Открытый урок коррекционного занятия 3 класс. Тема: Анализ и синтез. Работа над однокоренными словами.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Фалендуш Юлия Юрьевна

Цели коррекционных занятий:

 

  1. Повышения уровня  общего развития учащихся.
  2. Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
  3. Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
  4. Коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи.
  5. Направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

 

Исходя из данных целей, можно выделить следующие функции занятий:

Коррекционная – специальная работа на занятии посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений.

Развивающая – содержание занятий должно исключать натаскивания, формальный механический подход, а должно быть максимально направлено на развитие ученика.

Формирующая – формирование различных умений и навыков. Например, умение сравнивать и обобщать, анализировать; навыков планирования собственной деятельности, самоконтроля и самооценки.

Обучающая – в некоторых случаях занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, алгоритмами действий, обучение приемам запоминания.

Пропедевтическая – на занятиях может проводиться направленная подготовка к усвоению учебного материала, пропедевтика изучении  наиболее сложных разделов учебной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_korrektsionnoe_zanyatiya_3_klass.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

+                                           Открытый урок коррекционного занятия.

                                                 Фалендуш Ю.Ю. 3 «Ж» класс.

Тема:  Анализ и синтез. Работа над однокоренными словами.

Цели коррекционных занятий:

  1. Повышения уровня  общего развития учащихся.
  2. Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
  3. Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
  4. Коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи.
  5. Направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Исходя из данных целей, можно выделить следующие функции занятий:

Коррекционная – специальная работа на занятии посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений.

Развивающая – содержание занятий должно исключать натаскивания, формальный механический подход, а должно быть максимально направлено на развитие ученика.

Формирующая – формирование различных умений и навыков. Например, умение сравнивать и обобщать, анализировать; навыков планирования собственной деятельности, самоконтроля и самооценки.

Обучающая – в некоторых случаях занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, алгоритмами действий, обучение приемам запоминания.

Пропедевтическая – на занятиях может проводиться направленная подготовка к усвоению учебного материала, пропедевтика изучении  наиболее сложных разделов учебной программы.

                                        Ход урока:

1. Орг. момент.

- Проверьте готовность к занятию.

- Проведем комплекс упражнений, которые помогут восстановлению  всех систем организма.

  • Быстро потрите пальцами ладонь другой руки (руки меняют);
  • Быстро потрите разогретыми теплыми пальцами щеки (вверх, вниз);
  • Сожмите правую руку в расслабленный кулак, а левою рукой энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья (руки меняются);
  • Движение головой вверх, вниз, в стороны (влево, вправо);
  • Выполним танцевальные шаги:

     Шаг вправо – левую ногу приставить,

Шаг влево – правую ногу приставить,

Шаг вперед – подскок, хлопок руками,

Шаг назад – подскок, хлопок руками.

- Присаживайтесь.

 - Скажите, а с  каким настроением вы начинаете занятия? Свое  настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1  у цветка, который лежит перед вами  на столе.

(Красный  цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное.)

- И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску кружочек соответствующего цвета.)

- Ребята, я вижу,  что не у всех настроение в начале занятия отличное,  давайте проведем наше занятие так, чтобы в конце занятия у вас настроение было прекрасное.

2. Межпредметные связи.

- Ребята посмотрите, пожалуйста, на доску, что за знаки изображены.

- Все ли вам известны.

- О чем пойдет речь (речь пойдет о частях слова).

корень           основа            суффикс             приставка           окончания

- Сформулируйте тему занятия (будем работать с частями слова).

- Ребята, а с какой именно частью слова мы, будем работать, вы узнаете, послушав стихотворение.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам…рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
- На доске  появляются слова:

- Ребята, кто прочитает данные слова.

 сад, рассада, посадки, садовод, садовник.

-Что можете сказать про эти слова (в этих словах общий корень сад).

-Выделим его (сад).

- Так а какой части слова, говорится в стихотворение (о корне).

- Определите точную тему занятия (мы сегодня на занятии будем работать над  однокоренными словами).

-Исходя из темы занятия поставим учебную задачу.

- Мы сегодня на занятии будем отрабатывать умения находить слова в корне.

- Молодцы.

- Ребята, а кто мне напомнит, что такое корень.

Корень – это общая часть родственных слов; слова с одним и тем же корнем называют однокоренными.

- Повторим все вместе.

Корень – это общая часть родственных слов; слова с одним и тем же корнем называют однокоренными.

- Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете слово родственные.

- Родственные  (ответы детей).

- Давайте посмотрим в толковый словарь и найдем  значение этого слова.

- Родственные  – родство, близкие другому по происхождению, содержанию.

- Спасибо, кто мне назовет любые родственные слова.

- У каждого  на парте есть карточка под  № 1. Положите её перед собой.     Читаем задание

Прочитай однокоренные слова. Напишите их в порядке  указанных значений. Укажите корень.

Лесник, лесина, подлесок, перелесок, лесистый (берег).

Лесина - срубленное дерево, идущее на постройку.

Лесистый - участок, заросший лесом.

Лесник - лесной сторож.

Подлесок  - кусты, мелкие деревья, которые растут под ветвями больших деревьев леса.

Перелесок - редкий лес.

- Как понимаете задания (мы должны прочитать слова и знать значения каждого слова).

- Вы знаете значение каждого слова.

- Будут ли эти слова родственными.

- Докажите (они близкие по значению).

- В этих однокоренных, словах,  какой общий корень (лес).

- Выделим его.

- Молодцы с заданием справились.

- Давайте еще раз повторим, что такое однокоренные слова (однокоренные слова – это те слова, у которых есть общая часть, слова близкие по смыслу).

3. Работа  в парах.

- Следующее задания выполним в пара.

- У каждого на парте лежит листочек с заданием  под № 2 .

- Прочитаем задания.

Являются ли эти слова однокоренными. Выделить корень. Какое слово будет лишнее. Что означают данные слова.

Лед, ледник, ледяной, леденец.

Лед – замерзшая вода.

Ледник – плотная масса льда.

Ледяной – очень холодный, ледяная вода.

Леденец –  прозрачная и твердая конфета.

- Понятно ли вам задания.

- Итак, давайте повторим, что вы должны сделать:

1. Прочитать слова.

2. Определить значения каждого слова.

3. Наитии лишнее.

4.Доказать почему.

- Почему это слово лишнее.

- Оно является однокоренным, но не является родственным.

4. Физминутка.

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали

Раз-два-три.

Ручками похлопали

Раз-два-три.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись

Раз-два-три.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Раз-два-три-четыре-пять.

Открываем, поморгаем

Раз-два-три.

И работать продолжаем.

Раз-два-три

5. Индивидуальная работа.

- Выполним следующее задание индивидуально.

- У каждого на парте  лежит карточка под №3.

Подберите   однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, глагол, имя прилагательное.

- Сверьте, правильно ли я их подобрала, что  нарушила (нарушила последовательность).
1.
Холод – холода, холодит, холодная.
2.
Сад – сады, садить, садовый.

3. Ход – ходули, ходить, ходовая.

4. Труд – труды, трудиться, трудный.

5. Враг – вражда, враждует, вражеский.

6. Сторож – сторожа, сторожить, сторожевой.

- Молодцы.

- Ребята, а теперь вернемся к словам: холод, холода, холодит, холодная.

- Поставьте ударения.

- Что мы знаем о  правописании корня в однокоренных словах (мы должны проверить).

- Посмотрите внимательно на данные слова, какие слова нужно проверить (холода, холод, холодит).

- Почему их нужно проверить (находиться в слабой позиции).

- Какое слово является проверочным.

6.Фронтальная работа.

 - Работаем дальше.

- Я сейчас вам прочитаю текст, а вы внимательно слушаете и выпишите из текста однокоренные слова.

В тайге растёт кедр. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки.

- Выделите общий корень.

7. Итог урока.

- Что нового узнали на занятии.

- С чем познакомились.

- Спасибо за урок.

        

8. Самооценка.

- У каждого на парте лежит лепесток под № 2.

-  Раскрасьте лепесток, таким цветом, с каким вы сейчас закончили занятия.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока для второго класса по русскому языку на тему: «Закрепление написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ.»

Целью данного урока является: закрепить и повторить знания детей о написании слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ....

Конспект+презентация открытый урок в 4 классе по теме " Приставка и её значение в слове"

Данный конспект урока предназначен для учителей занимающихся по УМК " Школа России". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит презентацию. На уроке  используются современ...

Урок в 3 классе по русскому языку по теме: "Корень. Однокоренные слова"

Урок русского языка 3 класс Тема: Корень. Однокоренные слова. Цель:1.     Ознакомить с признаками однокоренных слов.2.     Развития ум...

Открытый урок (коррекционное занятие и урок труда).

ТЕМА:  Коррекция основных психических функций    на               Интегрированном занятии с уроком труда.Цель: 1 За...

Открытый урок коррекционного занятия. Тема: Сравнение геометрических фигур 2 класс

Цели коррекционных занятий: Повышения уровня  общего развития учащихся.Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных у...