Непроизносимая согласная в корне
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Мочалова Елена Николаевна

 Непроизносимая согласная в корне

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка

по теме   «Непроизносимая согласная

в корне»

3 класс

Школа России

Технологическая карта урока

Тема

Место  урока  по  теме

Непроизносимая согласная в корне

1 урок  по  теме

Тип урока

Формы,  приёмы, методы

Усвоения нового материала

Фронтальная работа, работа в парах, группах

Цель урока

Задачи урока

Создать условия для развития умений  писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Обучающие:

  • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне  слова»;
  • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением  непроизносимой согласной в корне слова;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию.

Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;
  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса;
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки.

               Воспитательные:

  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
  • воспитывать позитивно- ценностное отношение к окружающему миру и людям.

Предполагаемый  результат

Знать

Уметь

Непроизносимые согласные звуки

1.Сравнивать звуки  при  произношении слов.

2.Подбирать  однокоренные  слова.

3.Выделять  проверочные  слова.

4.Закреплять информацию в виде правила и сжатой схемой.

5.Понимать и применять задачи урока;  оценивать свою работу с помощью «ключа», анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание; работать самостоятельно.

6.Формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать работу  других учеников

Педагогические технологии

Оборудование

  • Технология деятельностного подхода.
  • Проблемно- диалогический метод.
  • Элементы технологии развития критического мышления.

Учебник «Русский язык»   3 класс  Т.Г.Рамзаева. Москва. Дрофа 2010г. Интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточные дидактические материалы.

Ход  урока

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок,                                                           Слайд 2

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни  минуты не теряем.

-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.

Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

     Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

II. Постановка учебной проблемы.

Вступительное слово учителя.

- Прочитайте, какова  тема урока и   послушайте   стихотворение И. Токмаковой:

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка  - это шапка,

Оделся и пошёл.

А я придумал слово.

Смешное слово  - плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим,

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

- Что означает слово плим?

- Повторите  две последние строчки.

(И ничего не значит

Плим, плим, плим)

- О чём сегодня можем поговорить на уроке?

- Какие встретились слова в стихотворении, обозначающие названия предметов?

(ложка, кошка, тряпка, шапка)

- Что обозначают эти слова, поясните. Почему мы понимаем друг друга? (Эти слова понятны по смыслу, их можно представить, потрогать…)

Проблемная ситуация.

Выход из проблемы путем побуждающего диалога                               Слайд 3

- Как  можно  назвать  согласные,  которые  не  произносятся  в  словах,  а пишутся?

(Может  быть,  непроизносимыми  согласными.)

- Может  ли  создаваться  проблема  при  написании слов  с  такими  согласными.

 (Обязательно  будет)

- А  вы  заметили,  звуки каких  букв  в  словах  могут не произноситься?

(Предполагаем,  что, мы  и  прописали  эти  буквы:  в д л т

- Определим  тему   урока.  

(Отвечают: непроизносимая согласная в корне. На слайде появляется тема урока.)

III. Актуализация  знаний

1.Осмысление изучаемого материала.

Работа в карточке. Чтение с пометами.

- Ознакомьтесь с материалом текста карточки. Определите, что вы уже можете сказать по изучаемой проблеме урока, отметив знаками !, +, ?.

(Учащимся предлагается система маркировки информационного текста, включающая следующие знаки:

 «!» - это я знаю

«+» - новая  информация

«?» - сомневаюсь

2.Открытие нового знания.

Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

-Что  вам  было  уже  знакомо в информации текста?

(Оправдались  предположения:  «непроизносимая  согласная», правильно  определили «проблемные» буквы)

- Что вызвало сомнение?

(Сомнений нет)

- Какую  новую  информацию  вы  получили?

(В  словах  прекрасный,  ужасный,  опасный,  напрасно  и  некоторых  других  словах  буква  т  не  пишется. Есть слова, где  нельзя  подобрать  проверочное  слово, следует  запомнить  его  написание).

- Так чего мы еще не знаем?

(Нужно писать или нет согласную в слове, если при произношении слова ее не слышно)

- Значит, какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? (Высказывание детей)

- Проведём исследовательскую работу со словами по следующему алгоритму.

 3. Работа в группах

- Предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа проведёт своё мини-исследование по представленному плану и озвучит вывод.

Слайд 4

Инструкция.

Материалы для работы в группах.

        

4.Отчёт  групп о  работе.

(Каждая группа представляет своё мини-исследование по плану работы  и озвучивает вывод.

Ребята  определили,  что  новая  орфограмма  находится  в  корне  слова, особенность  проверочного  слова  в  том,  что  звук  чётко  слышится, есть слова, похожие по звучанию на новую орфограмму, но согласный в, д,л, т  не пишется)

- Ребята, а вы заметили стечение каких согласных нам подскажет, что слово требует проверки?

(СТН     ЗДН     РДЦ      ЛНЦ      ВСТВ

буквы появляются на слайде)

- Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой? Почему? (Варианты ответов учащихся)

5.Работа по учебнику.

 Проверка непроизносимых согласных в корне.

- Где  можем  удостовериться  в  полученной  информации?

(В учебнике)

Самостоятельная  работа  с  учебником.

- Откройте учебник на странице 125. Прочитайте и запомните правило. Расскажите правило друг другу.

(Работа в парах. Взаимопроверка)

Беседа:

-Назовите  место  новой  орфограммы  в  слове.

(Орфограмма  находится  в  корне слова.)

- Каков  способ  проверки  слов  с  непроизносимыми  согласными?

(Подбор  однокоренного слова)

- В  чём особенность  проверочного  слова?

(Слово,  в  котором  звук  чётко  произносится)

- Свернём информацию до схемы

Слайд 5

По  ходу  на  доске  выстраивается  схема:

В Д Л Т -?

        Род.сл. + чётко слышать

IV. Закрепление новых знаний.

Работа  с  упражнением  №297 стр.125. Развитие умения правильно писать и проверять слова с непроизносимыми согласными.

 

- Выполним упражнение 297.

Весть, известность, известный.

- Однокоренные ли это слова? Почему?

- Назовите слова с непроизносимыми согласными звуками. Как они обозначены на письме? (Буквой т)

- Найдите среди однокоренных слов проверочные. Обоснуйте, почему они являются проверочными?

- Итак, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными звуками? (Ответы учащихся)

Физминутка

Продолжение данной работы                                                                  Слайд 6

– Посмотрите на экран. Докажите правописание данных слов путём подбора проверочных слов.

 (После устного объяснения правописания слова – появление проверочного слова на экране)

V. Самостоятельная работа.

Первичная  проверка  понимания

1.Самостоятельная работа.

- Предлагаю вам проверить    знания,  выполнив следующую работу. Проверьте результат  своей работы по ключу.

2.Проверка результатов работы.

- У кого возникли трудности  при выполнении задания?

-Как оценили свою работу: кто поставил знак , ,.

Материалы для самостоятельной работы.

        

        VI. Закрепление знаний.

        1. Работа с деформированным предложением.

Сайд 7.

-Восстановите из слов предложение, вставьте в слова орфограмму, запишите в тетрадь.

- Проверьте в паре. Объяснив орфограмму.  

- Сверьтесь  с  образцом.

(свис*нул,  радос*ный,  щенку,  Серёжа,  грус*ному

Радостный  Серёжа  свистнул  грустному  Щенку).

        2.Игра “Отгадай слово”

–Давайте  отдохнём. Я загадываю слово. Угадавший ученик проверяет наличие в названном им слове непроверяемый согласный звук.

(После отгадки слово появляется на слайде, а после проверки – открывается “опасное место в слове”)

Слайд 8

  • Бабочка, которая любит капусту. (Капустница)
  • Счёт вслух. (Устный)
  • Луг, где пасут скот. (Пастбище)
  • Место вокруг чего-либо. (Окрестность)
  • Весёлое торжество. (Праздник)

– Какое слово при проверке вызвало у вас затруднение? Почему?

- О таких словах мы продолжим разговор на следующем уроке.

VII. Домашнее задание

Инструктаж.

Стр. 126  №300  или  №301

VIII. Выводы и обобщения.

-Что нового узнали на уроке?

- Какую задачу ставили?

- Удалось ее решить?

Закончить предложение                                                            Слайд 9

- Сегодня я научился сам ...

- Меня удивило...

- Было интересно ...

- Было трудно ...

- Я узнал, что ...

- Я научился ...

- У меня получилось ...

 - Мое настроение ...

-Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой   и все запомним.

Спасибо  за урок!               Слайд 10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Непроизносимая согласная в корне слова» урок русского языка в 3 классе ? д л т в Учитель: Мочалова Е.Н.. МБОУ СОШ № 65 г. Самара

Слайд 2

Громко прозвенел звонок, Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 29.10.15 <номер>

Слайд 3

29.10.15 <номер> ВДЛТ ВЛТД ВТДЛ здра в ствуй праз д ник со л нце грус т ный «Непроизносимая согласная в корне слова»

Слайд 4

29.10.15 <номер> План работы группы 1. Обсудите транскрипцию слова. 2. Подберите однокоренные слова. 3. Выделите корень. 4. Сделайте вывод. 5. Защите мини-исследования слов. СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ

Слайд 5

29.10.15 <номер> В Д ? Л Т Родственное слово Чётко слышать +

Слайд 6

29.10.15 сер д це Подбери проверочные слова: сер д ечко чес т ный гиган т ский звёз д ный чес т ь гиган т звез д а

Слайд 7

29.10.15 <номер> Составьте из слов предложение радос * ный Серёжа Свис * нул грус * ному щенку Радос т ный Серёжа свис т нул грус т ному щенку.

Слайд 8

29.10.15 <номер> Поиграем! капус т ница ус т ный пас т бище окрес т ность праз д ник ?

Слайд 9

29.10.15 <номер> Продолжи предложения - Сегодня я научился сам ... - Меня удивило... - Было интересно ... - Было трудно ... - Я узнал, что ... - Я научился ... - У меня получилось ... Мое настроение …

Слайд 10

? д л т в Спасибо за урок!

Слайд 11

Ресурсы 29.10.15 <номер> - шаблон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне"

Данный урок проводится с целью формирования у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками....

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...