Урок русского языка во 2 классе «Слова однозначные и многозначные»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

 Урок открытия нового знания по русскому языку. "Слова однозначные и многозначные"

Цели:   сформировать знания учащихся по теме «Слова однозначные и многозначные», стремиться формировать умения анализировать на основе нескольких источников;  стремиться развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать, способствовать развитию мышления, развивать память; воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, обогащать словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антоненкова Наталья Александровна

учитель начальных классов  

МБОУ  «Волковичская основная школа»

Рославльского района  Смоленской области

Урок   русского языка

 во 2 классе

по теме «Слова однозначные и многозначные»

(по курсу «Русский язык», автор С.В.Иванов)

УМК «Начальная школа ХХI века»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Форма урока: урок

Оборудование:  презентация «Слова однозначные и многозначные» ,  «Русский язык»  2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова ; под ред. С. В. Иванова. − М. : Вентана-Граф,  2012. − 176 с. : ил. − (Начальная школа XXI века),  толковый словарь, иллюстрации

Цели:   сформировать знания учащихся по теме «Слова однозначные и многозначные», стремиться формировать умения анализировать на основе нескольких источников;  стремиться развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать, способствовать развитию мышления, развивать память; воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, обогащать словарный запас.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд1. ( работа со слайдом не более 1 минуты)

Приветствие.

«Доброе утро!» - птицы запели.

Умные дети за парты все сели.

Мы за наукой сегодня пойдём

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

И чтобы нам легче было идти,

Лучики солнца нам будут светить.

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Улыбнитесь солнышку! Оно нас зовёт к открытию тайн нашего языка. Для вас оно приготовило загадку. Прочитайте её (фронтальная работа)

Слайд 2.       Кругла, а не месяц.

Желта, а не масло.

С хвостиком, а не мышь.

Что это? (Репа)

( дети читают, отгадывают)

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 (фронтальная работа)

О какой мыши идёт речь в этой загадке? (о животном)

Слайд 3. (рисунок мыши)   

Мы открыли слайд, картинку, а что помогло мне открыть этот слайд? (мышка)                            Показ  рисунка   компьютерной мыши

                            

мышь                                           мышь

             Почему слово одно, а картинки две?

  1. Выявление места и причины затруднения.

У этого слова два значения.

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Определение темы урока.(ответы детей)

Слайд 4. Тема урока: «Слова однозначные и многозначные»

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа по учебнику. Прочитайте стихотворение А.Б «Разговор с дочкой»

«Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?»

«Ты не поймёшь, ещё мала»  -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!» -  

И тащит одеяло.

а) работа по вопросам  учебника (фронтальная работа)

- Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?(ответы детей)

б) работа со словарём

- Выпиши из словарика учебника то значение слова теплота, в котором оно употреблено в тексте. (чтение значения слов  и выбор детей)

(Дети работают в тетрадях, записывают из словаря)

                 Теплота 1.То же, что тепло. Теплота в комнате.

2. Ласковость, приветливость. Теплота в семье.

Сделаем вывод: какие слова называются многозначными?

( ответы детей)

Вернёмся к нашей загадке. Давайте посмотрим, есть ли в ней ещё многозначные слова. (дети находят слова -  месяц, масло)

А теперь вспомните отгадку. Это репа. А у этого слова, сколько значений? (дети отвечают -1 значение)

Вывод: какие слова называются однозначными?

Самопроверка. Дети сравнивают свой вывод с тайнами языка.

            Физкультминутка

А теперь, ребята, встать, руки медленно поднять.
Мы проверили осанку и свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серый волк – волчишко.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он  продрог.
Лучик ежика коснулся – ежик сладко потянулся.

  1. Первичное закрепление.

Ребята, вспомним сказку, связанную с нашей загадкой. Это сказка «Репка». В ней все герои помогали друг другу.  Мы будем  работать в парах и должны помогать друг другу. (парная работа)

Упражнение 1. (устно) Объясни по рисункам значения слов корень и кисть

Одна пара – 1 строчка

Другая пара – 2 строчка

Упражнение 3.

(Проводится проверка работы)

Слайд 5. (Вопросы упражнения 3)

Упражнение 3. (фронтальная работа)

Догадайся, почему названы одним и тем же словом:

  1. Часть дерева, часть зуба, часть слова;
  2. Часть руки, часть ягодного растения, инструмент маляра или художника.
  3. Если затрудняешься, выбери ответ в подсказке.

    похожи по форме, по значению

(Ответы детей)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Упражнение 2. Спиши предложения. Объясни значение слова кисть  в каждом предложении.

Можно ли сказать, что у слова кисть несколько значений? Поясни ответ.

                  На день рождения  сестра подарила  мне  альбом  и новую кисть.

               На  картине  кисть  винограда  была  как  настоящая.

(Проверка самостоятельной работы)

  1.            Физкультминутка  (пальчиковая)

Мышка мыла детям лапки –

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой.

Не забыла и указку –

Смыв с нее и грязь, и краску.

Средний мылила усердно –

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла...

  1. Включение в систему знаний и повторение.

        (самостоятельная работа с самопроверкой)

Упражнение 5.

  1. Чтение текста

        Соловушка

Что не вечер, слушаю,

Как поёт соловушка.

- Покажись, соловушка,

Золотое пёрышко!

Отвечал соловушка:

- Сам я  -   птица серая,

Голос – золотой!   (Я.Райнис) 

Объясни, в каких значениях употреблено слово золотой.

(дети отвечают)

 Если затрудняешься, обратись за помощью к словарику.

  1. Работа со словарём

(Проверка самостоятельной работы)

  1. Работа со словарными словами. (фронтальная и самостоятельная работа)

 Соловей,   сорока.

(записывают слова, ставят ударения, подчёркивают сочетания оро, оло; подбирают однокоренные слова)

(Проверка выполненной работы.)

  1. Домашнее задание.

Упражнение 4. (объяснение задания)

  1. Рефлексия деятельности на уроке

Какое открытие для себя вы сегодня сделали?

Какую ставили учебную задачу?

Удалось ли её решить? Каким способом?

Слайд 6.

            Урок понравился: я справился со всеми заданиями.

             Я доволен собой.

           

              Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился

              Задания  на уроке оказались слишком трудными.

              Мне нужна помощь.

  1. Итог урока.

Слайд 7     Спасибо за урок!

Я благодарю всех за активную работу на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 2 класс. Слова с двойными согласными.

Урок русского языка 2 класс. Слова с двойными согласными. На этом уроке дети знакомятся с новой орфограммой.Наблюдают за местом расположения их в слове (в середине слова, в конце). Развивают устную и ...

Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...

Урок русского языка 3 класс "Слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне"

Цель:1.Отработать умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.2.Формировать умения правильно подбирать проверочные слова.3.Развивать творческое  мышление....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....

Разработка урока русского языка. 2 класс. Тема: " Однозначные и многозначные слова"

Подробно описывается каждый этап урока. Выстроена система вопросов и заданий. Используются разные формы организации деятельности обучающихся...