Приёмы словарной работы на уроках русского языка.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В статье рассказывается о моей работе над словами "из словарика", в основу, которой были положены методы лучших словесников нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_slovarnoy_raboty_na_urokah_russkogo_yazyka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы словарной работы на уроках русского языка

в начальных классах.

         Современный человек – это грамотный, образованный человек. Основу образования и образованности составляет орфографическая грамотность человека. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Эта работа начинается уже с 1 класса.

        Задачи, стоящие перед учителем при изучении словарных слов:

- рассмотреть многообразие методов и приёмов работы со словарными словами;

- выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

- создать комбинированный метод словарной работы на уроках русского языка(3).

         Данная работа посвящена проблеме организации словарно-орфографической работы в начальной школе, которая в словаре-справочнике М.Р.Львова трактуется следующим образом:       "Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее" (4). Обобщая выше сказанное, можно сказать, что с орфографической точки зрения  состав слов с непроверяемыми написаниями неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на слова с безударными гласными (ворона, малина), с двойными согласными (класс, суббота), слова со звонкими и глухими согласными (вокзал) и слова с непроизносимыми согласными (лестница).

        Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью.Такой подход позволяет заложить у школьников основу навыков орфографической зоркости. Различные авторы предлагают свои методы запоминания словарных слов. В настоящее время виды словарной работы, можно подразделить на два вида: традиционные и нетрадиционные. В своей работе я использую следующие методики.

Методики работы со словарными словами следующие:

- метод систематической работы со словами;

- метод орфографического чтения;

- этимология слов;

- ассоциативная методика запоминания словарных слов. (3)

        За основу в своей работе я взяла "Метод систематической работы над словарными словами" И.Г. Леоновой,  а также "Метод орфографического проговаривания", разработанный Д.Н.Богоявленским, и, независимо от него над этой проблемой работали Т.Г. Рамзаева и П.С. Тоцкий(3).         

        По примеру И.Г.Леоновой, я, организовываю свою работу в три этапа.  Первый этап: в конце каждой недели  даю ученикам пять новых словарных слов. Второй этап: всю последующую неделю на каждом уроке  провожу орфографические минутки, в которые ввожу новые словарные слова. На этом этапе провожу также повторение уже изученных орфограмм. Третий этап: в конце недели провожу словарный диктант, и опять даю следующие пять словарных слов. Имеется и недостаток этого приема, здесь не дается объяснения словам, только механическое запоминание.

        Для того, чтобы метод И.Г.Леоновой не вызывал рутины. Я также использую "Метод орфографического проговаривания", автором которого является Д.Н. Богоявленский. "Для орфографии имеют значение зрительные и слухо – артикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием"(1).

        Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти. Письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова. Именно в этой форме  сохраняется в памяти.

        Изучив методику учителя-методиста В.Д.Купрова, я стала использовать следующие приёмы работы со словами. Уже много лет с каждым своим новым классом завожу "Словарики". Учащиеся записывают это слово к себе в "Словарик", предварительно проговорив его хором 3 раза по слогам.  Я при этом даю  этимологическое значение этого слова. Данную работу целесообразно проводить блоками слов по определённой теме.

        Этимологический анализ слова - относится к нетрадиционным методикам изучения слов с непроверяемыми написаниями, но без него запоминание словарных слов становится скучным и вызывает у учащихся апатию к данному виду работы.  (4)

        По методу М. Гафитуллина и Т.Поповой  можно познакомить детей с методом ассоциаций для запоминания трудных слов. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству и т.д.(3). Есть также еще важное правило: я, как учитель, не должна навязывать ученику свои ассоциации.

У каждой методики, рассмотренной выше, есть свои положительные и отрицательные стороны. Важным принципом работы со словарными словами является систематичность. Самое главное, гармонично соединив различные методы, словарная работа становится увлекательной и помогает детям лучше запоминать написание слов с непроверяемыми написаниями.

Список литературы.

1.  Богоявленский Д. Н. "Психология усвоения орфографии". М., Просвещение, 1966.

2. Гафитуллин М., Попова Т."Слово о словарном слове". http://www.trizminsk.org/e/23203htm 

3.  Интернет - ресурс. Участник Yulia86.

4.  Львов М.Р. Словарь - справочник по методике преподавания русского языка. М.,Высшая школа, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе

Данная презентация может быть использована  на уроке русского языка на  на этапе  знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса  к изучаемому материалу, развития в...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

Приёмы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.

Разнообразные приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ»

Цель данного проекта: разработка системы упражнений  для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах....