Устное сочинение по картине Огюста Ренуара «Девочка с лейкой»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кирова Надежда Михайловна

     Cоставления устного сочинения в ходе групповой работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Устное сочинение по картине Огюста Ренуара  «Девочка с лейкой»

Предмет: русский язык

Тема: «Устное сочинение по картине Огюста Ренуара  «Девочка с лейкой»

Продолжительность: 1 урок по 45 минут

Класс: 3

Учитель    Кирова Надежда Михайловна

Цели: 

Образовательные:

  1. Познакомить со способом составления устного сочинения в ходе групповой работы;
  2. способствовать формированию умений  и  навыков у  школьников устной  речи.

Развивающие: 

1.Способствовать выработке грамотного произношения и написания слов;

2. умение аргументировать свою точку зрения в устно-речевом общении;

  1. развивать  умение работать в группах.

Воспитательные:

       1. Расширить и углубить представления учащихся о идейном замысле художника;,

      2. пробудить в   них интерес и уважение к окружающей нас красоте природы.

Задачи:

- учить составлять целостное впечатление от картины;

-учить школьников понимать, в чём заключается главное переживание, впечатление автора, выраженное в живописном произведении.

- учить детей составлять и использовать план для письменного сочинения по картине.

- способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Формы реализации методов: разноуровневые задания, самостоятельная работа учащихся.

Система контроля на уроке за достижением промежуточных и конечных результатов: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображением картины  художника Огюста Ренуара  «Девочка с лейкой», лупы, демонстрационный материал для работы в группах, звукозапись Сергея Прокофьева «Симфония № 1. Классическая»

                                       Ход урока

Основное содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие  обучающихся.

Приветствие  учителя.

2. Сообщение темы, задач и целей урока

Повторение изученного.

Презентация

Сегодня хочу, ребята, предложить вам посетить Музейный Дом. А это значит , что вас ждёт работа?.. Творческая!

И если рассматриваем картину, то какое творчество проявите? ( Работа: письменное или устное сочинение)

Как вы думаете, что для вас сложнее -устная или письменная речь? А почему?

Послушаем сочинение Влада по картине Клода Моне.

Какое это сочинение.?  Описание.

- Вы, наверное, уже догадались какова тема нашего урока?

Какую картину мы ещё не рассматривали?

Устное сочинение по картине Огюста Ренуара  «Девочка с лейкой»

- Определите цели и задачи на урок?

Слушаем интересные работы по картине прошлых уроков.

Сообщают тему урока.

- составлять по картине рассказ,

3. Актуализация опорных знаний

Работа с учебником. 

Слайд с изображением картины выводится на экран.

Откройте учебник 2 часть  на странице 122 – 123, упражнение 47.

- Найдите в «Музейном Доме» картину французского художника Огюста  Ренуара «Девочка с лейкой».

( Работаем с лупой и рамкой)

(Работа над картиной строится в строгом соответствии с вопросами и заданиями учебника.)

Перед вами портрет, пейзаж или натюрморт?

Как вам кажется, где художник изобразил девочку: в лесу, в парке или в саду?

День солнечный или пасмурный?

На улице тепло или жарко? Обратите внимание на то, как одета девочка?

Всё в этой картине пронизано движением…так считает Волшебница. Маша не увидела этого. Кто понял, что имела ввиду А ЙОкоповна? Чего не увидела Маша?-контуры детской фигурки , лейки, дорожки размыты..нечёткие.

Обращается внимание на портрет девочки, на предметы вокруг её, на  движение  на картине.

Вывод: Картина пронизана движением воздуха и света.

Рассматривание картины, обсуждение.

4. Работа по теме урока

Работа с лупой.

Как Ренуар добивается ощущения движения воздуха, игры солнечного цвета на песчаной дорожке, на траве, в золотистых волосах девочки?- Рассмотрите в лупу, какими мелкими мазками нанесена краска на поверхность картины, много ли оттенков жёлтого и белого цветов.

Обобщение учителя: Ренуар пишет детскую фигурку, освещённую солнцем, на песчаной дорожке парка, чтобы создать ощущение света и радости, поделиться впечатлениями прекрасного солнечного дня.

Выполняют практическую работу и приходят к выводу, что мазки мелкие, размытые, поэтому создаётся ощущение движения воздуха.

5. Музыкальная пауза

Звукозапись Сергея Прокофьева «Симфония № 1. Классическая»

Связь с литературным чтением. 2-я часть, стр. 136 - 137

- Музыка, которую вы сейчас услышите. Вам понравится. В ней так много солнца, света, воздуха. Но не только это. В ней много весёлой детской беготни, и возни, движения и смеха. Это музыка Сергея Прокофьева. Слушаем первую часть  «Симфонии № 1. Классическая»

- прислушайся к музыке. Ты слышишь детские голоса? Сколько же детей разговаривают друг с другом?

Вывод: как вы думаете, эта девочка способна принять участие в шумных играх? Или оно робкая и застенчивая?

- Что помогает судить о характере девочки?

Художник хочет рассказать нам , как девочка ухаживает за цветами? Или Огюст Ренуар хочет поделиться своими ощущениями от прекрасного  солнечного дня?

Дети Ренуара

Одной из труднейших тем искусства является детский портрет. Для большинства художников проблемой оказывается передача детскости, непосредственности, живости маленькой модели. М. В. Алпатов провел краткий анализ эволюции «детского портрета» в искусстве, для того чтобы показать суть открытия Ренуара: «В античности дети не привлекали к себе всеобщего внимания: амуры служили лишь спутниками богини. На Востоке дети - это милые, но смешные уродцы". 

Впоследствии детям долгое время придавали черты взрослых: византийцы и еще Рафаэль наделяли младенца Христа недетской серьезностью: Веласкес писал маленьких инфант затянутыми в фижмы, позирующими; даже в английских портретах детей ХУIII в. чувствуются следы некоторой чопорности. Прошло около ста лет после призыва Руссо вникнуть в детский мир и понять его, прежде чем образ ребенка со всем его очарованием, нежностью и чистотой вошел в искусство Ренуара. В его картинах дети обычно милы, золотистые кудри блестят; у девочек в косы вплетены цветные ленты. Образы детей Ренуара хорошо гармонируют со всем любовным отношением к миру художника».

Слушание музыки.

6. Творческая мастерская

Работа в группах.

Флажки на столах.

- Для устного написания сочинения мы будем работать в группах. Вам поможет план, составленный на основе вопросов учебника на стр. 122 – 123.(Вопросы выделены  синим фоном.)

ПАМЯТКА

«КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ»

Обсудить полученное задание, определить цель работы.

Распределить задание между членами группы.

Самостоятельно выполнить свое задание.

Обсудить полученные результаты.

Отчитаться  о выполнении  задания.

ПАМЯТКА «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

1. Передо мной  …  .

2. Мне кажется, что художник изобразил девочку …  .

3. День …  .

4. На улице …  .

5. В картине движется …  .

6. Огюст Ренуар хочет поделиться …  .

- Если группа готова выступать, сообщите!

Дети образуют группы по способностям:

 1 группа сильная, работает самостоятельно с учебником и памяткой,

 2-я группа слабая, работает с помощью памятки «Дополни предложение»

Памятка выдаётся детям. Действуют согласно инструкции.

7. Самостоятельная работа

     ( Тихо звучит  музыка Сергея Прокофьева «Симфония № 1. Классическая»)

Дети работают в группах,

учитель оказывает необходимую помощь

8. Итог самостоятельной работы

- К доске выходит представитель группы и отчитывается о проделанной работе, т.е мы должны услышать устное сочинение по картине.

После выступления другая группа оценивает работу.

Выступление начинают дети слабой группы.

Дают обоснованную оценку.

9. Рефлексия

  1. Выделение объектов, изображённых на картине: « Как настоящим исследователям вам всё нравится изучать, рассматривать, слушать. Если так, то ваша рука может быстро и легко превратиться  в зрительную трубу, её только надо поставить так, чтобы образовалась трубка, и в дырочку можно было бы что – нибудь увидеть. А теперь попробуем посмотреть в трубу и назвать только один любой предмет на картине, всё равно большой он или маленький».
  2. Установление разного уровня взаимозависимостей между объектами: « Вы, как исследователи, уже умеете увидеть даже самую маленькую, самую незначительную вещь и назвать её. Однако ничто не существует само собой. Всё с чем – то связано. Попробуем соединить два любых предмета на картине между собой, определить их связь, почему они важны друг для друга».
  3. Представление объектов через восприятие их различными анализаторами: « Представьте, что наша картина необычная, к ней прилагаются специальные наушники, через которые вы можете услышать звуки картины. Представим, что надели такие наушники, послушаем внимательно и скажем, что, какие звуки вы услышали».

Дети выполняют задание учителя и называют предметы картины.

Дети  называют связанные между собой предметы картины.

Дети  прикладывают руки к ушам и называют звуки, которые можно услышать, глядя на картину.

10. Домашнее задание

Составить и записать в тетрадь словосочетания по картине

Записывают в дневниках.

11. Подведение итогов

-Каково же главное переживание, впечатление, которым хочет поделиться художник?

     - Что показалось сложным?

     - Что понравилось больше всего?

      -Спасибо всем за работу на уроке, а особенно мне хочется отметить тех детей, которые сегодня выступали перед нами с устными сочинениями, защищая работу своей группы. Спасибо!

Урок окончен.

Выставляют оценки в дневники.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное сочинение по картине

Сочинение по картине В. Серова "Портрет Мики Морозова"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....

Презентация по литературному чтению на тему "Устное сочинение по картине В.Сурикова Взятие снежного городка"

В презентации представлены картины В.Сурикова, портрет художника.Викторина для внимательных....

Конспект урока по русскому языку "Устное сочинение по картине Клода Моне "Прогулка""

Разработка урока по развитию речи в 3 классе с презентацией  и индивидуальной карточкой...

Конспект урока литературного чтения "Характеристика героя. Картина Огюста Ренуара "Девочка с лейкой" ("УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования умений  у учащихся создавать  целостное впечатление от картины;  понимать, в чём заключается главное переживание автор...

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»...