Открытый урок на тему: Многозначные слова. "Прямые значения без кривых". Ссылка на видео https://yadi.sk/d/lK6x_-q5kBTLA
видеоурок по русскому языку (2 класс) по теме

Матюнина Надежда Михайловна

Открытый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamye_znacheniya_bez_krivyh.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 119 »

Авиастроительного района г.Казани

Конспект открытого  урока русского языка на тему:

«Прямые значения без кривых. Прямое и переносное значение слов».

                                                                                                          Учителя начальных классов

                                                                                                           Матюниной Н.М.

Казань - 2015


Цель: познакомить детей с однозначными и многозначными словами, закреплять знания о прямом и переносном значении слов, учить сравнивать значение слова в словаре и тексте, учить пользоваться толковым словарем, обогащать словарный запас, раскрывая смысл фразеологических оборотов, учить употреблять их в речи.

Оборудование: учебник, , презентация, фонограмма песни «Точка, точка, запятая», конверты с заданиями.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные:

  • создать условия для  формирования  представлений детей о многозначных и однозначных словах;
  • обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение  слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные:  учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.

Ход урока.

I Приветствие. Мотивация.

Слайд 1.

Мы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно.

Работаем старательно.

 (после фонограммы песни на интерактивной доске появляется рисунок человечка).

Слайд 2.

-Рисуя  человечка, мы употребляем слова: ручки, ножки...(далее учитель показывает указкой, а дети хором продолжают: носик, головка, ушко, глазок и т.д)

Слайд 3.

-Прочитайте эти слова: человечек, язычок, головка, ушко, ножка, глазок, ручка, носик.

II Актуализация знаний.

Назовите слова, в которых все согласные звуки твердые. (глазок, ножка, ушко, головка

-Какое слово лишнее? (человечек – обозначает целое, а не части тела, имеет одно значение)

Слайд 4          Я тетрадь свою открою..

-Минутка чистописания: Какие звуки в слове показывают на мягкость согласного? [э ]

Запись слова Человечек.

Е  еееее  е еееее

Слайд 5.

3. Самоопределение к деятельности.

Человечек рассказал интересную историю.

Однажды он зашёл в «Комнату смеха»

- А, вы, были в комнате смеха?

Стоит там слово и в кривые зеркала заглядывает и смеётся.

Он спросил:

- Сколько у тебя значений? А слово хохочет, выговорить не может. Отсмеялось и говорит:

- Много. Одно прямое.

А другие, как, вы, думаете какие? ( Кривые зеркала, а значения переносные) Переносные.

-Что ответило слово. Какие у него значения?

Слайд 6.

III Открытие новых знаний.  Тема урока: Прямое и переносное значение слова.

 Цель: Находить прямое и переносное значение у слова.

Слайд 7 Отправляемся в «Комнату смеха»

_ Какое слово там было?

_ Что увидело в зеркалах? Работа со словосочетаниями: деревянный гребень, гребень волны, гребень горы.

Какое значение у слова гребень является прямым?

Слайд 8. Проверим себя по учебнику. С.50 схема

 Физминутка

IV Закрепление материала.

 

Слайд 9.Отгадай слово. Иголка.

 Слайд  10. «Отгадай слово» Идет.

- Какое значение у слов прямое?

Слайд 11.

Найди и запиши предложение, в котором слово употреблено в прямом значении

У куклы золотые волосы.

У папы Карло золотое сердце.

У Буратино золотой ключик.

- Почему предложений три, а заглавных букв пять?

Слайд 12.Проверь себя.

Слайд 13. Распредели слова по группам. ( Работа в парах) Запись словосочетаний по вариантам. Злой мороз. Злой волк. Железный гвоздь. Железный характер. Хвост лисы. Хвост поезда.

Слайд 14 Проверка по образцу.

Слайд 15 Найди пару. Соедини рисунки. Детям, розданы рисунки, они должны найти пару и объяснить.

Ёж       лук репчатый

Стул        ёлка

Ключ      гриб

Лук        родник

Слайд 16.Составляем памятку. Работа в группе.

Слайд 17 Итог урока

-

VII Рефлексия.

слайд 18.

я узнал...

я понял...

мне было интересно...

мне было трудно...

-Оцените собственную деятельность на уроке: (поднимите квадратик нужного цвета)

желтый- выполнял быстро, самостоятельно;

синий- выполнял быстро, но допускал ошибки;

зеленый- медленно, но без ошибок;

красный- ничего не понял.

7.Д/з

Нарисуй комнату смеха  хотя бы с одним зеркалом и отведи в неё слова: нос, носик и ножка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Вода и её значение на Земле"

Данный урок одиннадцатый в системе уроков по предмету, первый по данной теме....

Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Конспект открытого урока по теме "Прямое и переносное значение слова"

Данная тема «Что такое однозначные и многозначные слова» изучается в составе темы «Слова, слова, слова». После изучения темы «Что такое лексическое значение слова» ...