Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с тся и ться."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бельских Татьяна Николаевна

На уроке дети познакомятся с понятием  возвратная  форма глагола, научатся отличать написание глаголов с тся и ться.На уроке ребята будут учиться выделять главное, логически мыслить, развивать наблюдательность, внимание. умение анализировать и делать выводы. Продолжать воспитывать на уроке любовь к родному языку, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_rus._yaz.zip17.91 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка

Конспект урока по русскому языку

в 4 классе

                 «Знакомство с возвратной формой глагола

           Правописание глаголов с  тся и  ться».

        подготовила

        учитель начальных классов                              

                                                   Бельских Татьяна Николаевна

Тема урока:   Знакомство с возвратной формой глагола.

        Правописание глаголов с  тся и  ться.

Цели урока:  Познакомить детей с понятием «возвратная форма глагола»; формирование у уч-ся умения написания глаголов с  тся  и ться, расширить знания детей по теме «Глагол». Развивать у уч-ся  умение выделять главное, мыслить логически, развивать внимание детей, творческое начало, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Воспитывать интерес к родному языку, к изучаемому предмету.                                                                                                      Ход     урока:                                                                                                           

1. Языковая разминка.

 Белый, раздвинуть, сухой, зеленый, листок, подснежник, трава.

- Прочитайте данные слова. В какой они форме?

- Изменяя форму слов,  составьте предложение.

-Запишите с комментированием.

_Разберите  глагол раздвинуть,   как  часть речи.

2. Актуализация знаний. (повторение знаний о глаголе.)

- Какая ч. речи наз. глаголом?

- Как изменяются глаголы?

- Что наз. спряжением?

- Как определить спряжение глагола с безударным личным окончаним?

3.Наблюдение и постановка проблемы.

прочитайте эти строчки:

- Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани….

- Кто автор этих строк?

- Назовите глаголы. На что они оканчиваются? Есть ли лишний? (нырять)

- Что общего у всех ост. глаголов?

- Какие вопросы  у вас возникают? (Что такое –ся? На что указывает ся? и.т.д.)

4. Решение проблемы.

- Наблюдение по учебнику.

а) Упр. 274 выполняется по» шагам» в задании.

Ученики отвечают на первый проблемный вопрос: ся- суффикс.

- Чем интересен этот суффикс? (стоит на конце слова.)

- На кого направлено действие у глаголов с суффиксом –ся-?

- Как называется такая форма глагола?

- А теперь сравните свой вывод с выводом авторов учебника.

- Спишите  3 пары глаголов и выделите суффикс.

- Итак, кто же догадался, над какой темой урока  мы сегодня работаем, кто попробует сформулировать? (Знакомство с возвратной формой глагола.)

- Продолжим наше исследование. (упр. №274 )

-Посмотрите на транскрипцию глаголов

- Какую ошибку можно допустить?

-Как  избежать этой ошибки, зная состав слова?

- Сравните глаг. В 1 и 2 столбиках. К чему присоединяется  суфф. –ся- в 1 столбике? ( К  неопр. Форме )  Как догадались? ( по вопросу )

- А во 2 ? (  к глаголу в форме 3 л. Наст. вр. Ед. ч. )

- Какой вопрос возник снова?

- Так почему же буква ь, то пишется, то не пишется в сочет. тся и ться, сделайте вывод.

- Сравните  его с выводом авторов учебника.

- Ребята, обратите внимание  на обозначение - тся и ться –это орфограмма.

- Спишите 3 пары глаголов и обозначьте орфограмму.

- Итак, с каким же  понятием, с какой орфограммой мы познакомились еще на уроке?

- Сформулируйте теперь полностью тему урока.( Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с тся и ться. )

5. Физкультминутка.

-  Итак ребята, вы пришли к выводу, что –ся- это суффикс, который указывает на возвратную форму глагола, что ться  пишется, если глагол стоит в неопр. форме, а тся в форме 3-л. ед. и мн. числа. или по вопросу.

- А у меня к вам снова вопрос, при разборе по составу будет ли суфф.-ся- входить в основу глагола?

- Посмотрите  на доску, такая основа называется прерывистой.

6.Первичное закрепление.

1) Упр. № 275 ( с комментированием в громкой  речи )  

 

2) Самостоятельная работа с проверкой по  эталону.

    Выборочный диктант. ( в 2 столбика тся и ться )

Он за всё берётся, да не всё удаётся.

Будешь трудиться, будет и хлеб водиться.

Мы будем подниматься на вершину, а он тем временем спустится с горы.

- Посмотрите на экран, проверьте, поднимите руку у кого так?

7.Итог урока.

- Как образуется возвратная форма глагола?

- Входит ли суфф.- ся- в основу глагола?

-С какой орфограммой познакомились?

-Назовите 2 способа проверки, когда в сочетании тся и ться  ь знак пишется, а когда не пишется?

- Назовите ключевые слова урока?       (  глагол

                                                                     суффикс- ся-

                                                 возвратная ф. глагола

                                                                     сочетание тся и ться

                                        прерывистая основа )

- Ребята, поднимите руку, кто, уходя сегодня с урока научился различать глаголы возвратной формы?

- Кто запомнил и не сделает больше ошибок в написании –тся и –ться?

Я надеюсь, что у вас не будет больше затруднений в написании и разборе глаголов в возвратной форме, у вас обязательно всё получится!

8. Домашнее задание.( творческое )

     Составить 4-5 предложений с  глаголами в возвратной форме .

   

   Список использованной литературы

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2-М.: Издательство «Баласс»,      2010

2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4 класс.
М.: Издательство «Баласс», 2010

3.Уман А.И. Учебные задания и процесс обучения. - М., 1989

4. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Планета знаний". Тема: "Правописание Ь после шипящих в глаголах и существительных женского рода"

Используя разнообразные задания на примере  пословиц обучающиеся закрепляют знания о грамматической роли Ь в глаголах после шипящих и существительных женского рода....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Планета знаний". Тема: "Правописание Ь после шипящих в глаголах и существительных женского рода"

На примере разнообразных заданий по пословицам обучающиеся закрепляют материал о грамматической роли Ь в глаголах после шипящих и существительных женского рода....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Поговорим о начальной форме глагола"

Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных фо...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе".

В процессе урока  учащиеся работают в паре и в группах....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме " Обобщение знаний о глаголе"

В процессе урока учащиеся работают в паре и в группах....