Конспект урока по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений в дательном падеже». 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Донская Ольга Николаевна

Данный открытый урок был проведён в 4 классе в рамках районного семинара - практикума "Преемственность между начальным и средним звеном обучения" ( Автор учебника Рамзаева Т.Г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений в дательном падеже».

Цель:

1. Систематизировать знания учащихся и сделать вывод о правописании падежных окончаний имён существительных трёх склонений в дательном падеже.

2. Развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания окончаний имён существительных.

3.Развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

Карточки с заданиями, предметная картинка с изображением лебедя, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания.

Упражнение 193

 ( отвечают 3 ученика ).

  1.    Какие орфограммы пропущены?    

      Приведите примеры.

а) безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением –

протекает, далеко, заливные ;        

б) сомнительные согласные в корне слова – близко, низкий ;

в) безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже - около деревни, на берегах речки.

Вопрос:

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имён  существительных?

Ответ:

  1.      Синтаксический разбор предложения.

У.     Назовите слово, написание которого надо запомнить. (Берег). 

У.     Назовите другие слова с непроверяемыми написаниями, определи       те склонение. (Деревня, берёзка). 

  1. Словарно – орфографическая работа.

Запись на доске:

степь                        тетради                        дорога

объехал                костёр                        какао

У.         Прочитайте  слова, исключите «лишнее», объясните свой выбор.

Д.         Объехал – глагол, а другие слова имена существительные.

                Какао – несклоняемое         имя существительное.

                Тетради – употреблено во множественном числе, а другие в един-

                ственном.

У.        Запишите оставшиеся слова, соблюдая правила каллиграфии.

                Определите склонение.        

У.        Какие имена существительные относятся к 1-ому, 2-ому, 3-ему склонениям?

У.         Умение правильно определять тип склонения имени существительного очень важно для изучения темы сегодняшнего урока.

  1. Объявление темы и цели урока.
  2. Изучение нового материала.

1.Работа в группах (по рядам) по карточкам.

(Из каждой группы вызывается по одному ученику для работы на доске. Для них словосочетания были записаны заранее и закрыты. Дети самостоятельно готовятся объяснить выполненное задание. )

Класс работает самостоятельно.


Карточка № 1 (для первой группы)

Спишите.

Д.п.   приближался ( к чему?) к воде, к речке, к опушке.

Д.п.   обрадовался  ( кому?) лисе, тёте, царевне.

Задания:

1.Определите склонение имён существительных.

2.На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже?

3.С какими предлогами употребляются? 

4.Выделите окончания. Поставьте ударение.

5.В каких именах существительных ударные окончания?

6.Сделайте вывод об ударных и безударных окончаниях имён существительных 1-го склонения  в дательном падеже.

 

Проверьте себя по учебнику на стр.88

Карточка № 1 (для второй группы)

Спишите.

Д.п.   идет  ( к чему?) к столу, к морю.

Д.п.  обратился ( к кому?) к петушку, к коню, к царевичу.

Задания:

1.Определите склонение имён существительных.

2.На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном  падеже?

3.С какими предлогами употребляются? 

4.Выделите окончания. Поставьте ударение.

5.В каких именах существительных ударные окончания?

6.Сделайте вывод об ударных и безударных окончаниях имён существительных 2-го склонения  в дательном падеже.

Проверьте себя по учебнику на стр. 88

Карточка № 1 (для третьей группы)

Спишите.

Д.п.  подъехал  ( к чему?) к печи, к изгороди.

Д.п.   обещал ( кому? ) матери, дочери.

Задания:

1.Определите склонение имён существительных.

2.На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже?

3.С какими предлогами употребляются? 

4.Выделите окончания. Поставьте ударение.

5.В каких именах существительных ударные окончания?

6.Сделайте вывод об ударных и безударных окончаниях имён существительных 3-го склонения  в дательном падеже.

Проверьте себя по учебнику на стр.88

2.    Проверка выполненной работы.

Каждая группа делает вывод о правописании падежных оконча -  ний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений в дательном падеже.  

3.     Запись вывода.

(Используется табличка  в «Банке правил» - индивидуальном справочнике, заполняется по мере изучения падежей ).

П

А

Д

Е

Ж

И

Вопросы

Предлоги

Роль в предложении

Окончания

Единственное

Число

Мн.

чис-ло

1-е

скл

2-е

скл.

3-е

скл.

И.п.

Кто? Что?

Р.п.

Кого? Чего?

Где?

Откуда?

Чей?

Д.п.

Кому? Чему?

Где?

Куда?

К, по

Дополнение.

Обстоятельство

-е

-у, -ю

-и

В.п.

Кого? Что?

Где?

Куда?

Т.п

Кем? Чем?

Где?

Куда?

П.п.

О ком?

О чём?

Где?

У.  Какие безударные окончания имен существительных в Д.п. могут вы-

      звать затруднения при написании?

Д.   -е,  -и

4. Закрепление. Упражнение  194.

Первое предложение анализируем, записываем коллективно, объясняем смысл пословицы, далее учащиеся записывают по одной пословице:

1 ряд – 2 предложение.

2 ряд – 3 предложение.

3 ряд - 4 предложение.

VI.Самостоятельная работа. Карточка № 2.

Карточка № 2

Прочитайте. Скажите, из каких сказок А.С.Пушкина взяты эти отрывки.

Выпишите словосочетания с именами существительными в дательном падеже, укажите склонение, выделите окончание.

Воротился старик ко старухе.

Вмиг по речи те опознали,

Что царевну принимали.

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей.

Петушок вспорхнул со спицы,

К колеснице полетел.

VII .Карточка №3

Прочитайте.

Лебедь по своей величин..., сил..., красот... и величавой осанк... давно назван царём всей водоплавающей птицы.

Белый, как снег, с длинной гибкой шеей, он невыразимо прекрасен, когда плывёт по гладкой поверхности,

(По С. Т. Аксакову )

Спишите, дописывая окончания. Обозначьте склонение. Выделите окончания.

В выделенных словах обозначь и объясни орфограммы

VIII. Итог урока.

Чему учились сегодня на уроке? Что узнали о  правописании падежных окончаний имён существительных трёх склонений в дательном падеже?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

Диктант с грамматическим заданием по теме«Правописание падежных окончаний имён существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.» 3 класс ПНШ

3класс Программа «Перспективная начальная школа»Диктант с грамматическим заданиемпо теме «Правописание падежных окончаний имён  существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.»...

Урок русского языка в 4 классе на тему:«Правописание падежных окончаний имён существительных»

Целевые установки на достижение результата:личностные:-развитие мотивов учебной деятельности;-признание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры челов...

Карточки по русскому языку 3 класс по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных".

Карточки по русскому языку 3 класс по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе на тему " Правописание падежных окончаний имён существительных 1 - 2 склонения"

Презентация к уроку русского языка в 4  классе на тему  " Правописание падежных окончаний имён существительных 1 -  2 склонения"...

Конспект урока на тему::Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже

Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже в 4 классе...