Развитие орфографической зоркости.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В данной статье рассказывается о занимательных приёмах развития орфографической зоркости учащихся младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие орфографической зоркости»

        В основе грамотного письма лежит аналитико – синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это - задачи уроков обучения грамоте и письма в первом классе. Далее во втором, третьем и четвёртом классах эта работа продолжается, увеличиваясь в объёме и сокращаясь во времени одновременно усложняясь, т.к. у детей уже формируются определённые навыки в правописании.

        Упражнения по развитию орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определённой последовательности.

        Письмо с проговариванием. В основе этого письма лежит проговаривание по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, точно также записываются и остальные слоги слова. Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, то они начинают поговаривать шёпотом, а потом и повторяют слово мысленно. Результатом такого вида работы является исключение пропуска и замены букв. Для того, чтобы разнообразить такой вид деятельности сначала я сама даю образец проговаривания 3 – 4 слов, затем дети проговаривают сами себе хором. Важно, чтобы эта работа выполнялась синхронно, т.е. не было отстающих. Когда учащиеся хорошо усваивают этот вид работы, я провожу такое упражнение, как «Обратный диктант». Это, когда я и учащиеся по очереди друг другу диктуем слова, только дети пишут в тетрадях, а я на доске, под их хоровое проговаривание.  «Обратный диктант» можно проводить в течение четырёх лет обучения, при изучении различных орфограмм.

        Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, быструю утомляемость.

        Списывание. Любой вид списывания, с доски или из учебника, основывается на проговаривании по слогам. Этот вид деятельности требует от учащихся огромной самостоятельности. Ведь дети сами находят слово в учебнике, читают его, а затем записывают.

        Для того, чтобы учащиеся не отвлекались от выполнения задания я провожу игру «Птички и зёрнышки». Перед началом списывания дети показывают, как они будут списывать, движением головы: вверх – вниз, вверх – вниз. Самая лучшая «птичка» та, которая быстрее и правильнее других выполнит задание. До конца урока у неё на парте стоит «приз» бумажная птичка.

        Такое упражнение целесообразно проводить в первом классе. Далее в процессе обучения я использую списывание текста с грамматическим заданием. Это списывание с пропущенной орфограммой, когда дети самостоятельно подбирают нужную букву или списывание, когда в скобках даётся на выбор две буквы. Учащиеся должны с помощью подбора проверочных слов уяснить какую букву надо написать.

        Образец карточки с текстом для списывания.

1) Как у нашего кота шу()ка очень хороша. 2) Зайчи()ка – труси()ка по полю бежал, в огоро() забежал морко()ку нашёл.

1) Часо(в,ф)щик, прищурив гла(с,з), чинит часики для нас. 2) Сырое(ш,ж)ка с белой но(ж,ш)кой притаилась у доро(ш,ж)ки.

        Кроме выше названного, особый интерес у учащихся вызывает такой вид списывания, где текст даётся с ошибками, а учащиеся должны списать текст, заранее исправляя ошибки, допущенные в нём.

        Образец карточки с текстом для списывания.

В трове по опушкам седят кребкие боровики. Разовеют под упавшим лестом мокрыи сыроешки. Коснеют по кочькам важныи мухоморы. Словно малые рибята, толпятся черноголовые подбирёзавики.

        В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самоконтроль, самостоятельность.

        Комментированное письмо. Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не только проговаривают слова, но и подтверждают свой ответ правилом и проверочными словами. Сначала комментируют сильные учащиеся, а затем постепенно и весь класс, включая, и самых слабых. Обычно я стараюсь опросить тех учащихся, которые часто допускают ошибки на данное правило.

        Это вид деятельности развивает внимание к слову, его значению, сообразительности; речь, фонематический слух, мышление.

        Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Такой вид деятельности учащихся развивает зрительную память, мышление, внимание, интерес. Учащиеся самостоятельно читают текст из учебника стараются запомнить правописание наиболее трудных слов, у каждого ребёнка здесь своё «трудное» слово. После диктанта учащиеся самостоятельно проверяют себя по учебнику или же работают в паре. Ошибки, свои или соседа по парте, исправляют карандашом.

        Письмо под диктовку. Сначала я диктую слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха я провожу дидактическую игру «Эхо». Суть игры заключается в следующем, я читаю слово, дети повторяют его хором (далее можно несколько усложнить и повторить слово шёпотом). Если кто – то повторил с ошибкой, этот учащийся ещё раз вслух произносит это слово, т.о., внимание к слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо.

        Письмо по памяти. Такой вид письма развивает память, зрительную память, мышление, внимание. При выполнении данного вида упражнения воспитывается аккуратность и самоконтроль. Для данного вида деятельности я беру отрывки из детских стихов, не помещённых в учебник, т.к. это вызывает наибольший интерес у учащихся. Можно также использовать для письма по памяти и стихи с пропущенной в нескольких словах орфограммой.

        Орфографические зарядки. Развивать сознательное восприятие слова помогают орфографические зарядки, которые я включаю почти в каждый урок. Для данной работы я использую разрезные карточки. Эти карточки можно использовать при написании словарных диктантов, т.о., я показываю слово – карточку, а учащиеся самостоятельно читают и записывают его в тетрадь, подчёркивая орфограмму. Поначалу я использую слова – карточки, где в скобках даны две буквы, одна из которых верная. Далее усложняя работу, показываю слово – карточку, где орфограмма полностью пропущена. Это задание я использую и при повторении словарных слов.

        Образец карточки.

Подру(ш,ж)ка                        жи( )кий                        мыш( )

Повя(з,с)ка                                к( )ртофель                        луч( )

Подно(з,с)                                стри( )                                рож( )

Д(и,е)ревья                                ( )гурец                        врач( )

Св(е,и)тлячок                                ч( )йник                        камыш( )

        Эти же карточки можно использовать при игре «Кто быстрей?» Я показываю карточку – слово, а учащиеся поднимают карточку с буквой, которая пропущена в слове.

        Самым любимым видом орфографической зарядки является игра «Придумай слово». Суть игры состоит в том, что я показываю карточку с орфограммой, учащиеся называют на какое правило орфограмма, а затем все вместе придумываем слово с данной орфограммой и учащиеся записывают его в тетради. В дальнейшем условие игры несколько усложняется – учащиеся самостоятельно вспоминают правило и придумывают слово.

        Для меня важно знать степень усвоения изучаемого материала каждым учеником. На основании анализа ошибок можно составлять новые орфографические зарядки.

        Систематически проводя указанные выше виды работ я формирую у своих учеников орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, даёт неплохие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости

Вашему вниманию представленна статья о развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе ...

развитие орфографической зоркости

много полезных приёмов и средств...

Презентация"Развитие орфографической зоркости"

Данный материал поможет разнообразить урок, со сказочными героями "выучить" трудные правила....

Развитие орфографической зоркости младши хшкольников

Развитие орфографической зоркости младших школьников. ...

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....