Открытый урок по русскому языку "Второстепенные члены предложения. Определение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цель урока: формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи урока:

предметные – дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения; познакомить с алгоритмом нахождения определения в предложении; развивать умение графически выделять определения на письме;
метапредметные – развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему, анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения; отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Русский язык53 КБ

Предварительный просмотр:

Второстепенные члены предложения. «Определение» 3-й класс.

Цель урока: формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи урока:

предметные – дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения; познакомить с алгоритмом нахождения определения в предложении; развивать умение графически выделять определения на письме;
метапредметные – развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему, анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения; отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Планируемый результат обучения:
познавательные УУД – умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам (вопрос, значение, роль в предложении);
коммуникативные УУД – развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе;
регулятивные УУД – развитие умения планировать свою деятельность ; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
личностные УУД – учить общению внутри группы, позитивному отношению к окружающим.

Ход урока.

ПРИВЕТСТВИЕ УЧИТЕЛЯ.

-Улыбнемся друг другу и начнем урок.

-Ребята, продолжить наш урок я хотела бы пословицей

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

_Как вы ее понимаете?

- Вы знаете, что наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, когда нужно достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

Как всегда, начнем урок с БЛИЦ- ОПРОСА.

БЛИЦ – ОПРОС.

1.Какие предложения являются распространенными?

2. А какие нераспространенными?

3. Какие члены предложения являются главными?

4. Что такое  подлежащее?

5.Чем может быть выражено подлежащее?

6. Что такое сказуемое?

7.Чем чаще всего выражается сказуемое?

8. Грамматическая основа – это …

9. Всегда ли в предложениях есть оба главных члена?

 (Придумайте предложения)

10. На какие 2 группы можно разделить члены предложения?

11. Что такое обстоятельство?

12.  С каким членом предложения связано обстоятельство?

Прочитайте предложение, записанное на доске.

Медленно уходят последние осенние деньки.

3.Спишите его  и разберите по членам  предложения.

Получилось ли у вас выполнить задание ?

 (Не смогли определить,  каким членом предложения являются слова (Последние осенние.)

6. Выявление места и причины затруднения. 

- Почему возникло затруднение? (Мы не знакомы с новым второстепенным членом предложения).

7. Определение цели урока.

- Попробуйте самостоятельно определить, что мы будем   делать  сегодня  на уроке.

 (ДЕТИ) - Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новым второстепенным членом предложения, научиться его находить в предложении и подчеркивать.         СЛАЙД № 1

                              ЦЕЛИ:

1. Познакомиться с новым второстепенным членом предложения.

2. Научиться находить новый второстепенный член предложения.

8.Определение темы урока.  

Прочитайте эти слова.  На какие вопросы они отвечают? Какая часть речи?  Что обозначают?

Давайте откроем учебник на с. 95 и прочитаем, каким членом предложения они являются.

Дети. Определением.

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

 (По ходу высказываний учащихся на доске появляется опорная схема.)

– Так какова тема нашего урока?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

--Над чем мы сегодня будем работать?

БУДЕМ УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

– Что нового вы узнали об этом члене предложения из учебника?

 (Определение подчеркивается волнистой чертой.)

ПОДЧЕРКНИТЕ СЛОВА (ПОСЛЕДНИЕ ОСЕННИЕ)  ВОЛНИСТОЙ ЛИНИЕЙ.

Первичное закрепление.

1. Детям предлагаются карточки с заданием. Разобрать по членам предложения. (2 группам- 1 предложение)

1 -2 группы. Перелетные птицы улетели на юг.

3-4 группы. Рыжая белка юркнула в зеленую листву.

Выходят по 1 ученику из групп, вывешивают на доску. Проверяем.

-С каким членом предложения связаны определения?

ДЕТИ. С ПОДЛЕЖАЩИМ, С ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ.

- Для чего нужны в предложениях определения?

ДЕЛАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БОЛЕЕ ТОЧНЫМИ, ЯРКИМИ.

Физкультминутка.

– Я вижу, вы немного устали, проведем разминку.

Я буду называть словосочетание. Если в нем есть обстоятельство, все приседаем; если определение – хлопаем.

Растет в саду, густая трава, тонкий лед, греться на солнышке, хороший день, маленькая девочка, гуляет на улице, поет громко, смотрит в окно, желтые листья, лисий хвост.

 

2. Упр.4 на с.97 (выполняем устно, спросить у всех групп)

Игра «Лови ошибку»

(Отвечайте «Да» или «Нет»)

1.Определение – это главный член предложения.

2. Определение отвечает на вопросы какой? Чей?

3. Определение может быть выражено глаголом.

4. Определение подчеркивается волнистой линией.

5. Определение относится к существительному .

 В заключение составим пожелания друг другу.

СЛАЙД №3

(СЛОВА ВЫВОДЯТСЯ НА ЭКРАН)

-Будем людьми. которые любят труд. Значит какими?(ТРУДОЛЮБИВЫМИ)

-Стремящимися все знать. (ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМИ)

-Никогда не обманывать. (ЧЕСТНЫМИ)

Никогда не болеть. (ЗДОРОВЫМИ)

-Никогда не обижать друг друга, только помогать. (ДОБРЫМИ, ВЕЖЛИВЫМИ)

Какой частью речи являются эти слова? (ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ)

А каким членом предложения? ОПРЕДЕЛЕНИЕМ)

Оцените свою работу на уроке. 

13.Этап подведения итога учебной деятельности на  уроке. 

СЛАЙД №1                                                                                                                            

- Какая цель была на уроке?

(ВЫВОДЯТСЯ ЦЕЛИ)

-Познакомились?  (ДА)

Научились находить?

-На последующих уроках мы продолжим учиться находить определения.

- Итак, что же такое …( СЛАЙД №3)

Определение – это …

Отвечает на вопросы …

Какой частью речи является?

Подчёркивается…….


-- Поднимите зеленый круг  те, кто доволен своей работой на уроке.

-- Поднимите желтый круг те, кому было трудно.

-- Поднимите красный круг те, кому нужна помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение".

Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение".  Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УМК ПЕРСПЕКТИВА"

Как построить систему вопросов и заданий, чтобы новый материал открыли дети. Необходимо организовать  поисковую деятельность своих учеников при работе с понятиями «главные члены предложения»...

Открытый урок - главные и второстепенные члены предложения

Презентация создана для открытого урока по русскому языку...

Конспект урока на тему"Второстепенные члены предложения. Определение" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цель деятельности учителя: -Формировать понятие об определении как о второстепенном члене предложения;-Находить и выделять в предложении;-Научить правильно задавать вопросы к определению.Планиру...