Организация литературного творчества младших школьников.
статья по русскому языку на тему

Бибикова Елена Васильевна

Работа по развитию связной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация литературного творчества младших школьников.

Обоснование подхода.

Различие методики развивающего обучения и традиционной методики ясно выступает при сопоставлении работы по разделу «Связная речь», в который входит написание сочинений.

Л.В. Занков рассматривал детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. В сочинении проявляется и воспитывается восприятие красоты природы, красоты человека, прекрасное в его труде, поступках. Ценность детского сочинения он определял по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, настроение, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Взрослые должны отказаться приноравливать детское восприятие окружающего под свое, должны научиться видеть ростки творчества.

Сочинение, как и связная речь в целом - это не только и не столько отражение и результат характера всего обучения, а значит и подготовка к нему начинается задолго до его написания - с первых дней обучения в школе.

Решающую роль в освоении учениками умения писать сочинения играет продвижение их в общем развитии. Для того, чтобы сочетать преднамеренный характер сочинений как учебной деятельности, то есть то, что составляет суть развития личности, необходимы две группы условий.

Первая связана с нацеленностью обучения на развитие школьников в целом, т.е. требует соблюдения определенных дидактических условий. Вторая группа условий носит методический характер. Она включает освоение школьниками необходимых грамматико-стилистических умений, определяет тематику сочинений, организацию работы с ними. Реализация обеих групп условий должна, с одной стороны, обеспечить самостоятельное выполнение учеником задания, а с другой стороны, способствовать продвижению школьников в литературном творчестве, в становлении умения писать сочинения.

Работа над сочинением.

Тематика определяет содержание сочинений. Значит, всякая новая тема - это новое содержание. Новым в подходе является направленность тематики сочинений на осознание школьниками своего социального опыта и содержания начального образования. Формулирование тем ориентировано на разный уровень обобщения материала и в связи с этим на разную силу проявления эмоциональнооценочных отношений.

Выделено две основных группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. (Например: «Что я знаю о белке»). Подобные сочинения приближаются по методу работы к изложению, хотя, учитывая полную самостоятельность ученика при отборе фактов, составлении текста, не тождественны ему. В связи с этим термин «репродуктивный» по отношению к самостоятельному написанию любого сочинения носит условный характер.

Иного подхода требует темя «Могут ли белки жить в воде?». Для развития этой темы ребенок, опираясь на знания о белке и рыбах должен проявить умение сравнивать, доказывать, делать выводы, умение найти выразительные средства и построить связный текст, соответствующий неожиданному звучанию темы, другими словами, выполнить работу творческим методом.

Несмотря на сложность описываемых процедур, они вполне доступны младшим школьникам, так как необходимые базовые знания стали известны им при прохождении соответствующих тем по естествознанию. В то же время эти знания они должны применить, решая совершенно неожиданную для себя проблему, что требует творческой переработки всего фонда знаний.

Итак, второй тип тем - темы творческие. Они тоже могут быть разного уровня обобщения. Тема должна предоставлять ученикам возможность проявить при написании сочинений свои самые сильные стороны, в одном случае, и способствовать развитию недостаточно развитых - в другом. Так, темы «Ну, и снегопад!», «Жила-была добрая-предобрая Баба Яга...» стимулирует проявление творческого воображения, в результате чего и создается оригинальный художественный образ.

Для развития логического мышления, воображения, памяти необходимо сочетание репродуктивных тем, выступающих упражнениями в специальных навыках (в составлении плана, в строгом отборе конкретного материала, в соблюдении логики изложения и т.д.) с темами творческими, требующими литературно-образного воплощения. Эти темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение размышлять над известными фактами или явле


ниями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Ученику предоставляют полную свободу в выборе жанра. Это могут быть жанр сказки, научно- популярной статьи и художественного рассказа.

Особое внимание необходимо уделить сочинениям, выполняемым после просмотра репродукций с картин. Содержательно и самостоятельно младший школьник сможет составить рассказ по картине только при двух условиях:

  1. если он будет понимать содержание картины;
  2. если он будет обладать специфическими знаниями, необходимыми для разбора любого объекта изобразительного искусства.

Например, для первого условия достаточно знать содержание сказки (В.М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке», А.А. Пластов «Первый снег»), но для письменного воплощения необходимо выполнение второго условия. Дети должны знать о жанре картины, ее композиции, роли цвета, перспективе. Поэтому сначала все нужно рассказать детям и тем самым создать возможность для самостоятельной работы ученика. А тем, кто нуждается, оказать помощь.

Иначе организуется работа над сочинениями репродуктивного характера. Для того, чтобы обеспечить полноту раскрытия темы и логичность изложения, вначале учитель представляет готовый план будущей работы, затем план составляется вместе всем классом и только после этого самостоятельно. На всех этапах работа выполняется без ее обсуждения, самостоятельно. Большую помощь в написании репродуктивных тем окажет опыт разбора и составление плана научно-популярных статей на уроках чтения, естествознания, истории.

Есть дети, которые прежде чем писать, должны поделиться своим замыслом с учителем. Тогда учитель помогает ребенку в индивидуальной беседе перешагнуть барьер неуверенности.

Необходимо воздерживаться от прямой помощи, ограничиваясь выслушиванием и одобрением предлагаемых вариантов, используя лишь общие побудительные вопросы.

Во время работы у ребенка могут возникнуть вопросы о написании каких-либо слов. Не мешая другим, необходимо ему помочь, подсказав правильный вариант без указания припомнить правило и не отвлекая его от творческого процесса.

Но это не значит, что вовсе не надо заботиться о грамотности сочинений. Необходимо проводить словарную работу. После написания сочинения ученик должен его проверить, используя орфографический словарик. Активное привлечение словарей приучает к культуре умственного труда, оказывает существенную пользу в формировании орфографической зоркости учеников и снимает ненужное осложнение и без того трудной работы. В литературном творчестве особенно важно, чтобы у школьников не было страха перед исправлениями.

В работе над сочинением необходимо соблюдать 3 обязательных условия:

  1. обсудить с детьми написанные сочинения,
  2. обязательно упомянуть всех учеников,
  3. по итогам обсуждения предоставить всем возможность отредактировать работы.

Редактирование текста.

Большое значение имеет работа над сочинением после его написания. Для этого используются следующие основные приемы:

  • Устный анализ в классе
  • Саморедактирование
  • Анализ учителем для себя

Если сама работа над сочинением носит индивидуальный характер и выявляет возможности каждого школьника, то именно коллективные обсуждения создают положительную мотивацию литературного творчества и учебно-познавательной деятельности вообще, способствуют осознанию детьми законов письменной речи, формируют такие важнейшие качества личности, как сопереживание, умение оценить работу другого ученика и в то же время критично отнестись к собственному творчеству.

При обсуждении сочинений дети должны проявить определенный такт, доброту, внимание. Учитель своим голосом, интонациями поможет им найти правильный тон. Ситуации эмоциональнонравственных переживаний детей создает сам учитель, и он же использует их для возбуждения интереса к литературному творчеству, для повышения их активности и для выработки конкретных умений и навыков.

Сочинения - это бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей, ломают утвердившееся деление учеников на сильных и слабых, раскрывают неожиданные


возможности отстающих и так называемых молчунов. В связи с этим работа детей может оцениваться по следующим показателям:

  1. полнота и правильность раскрытия темы;
  2. соответствие содержания сочинения заданному темой уровню обобщения материала;
  3. логичность изложения;
  4. наличие обобщенных суждений;
  5. наличие авторских оценок, комментариев;
  6. соответствие формы изложения звучанию темы.

За проявление литературного творчества принимается любая попытка школьников осмыслить какой- то факт, высказать по его поводу личное мнение, отобрать для доказательства не повторяющийся ни у кого материал.

При проверке работ ошибки на неизвестные детям правила исправляются учителем, на известные - подчеркиваются для дальнейшего исправления их детьми. Особенно поощряются дети, не только написавшие интересные работы, но и аккуратно оформившие их.

Возвращение к написанной работе доставляет школьникам радость, прибавляет уверенности в том, что работа выполнена хорошо, дети осознают, зачем они возвращаются к уже сделанному. Осознание процесса учения - один из важнейших принципов развивающего обучения - здесь находит свое яркое выражение.

Очень важно отметить воспитательное значение этой работы. На всю жизнь пригодятся детям умения самостоятельно решать поставленную задачу, доводить дело до конца, пересматривать и улучшать свой вариант выполнения задания, оценивать успехи другого человека и радоваться его успехам. В то же время редактирование раскрывает процессуальную сторону написания детьми сочинений, приоткрывает ход их мыслей, объем охвата своего текста, отношение к данному заданию и к плодам своего труда.

На стадии работы в классе с уже готовыми сочинениями, так же, как и при их написании, используется не один какой-либо метод, а их совокупность. Дети воспроизводят тексты сочинений, творчески их перерабатывают, переосмысливают, устанавливают новые, ранее не существовавшие связи, учатся сопереживать, отбирать из множества вариантов лучший.

Заключение.

Процесс организации литературного творчества детей включает следующие взаимозависимые пересекающиеся этапы:

  • этап косвенной подготовки, связанный с нацеленностью всего процесса обучения на достижение оптимального общего развития учащихся и общей языковой готовностью школьников;
  • этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, представление ее детям в соответствии с характером темы, организация самостоятельной работы);
  • этап работы над сочинением, после его написания (устное обсуждение в классе, редактирование, использование на уроках по различным учебным предметам).

Раскрытие в сочинении широких мировоззренческих тем занимает весь урок. Также целый урок посвящается их обсуждению и редактированию. Написание более узких тем может занимать часть урока, и тут же возможны их зачитывание и анализ. В зависимости от темы, от цели сочинения может меняться и процесс работы над ним. Гибкость, подвижность методики - неотъемлемая черта развивающего обучения. Она свойственна и методике организации литературного творчества.

Сочинения репродуктивного характера выполняют в модифицированном виде и роль обучающих сочинений.

Система сочинений предполагает параллельное привлечение и творческих, и репродуктивных тем, постепенно подводя к творческому раскрытию всех типов тем.

Творческие сочинения могут выступать как многофункциональное дидактическое средство:

  • формирование личности в целом (творческого мышления, эмоциональной, волевой сфер);
  • обогащение содержания начального образования, путем привлечения внешкольного опыта детей;
  • осознание учащимися процесса учения и получаемых знаний;
  • оценки результативности обучения по всем направлениям: образование, развитие, воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

Литературное творчество младших школьников

    Вопрос развития литературного творчества младших школьников меня интересовал уже давно. Учащиеся начальных классов любят сочинять, фантазировать, придумывать небылицы, ...

Развитие литературного творчества младших школьников

Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное в детс...

"Развитие литературного творчества младших школьников" (из опыта: работа с одарёнными детьми)

Работая с младшими школьниками я столкнулась с проблемой, у многих детей слабо развита речь, им порой трудно выразить свою мысль. В рамках работы с одарёнными детьми стала организовывать "творческую м...

Статья по теме «Развитие литературного творчества младших школьников»

Уже во 2 классе у детей формируются чёткие знания о структуре и законах жанра сказки, что помогает им в знакомстве с мифами и позволяет «по всем правилам» создавать свои сказки, рассказы, даже басни. ...

Сочинение как метод стимулирования литературного творчества младших школьников.

Стремление к творчеству присуще всем людям в той или иной степени, а школа помогает развивать творческие способности личности, а предмет литературного чтения является почвой для творческой деятельност...

Организация литературного творчества младших школьников

Будет полезна для учителей начальных классов....