Развитие орфографической зоркости.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В данной статье рассказывается о занимательных приёмах развития орфографической зоркости учащихся младших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие орфографической зоркости»
В основе грамотного письма лежит аналитико – синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это - задачи уроков обучения грамоте и письма в первом классе. Далее во втором, третьем и четвёртом классах эта работа продолжается, увеличиваясь в объёме и сокращаясь во времени одновременно усложняясь, т.к. у детей уже формируются определённые навыки в правописании.
Упражнения по развитию орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определённой последовательности.
Письмо с проговариванием. В основе этого письма лежит проговаривание по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, точно также записываются и остальные слоги слова. Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, то они начинают поговаривать шёпотом, а потом и повторяют слово мысленно. Результатом такого вида работы является исключение пропуска и замены букв. Для того, чтобы разнообразить такой вид деятельности сначала я сама даю образец проговаривания 3 – 4 слов, затем дети проговаривают сами себе хором. Важно, чтобы эта работа выполнялась синхронно, т.е. не было отстающих. Когда учащиеся хорошо усваивают этот вид работы, я провожу такое упражнение, как «Обратный диктант». Это, когда я и учащиеся по очереди друг другу диктуем слова, только дети пишут в тетрадях, а я на доске, под их хоровое проговаривание. «Обратный диктант» можно проводить в течение четырёх лет обучения, при изучении различных орфограмм.
Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, быструю утомляемость.
Списывание. Любой вид списывания, с доски или из учебника, основывается на проговаривании по слогам. Этот вид деятельности требует от учащихся огромной самостоятельности. Ведь дети сами находят слово в учебнике, читают его, а затем записывают.
Для того, чтобы учащиеся не отвлекались от выполнения задания я провожу игру «Птички и зёрнышки». Перед началом списывания дети показывают, как они будут списывать, движением головы: вверх – вниз, вверх – вниз. Самая лучшая «птичка» та, которая быстрее и правильнее других выполнит задание. До конца урока у неё на парте стоит «приз» бумажная птичка.
Такое упражнение целесообразно проводить в первом классе. Далее в процессе обучения я использую списывание текста с грамматическим заданием. Это списывание с пропущенной орфограммой, когда дети самостоятельно подбирают нужную букву или списывание, когда в скобках даётся на выбор две буквы. Учащиеся должны с помощью подбора проверочных слов уяснить какую букву надо написать.
Образец карточки с текстом для списывания.
1) Как у нашего кота шу()ка очень хороша. 2) Зайчи()ка – труси()ка по полю бежал, в огоро() забежал морко()ку нашёл.
1) Часо(в,ф)щик, прищурив гла(с,з), чинит часики для нас. 2) Сырое(ш,ж)ка с белой но(ж,ш)кой притаилась у доро(ш,ж)ки.
Кроме выше названного, особый интерес у учащихся вызывает такой вид списывания, где текст даётся с ошибками, а учащиеся должны списать текст, заранее исправляя ошибки, допущенные в нём.
Образец карточки с текстом для списывания.
В трове по опушкам седят кребкие боровики. Разовеют под упавшим лестом мокрыи сыроешки. Коснеют по кочькам важныи мухоморы. Словно малые рибята, толпятся черноголовые подбирёзавики.
В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самоконтроль, самостоятельность.
Комментированное письмо. Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не только проговаривают слова, но и подтверждают свой ответ правилом и проверочными словами. Сначала комментируют сильные учащиеся, а затем постепенно и весь класс, включая, и самых слабых. Обычно я стараюсь опросить тех учащихся, которые часто допускают ошибки на данное правило.
Это вид деятельности развивает внимание к слову, его значению, сообразительности; речь, фонематический слух, мышление.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Такой вид деятельности учащихся развивает зрительную память, мышление, внимание, интерес. Учащиеся самостоятельно читают текст из учебника стараются запомнить правописание наиболее трудных слов, у каждого ребёнка здесь своё «трудное» слово. После диктанта учащиеся самостоятельно проверяют себя по учебнику или же работают в паре. Ошибки, свои или соседа по парте, исправляют карандашом.
Письмо под диктовку. Сначала я диктую слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха я провожу дидактическую игру «Эхо». Суть игры заключается в следующем, я читаю слово, дети повторяют его хором (далее можно несколько усложнить и повторить слово шёпотом). Если кто – то повторил с ошибкой, этот учащийся ещё раз вслух произносит это слово, т.о., внимание к слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо.
Письмо по памяти. Такой вид письма развивает память, зрительную память, мышление, внимание. При выполнении данного вида упражнения воспитывается аккуратность и самоконтроль. Для данного вида деятельности я беру отрывки из детских стихов, не помещённых в учебник, т.к. это вызывает наибольший интерес у учащихся. Можно также использовать для письма по памяти и стихи с пропущенной в нескольких словах орфограммой.
Орфографические зарядки. Развивать сознательное восприятие слова помогают орфографические зарядки, которые я включаю почти в каждый урок. Для данной работы я использую разрезные карточки. Эти карточки можно использовать при написании словарных диктантов, т.о., я показываю слово – карточку, а учащиеся самостоятельно читают и записывают его в тетрадь, подчёркивая орфограмму. Поначалу я использую слова – карточки, где в скобках даны две буквы, одна из которых верная. Далее усложняя работу, показываю слово – карточку, где орфограмма полностью пропущена. Это задание я использую и при повторении словарных слов.
Образец карточки.
Подру(ш,ж)ка жи( )кий мыш( )
Повя(з,с)ка к( )ртофель луч( )
Подно(з,с) стри( ) рож( )
Д(и,е)ревья ( )гурец врач( )
Св(е,и)тлячок ч( )йник камыш( )
Эти же карточки можно использовать при игре «Кто быстрей?» Я показываю карточку – слово, а учащиеся поднимают карточку с буквой, которая пропущена в слове.
Самым любимым видом орфографической зарядки является игра «Придумай слово». Суть игры состоит в том, что я показываю карточку с орфограммой, учащиеся называют на какое правило орфограмма, а затем все вместе придумываем слово с данной орфограммой и учащиеся записывают его в тетради. В дальнейшем условие игры несколько усложняется – учащиеся самостоятельно вспоминают правило и придумывают слово.
Для меня важно знать степень усвоения изучаемого материала каждым учеником. На основании анализа ошибок можно составлять новые орфографические зарядки.
Систематически проводя указанные выше виды работ я формирую у своих учеников орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, даёт неплохие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/13/picture-392.jpg)
Развитие орфографической зоркости
Вашему вниманию представленна статья о развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе ...
развитие орфографической зоркости
много полезных приёмов и средств...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/16/picture-13811-1466108709.jpg)
Презентация"Развитие орфографической зоркости"
Данный материал поможет разнообразить урок, со сказочными героями "выучить" трудные правила....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-369457-1387296595.jpg)
«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»
Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-360905-1390671645.jpg)
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559766-1420557745.jpg)
Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки
Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-260617-1600788594.jpg)
Статья "Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития"
Развитие орфографической зоркости...