

Проводит рефлексию с помощью игры:

Текст состоит из предложений.

К тексту нельзя придумать заглавие.

Все предложения в тексте имеют границы.

Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.

В тексте всегда о чем- то или о ком- то говорится.

Текст можно разделить на части.

Каждая часть текста записывается с красной строки.

Существует 2 типа текстов.

 Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.  Это текст-повествование?

Родился медвежонок. Он родился очень маленьким. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю. Это текст – повествование?

Предлагает оценить свою работу и подвести итог урока.

Выполняют задания

 +, -, +, -, +, +, +, -, -, +

( Слайд 8)

Проверяют себя, оценивают и анализируют свою деятельность на уроке.

Делятся впечатлениями.

Рабочий лист ученика.

1. А) Пришла осень. Я видел зайца на картинке в книге. Светит месяц.

Б) У него небольшая голова, длинные уши, короткий хвост. Неслышно крадётся он по земле. У воробушка серая грудка.

В) Не срывайте редкие растения. Покормите птиц зимой. Передние лапы у зверька короткие, а задние длинные.

Г) Вдруг всё порыжело! Из книги я узнал много интересного о зайце. Как чудесно осенью в лесу!

2.  1.На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиной с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.

2.Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему причалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой. 

3. Пеликаны не могут нырять это связано с особым строением костей и наличием подкожных воздушных мешков.

3.  а) Лисица – это ……… зверь. Она живёт в …. . Это животное …….. размера, с  ….. …… хвостом. Мордочка у неё ……… , ушки ………, лапки ……….. . Шерсть у лисы ………… . Лиса ходит (как?) ………. . Охотится этот зверь на …… , ……… . В сказках она выступает …………       …………….. . 

     

      б) Коля, заблудился, стал звать на помощь, не отозвался, ночь, темно, на дерево, вдали огонёк, лесная сторожка, провёл ночь, лесник, утром, отвёл домой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ж Ч Ш Ц Щ Й

Слайд 2

Каждый день ж.знь прибавляет ч.стицу мудрости.

Слайд 3

Я видел зайца на картинке в книге. У него небольшая голова, длинные уши, короткий хвост. Передние лапы у зверька короткие, а задние длинные. Из книги я узнал много интересного с зайце.

Слайд 4

Тема урока: Текст. Типы текста.

Слайд 5

Признаки текста: с мысловая связь предложений; т ема; г лавная мысль; с мысловая завершённость; в ступление, основная часть, заключительная часть; з аглавие.

Слайд 7

Типы текста Текст- описание Текст- повествование Текст- рассуждение Какой? Почему? Что случилось?

Слайд 8

+, -, +, -, +, +, +, -, -, +


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе: "Текст, предложение, диалог".

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе:"Текст, предложение, диалог" с использованием ЭО PROClass....

Технологическая карта урока по русскому языку "План текста" (2 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о том, что такое план текста, а также алгоритма его составления.За...

Технологическая карта урока по русскому языку "Учимся составлять текст. Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам" (2 класс, УМК "Школа XXI века)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о понятии «заголовок», «ключевое слово».За...

Технологическая карта урока по русскому языку «Составление текста по сюжетным рисункам» 3 класс

Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование умений составлять рассказ по серии сюжетных картинок.Задачи урокаДидактические:1.Учить  определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...