Методическая разработка урока открытия нового знания по русскому языку 1 класс "Перенос слов"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Данная методическая разработка урока открытия нового знания по теме "Перенос слов" для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytiya_novogo_znaniya_1_klass_perenos_slov.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Дьякова Светлана Александровна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области»

Предмет: «Русский язык»

Авторы учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Класс: 1

Тема: «Перенос слов»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (правила переноса слов)

Задачи урока:

  • образовательная: ознакомление обучающихся с правилами переноса слов;
  • развивающая: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия при работе с текстом;

воспитательная: осознанное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций).

Необходимое техническое оборудование:  учебник, рабочая тетрадь, компьютеры, проектор, карточки заданий, оценочные карточки,   кукла Незнайка, ПК.

Этап урока

Сценарий урока

УУД

Учитель

Ученики

I. Самоопределение к деятельности

(1- 2 мин)

  • Прозвенел звонок. К Вам Незнайка на урок. Приготовил вам вопросы.
  • Зачем школьнику нужны знания?

-Кто быстрее откроет рабочую тетрадь на с.9 и скажет, куда спешит улитка.

  • Зачем нам нужен этот этап, мы же умеем писать буквы?
  • Прочитаем девиз нашего урока.

Быть грамотными, образованными.

На минутки чистописания.

Писать надо красиво и разборчиво.

Не лениться, а трудиться!

  • смыслообразование (Л)
  • целеполагание (П)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

(5-6 мин)

-Догадайтесь, куда спешит улитка?

-Какие буквы живут в нём?

- Нарисуйте улитку на строчке.

- Показ образца на доске.

-Какие буквы алфавита не могут начинать слова?

-Почему?

-Проговорите написание букв и пропишите их по образцу.

-Прочитайте про себя слова в тетради на с.9 и запишите.

-Ваш  друг Незнайка решил тоже научиться красиво писать.

- Ребята, просмотрите ситуацию, которая произошла с Незнайкой.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf930186-273b-4f3a-9e02-772e5cc200b7/?from=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&interface=teacher&class=42&subject=8

- Какое затруднение возникло у Незнайки?

 В домик

ы, ъ, ь

Выполняют задание.

ы, ъ, ь

Версии детей

В русском языке нет заглавных букв для них.

Выполняют задание.

Просматривают ресурс

Как  поступить, если слово не помещается на строчке

  • прогнозирование предстоящей работы (Р)
  • выявление сущности, особенностей объектов (П)
  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К)
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
  • учет разных мнений (К)
  • составление вывода на основе анализа объектов (П)
  • осуществление познавательной и личностной рефлексии (Р)

III. Постановка учебной задачи

(2-3мин)

- Какой вопрос Незнайка задаёт  самому себе?

- Какой ответ он  выдвигает?

 - Это правильное решение?

-Как вы думаете, переносить слова с одной строчки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

- Кто догадался, какова будет тема урока?

- Чему мы будем учиться на уроке?

- Что делать, если слово не помещается на строке?

Взять лист пошире.

Нет.

Выдвигают свою версию, что слово надо переносить по правилам.

Перенос слов.  

На уроке мы будем  учиться тренироваться в переносе слов.

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
  • подведение под понятие (П)

IV. Построение выхода из затруднения

(10-11мин)

-Что бы вы ещё  предложили Незнайке в этой ситуации?

-Разделите слово «Незнайка» для переноса.

- У всех получились одни и те же варианты переноса слова?

-Предположите, где можно проверить, правильно ли вы это слово перенесли.

- Я принимаю все ваши предположения, давайте их проверим.

-Просмотрите вторую часть ресурса, сравните её со  своим ответ.

-К какому выводу вы пришли?

Давайте проверим.

Работа  на  доске. Работа в тетрадях.

(1 ученик - на доске, все - в тетради)

- Запишите предложение:

Бродит стадо по лугам.

- Разделить каждое слово на слоги вертикальной линией.

- Вот так можно перенести эти слова.

Бро /дит ста /до по лу /гам.

- Как можно переносить слова?

Сделайте вывод.

- Давайте убедимся в этом.

Просмотр ЭОР-2, парная работа.

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/524a5df4-0eaa-4c03-ba52-5244a36f4494/?from=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&interface=teacher&class=42&subject=8

- Ознакомьтесь с материалом. Зачитайте, те правила переноса слов, о которых мы ещё не говорили.

- Какое это правило?

- Зачитайте правила переноса слов.

- Давайте проверим, какие есть правила переноса в нашем учебнике.

- Самостоятельно прочитайте правила переноса слов на с.21 учебника

- Все ли правила переноса слов были представлены в ЭОР?

-Правила переноса слов нужно выучить!

Физкультминутка для глаз.

- Выполним упражнения для глаз.

Выдвигают свои гипотезы.

Написать целое слово на другой строке. Попробовать перенести слово по – другому.

Делят слово для переноса.

Не-зна-йка; Не-знай-ка; Нез-на-йка; Не-знайка.

Нет.

Спросить у мамы. В интернете проверить. Посмотреть в учебнике, есть ли правила переноса.

Просматривают вторую часть ресурса.

Пришли к выводу: существуют единые правила переноса.

Выполняют задание самостоятельно, сравнивают с эталоном, приготовленным заранее учителем.

Делают вывод, что слова переносить надо по слогам.

Просматривают ресурс

Работают с таблицей, находят ответы на вопросы,

работая в паре.

Одну букву, даже если она составляет слог, оставлять на строке или переносить нельзя!

Читают хором правила переноса.

Работают с новой информацией по учебнику.

 

Читают правило, анализируют и структурируют собственные знания.

Не все правила.

Выполняют упражнения для глаз.

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
  • выполнение пробного учебного действия (Р)
  • постановка и формулирование проблемы (П)

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)
  • умение извлекать информацию из текстов (П)
  • умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом ЭОР, учебником (Р)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

V. Первичное закрепление во внешней речи

(4-5 мин)

- Выполним упражнение №19 на с.19.

- Проверим первое предложение.

- Закрепим информацию о «Правилах переноса»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c6461563-a7f6-400e-b99d-349853c2f53e/?sort=order&interface=teacher&class=42&subject=8&rubric_id[]=63147&rubric_id[]=99067

- Зачитайте правила переноса слов.

- Разделите слова для переноса на карточке вертикальной чертой

Огонь, подъём, коньки, змея, лейка, масса.

- Какие правила переноса  с «Не разрешается при переносе…» вы закрепили?

Самостоятельно выполняют

упражнение.

 Взаимопроверка первого предложения с проговариванием во внешней речи.

Работают с новой информацией

Читают: «Не разрешается при переносе:…»

Проверка с объяснением с места.

Проговаривают

  • анализ, сравнение, обобщение (П)
  • умение работать с разными источниками информации (П)
  • умение извлекать информацию из текстов (П)
  • умение слушать и понимать других (К)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

- Поработайте самостоятельно.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/113f0f96-9b47-4243-ad6a-370ea95a5e28/?sort=order&interface=teacher&class=42&subject=8&rubric_id[]=63147&rubric_id[]=99067

Игра «Кто знает перенос?»

- Сколько ошибок сделал Незнайка, перенося

слова? Проверьте себя.

- Оцените свою работу.

 - Проведём подвижную физкультминутку

Покачайтесь, покружитесь.

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте,  приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните

Выполняют задание, сравнивают свой результат с эталоном

Показывают сигналы оценочные (зелёный, жёлтый, красный)

Выполняют физкультминутку

  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К)
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

самооценка на основе критерия успешности (Л)

VII. Включение в систему знаний и повторение

(4-5 мин)

- Проверим, умеешь  ли ты переносить слово по слогам?

- Проверь себя!

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d84b99c-b056-425a-8a3a-5d97b75a1f38/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BIG_012%5D.swf

- Оцените свою работу сигналом

Выполняют тренировочное задание

Проверяют

Показывают оценочные сигналы

  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К)
  • оформление своих мыслей в устной форме (К)
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
  • умение работать в паре (К)
  • осознание ответственности за общее дело (Л)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(2-3 мин)

  • Какова тема нашего урока?
  • Какую цель перед собой поставили?
  • Достигли ли поставленной цели?

-   Сколько правил переноса слов существует?

-   Для чего существует перенос слов?

–  Чему научились?

-   Какие задания понравились

больше всего?

В чём были затруднения?

  •  Кто доволен сегодня своей работой? работой товарища?
  • Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы

  • построение логической цепи рассуждений (П)
  • доказательство (П)
  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л)
  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К)
  • рефлексия способов и условий действия (П)
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
  • самооценка на основе кри-терия успешности (Л)
  • адекватное понимание при-чин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Методическая разработка урока для 1 класса по русскому языку

Методическая разработка урока для 1 класса по русскому языку "Письмо строчной буквы  «Л» с целью научить учеников  писать строчную  букву «Л»,  упражнять в выделении звуков [л], [л...

Урок открытия нового знания по русскому языку для 1 класса по теме "Перенос слов" ОС "Школа 2100"

Урок открытия нового знания по русскому языку для 1 класса по теме "Перенос слов" ОС "Школа 2100" построен в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке применяются ЭОР....

Методическая разработка урока Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-. Русский язык 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Цель урока: познакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием  новых  слов  с помощью суффиксов.Задачи:- создавать условия для формирования учебных компетенций: универ...

Урок открытия нового знания по русскому языку "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"

Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе;для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения....