«Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Рыбкина Наталья Викторовна

Конспект урока русского языка УМК  "Школа России" учебник Канакина В.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_4_klass.docx9.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему

«Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»

Цель: углубить и совершенствовать знания о правописании личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

Задачи: научить

  • составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений;
  • оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями;
  • соблюдать нормы употребления местоимений и их форм
  • выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом из учебника.

Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть.

Ход урока:

I. Организационный момент

У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у Вас урок русского языка.

II. Самоопределение к деятельности

У.: Начнем наш урок с загадки, которая поможет Вам определить тему урока.

У.: Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена,

Я о себе такого мнения

Огромна роль …(местоимения).

Д.: Местоимения.

У.: Скажите, а как вы поняли эту загадку?

У.: Слова какой же части речи заменяют имена?

Д.: Местоимения.

У.: Правильно, продолжаем работу по теме «Местоимение»

1. Определение темы и постановка целей урока. Работа со шмуцтитулом.

У.: Итак, прочитайте тему урока

Д.:«Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»

У: А какие местоимения 3-го лица единственного числа вы уже знаете?

Д.: Он, она, оно

У.: А множественного?

Д.: Они

У.: Правильно, а как вы думаете, чему мы будем учиться? Определите задачи урока

Д.: Углубить и совершенствовать знания о правописании личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа; находить местоимения 3-го лица в предложении; определять формы лица, числа, падежа местоимений; правильно писать местоимения 3-го лица единственного и множественного числа

У.: Сегодня на уроке мы не только углубим знания о правописании местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, но и научимся составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями; выполнять разбор личного местоимения как части речи.

У.: Откройте шмуцтитул учебника на стр. 51

У.: Есть ли местоимения на шмуцтитуле? Прочитайте их.

Д.: Он, его, ему.

У.: Назовите грамматические признаки каждого из этих местоимений

Д.: Он - личное местоимение; 3-е лицо; употреблено в форме ед.ч., И.п.

Его - личное местоимение; 3-е лицо; употреблено в форме ед.ч., Р.п. или В.п.

Ему - личное местоимение; 3-е лицо; употреблено в форме ед.ч., Д.п.

3. Выборочный диктант:

У.: А сейчас проведем выборочный диктант. Я буду читать предложения, а вы будете находить словосочетания глагол + местоимение

У.: Итак, читаю 1-е предложение 1)Приплыла к нему рыбка. Какое словосочетание нужно выписать?

У.: Записываем, приплыла к нему, назовите местоимение (к нему), определите его начальную форму (он), как определить падеж? (поставить вопрос), задаем вопрос (к кому?) падеж местоимения Д.п., укажите падеж над местоимением. (проговорить орфограммы в местоимениях)

У.: Проверьте, правильно ли вы записали

Образец: приплыла к нему                             

У.: Следующее предложение 2)И царица у окна села ждать его одна. Какое словосочетание мы выпишем из этого предложения?

У.: Записываем, ждать его, назовите местоимение (его), определите его начальную форму (он) задаем вопрос (кого?), определите падеж местоимения В.п., укажите падеж над местоимением.

У.: Следующее предложение 4)Служат ей бояре да дворяне. Выпишите самостоятельно словосочетание, укажите падеж

У.: Давайте проверим, что вы выписали? служат (кому?) ей (Д.п.)

У.: Послушайте следующее предложение 3)Злая мачеха сидела перед зеркальцем своим и беседовала с ним. Выписываем словосочетание, указываем падеж

У.: Давайте проверим, что вы выписали? беседовала (с кем?) с ним (Т.п.)

У.: Как вы думаете, из произведения какого автора были наши предложения?

Д.: Из произведения А.С. Пушкина

У.: Как называется это произведение?

Д.: «Сказка о золотой рыбке»

У.: Итак, чему мы сейчас учились?

Д.: Находить в речи местоимения и определять их грамматические признаки

III. Открытие нового знания

1.Упражнение в замене имён существительных подходящими по смыслу местоимениями

учебник, упр.130

У.: Будем учиться, правильно употреблять в речи местоимения

У.: Прочитайте задание, что нужно сделать?

У.: Подготовьтесь прочитать словосочетания.

У.: Читайте и объясняйте правописание слов с пропущенными орфограммами (по цепочке)

У.: Давайте заменим имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме, определим падеж местоимений и объясним их написание

У.: Запишите 5 любых словосочетаний так, как показано в образце (вставляя пропущенные буквы, рядом с каждым именем существительным записать в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное, указать падеж имени существительного и местоимения)

2.Работа над значением и правописанием словарного слова «победа»

У.: Ребята, в упражнении нам встретилось слово «победа», как вы понимаете это слово?

Д.: Успех в бою, в войне. Успех в соревнованиях, состязаниях.

У.: ………нашла значение этого слова в словаре, давайте …. послушаем

 Толковый словарь Ожегова (ПОБЕДА 1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая - праздник победы в Великой Отечественной войне).

У.: Выделите корень

У.: От какого слова образовалось это слово? (победа)

У.: Найдите орфограммы в этом слове?

У.: Подберите проверочные слова к этому слову? Удалось ли вам это сделать?

Д.: Нет

У.: Значит, мы можем сделать вывод, что это слово нужно запомнить

У.: Давайте вместе подберем к этому слову однокоренные слова

У.: Что вы можете мне сказать о правописании корней в однокоренных словах?

Д.: Корни в однокоренных словах пишутся одинаково

У.: Не забудьте это правило, когда вы будете записывать однокоренные слова

У.: Самостоятельно запишите однокоренные слова, выделите корень и подчеркните букву безударного гласного звука в корне

У.: Оцените себя

IV. Закрепление изученного материала.

1.Упражнение в редактировании групп предложений с повторяющимися именами существительными

учебник, упр.131- работа в парах

У.: Продолжаем учиться правильному употреблению местоимений в речи

У.: Расскажите еще раз о роли местоимений в речи

Д.: Местоимения помогают нам избежать повторения одинаковых слов в речи.

У.: Переходим к следующему заданию

У.: А теперь поработаем в парах

У.: Первый ряд будет работать с 1-м абзацем упражнения, второй со 2-м, третий с 3-м

У.: Каждая пара прочитает свой абзац, обсудит, какими местоимениями можно заменить выделенные слова и запишет измененные предложения, объясняя написание слов с пропущенными буквами.

У.: Давайте проверим, 1-ю группу?  Послушаем, что у вас получилось

Д.: Чайки могут съесть столько корма, сколько чайки (они) весят сами. Просто удивительно, как чайкам (им) удается сохранить изящную фигуру.

У.: Послушаем  2-ю группу, прочитайте, что вы записали?

У.: Прочитайте измененные предложения,  3-го абзаца

У.: Кто сделал 1 ошибку? Кто сделал больше ошибок? А кто сделал ни одной ошибки? У кого есть ошибки, исправьте их

V. Закрепление изученного материала

2.Упражнение в подборе и соблюдении нормы употребления местоимений и их форм.

учебник, упр.132

У.: Продолжаем работать

У.: Подготовьтесь прочитать текст. Прочитайте

У.: Догадайтесь из какой сказки этот текст? Кто произносит эти слова и к кому они обращены?

Д.: В.Гаршин «Лягушка-путешественница». Слова говорит лягушка, она обращается к утке.

У.: Давайте поработаем устно. Подготовьтесь вставить пропущенные местоимения

У.:…..прочитай, пожалуйста, что у тебя получилось?

У.: У кого получилось так…..? А у кого по- другому….?

У.: Дома вам нужно записать это упражнение, а также составить по данному рисунку свой небольшой рассказ.

3.Упражнение в нахождении местоимений в пословицах. Морфологический разбор местоимения

учебник, упр.133

У.: Ребята внимание, нам даны части пословиц, их нужно восстановить

У.: Прочитайте 1-й столбик. Прочитайте 2-й столбик.

У.: Кто составил 1-ю пословицу?

Д.: Когда я ем, я глух и нем.

У.: Когда так говорят? (во время еды внимание должно быть направлено на еду, разговаривать во время еды опасно и неудобно)

Д.: Корень учения горек, да плод его сладок

У.: А что обозначает эта пословица? (учиться тяжело, зато результат будет отличный)

У.: Не бойся работы, пусть она тебя боится (не нужно бояться начинать какое-либо дело)

У.: Запишите пословицу, которая начинается со слов «корень учения горек»

Д.: Корень учения горек, да плод его сладок.

У.: Назовите местоимение из этой пословицы

Д.: Его

У.: Вспомните морфологический разбор местоимения, куда нужно заглянуть?

Д.: с.148 памятка морфологического разбора местоимения

У.: Самостоятельно выполните морфологический разбор местоимения «его», используя памятку

У.: Давайте проверим, что у вас получилось

Д.: Его- личное мест., н.ф.- он, 3-го л., в ед.ч., в р.п., дополн.

У.: Самостоятельно запишите разбор любого из оставшихся местоимений

У.: Что у вас получилось?

Д.: «Не бойся работы, пусть она тебя боится».

1) Она- личное мест., н.ф.- она, 3-го л., в ед.ч., им.п., подл.

2) Тебя- личное мест., н.ф.- ты, 2-го л., в ед.ч., в.п., дополн.

«Когда я ем, я глух и нем»

1) Я- личное мест., н.ф.- я, 1-го л., в ед.ч., им.п., подл.

VIII. Подведение итогов урока

У.: Чему мы учились на уроке?

Д.: Составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями, выполнять морфологический разбор местоимения.

У.: С какой целью мы заменяли повторяющиеся имена существительные местоимениями?

Д.: Для того чтобы не допустить повтора одинаковых слов

У.: Как разобрать местоимение как часть речи?

Д.: Определить 1)часть речи, 2)начальную форму, 3)лицо, число, падеж местоимения, 4)его роль в предложении

IX. Домашнее задание

Учебник стр.63, упр.132 (записать это упражнение, а также составить по данному рисунку свой небольшой рассказ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений»...

Урок русского языка "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»

Педагогическая цель: создание условия для ознакомления с особенностью склонения личных местоимений 3-го лица;  совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать ра...

Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: закрепление знаний обучающихся о склонении личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, формирование орфографической грамотности обучающихся.Задачи урокаДидактические...

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

Цель:  учить называть грамматические признаки личных местоимений по данному местоимению; учить оценивать уместность употребления местоимений в тексте и заменять повторяющиеся в тексте имена сущес...