Открытытй урок по русскому языку по теме: Написание гласных после шипящих.
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) на тему

Петунина Ольга Сергеевна

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему: Сочетания ча-ща, чу-щу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока90.28 КБ
Office presentation icon презентация к уроку2.43 МБ

Предварительный просмотр:

                     Урок письма в 1-А  классе

              по теме: "Правило ча-ща, чу-щу"

Петунина Ольга Сергеевна, учитель начальных классовhttp://cs417617.vk.me/v417617645/617f/Afys7uR5l98.jpg

Цели деятельности учителя

 упражнять детей в традиционном написании сочетаний ча–ща с буквой а, чу–щу 

с буквой у

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях  ча–ща,

 чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями ча–-ща, чу–щу;

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий,

 работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока

 и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные ресурсы

Индивидуальные карточки с деформированным текстом. Таблица словарных слов

1.Организационный момент.

 Прозвенел звонок на урок.

 – Доброе всем утро! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение:

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

- Ребята, обозначим в тетрадях дату на средине строки.

(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)

- И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.

- Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

- А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)

- А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.)

 И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

- Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)

Все дети записывают в тетрадях дату.

2. Повторение знаний о звуках и буквах.

Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных? Согласных? Чем буква отличается  от звука?

Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:

а) цветного мелка;
б)
 мокрой тряпочки.

У доски работают два ученика. Остальные уч-ся работают в тетрадях, преобразовывая буквы зелёной пастой.

http://festival.1september.ru/articles/213186/img1.jpg

-На какие группы можно разделить написанные буквы. Чем гласная, отличается от согласной?

Задание 2. Что лишнее? (Запись на доске).

а) р ,с, А, Ч, И, О; (Лишняя буква “Ч” - она печатная.)
б) е, ё, а, ю, я; (Лишняя буква “а” - она не обозначает 2 звука, даёт твёрдость согласным звукам)
в)
 д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

Задание3. Отгадайте загадку

 Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?

Дети хором: Незнайка!

 На доску портрет Незнайки.

- Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)

Каллиграфическая минутка.

Чщ щч Щч чщ

 3.Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

1.Игра «Сложи слова»

Уда - ча                           ща-вель                          

Добы - ча                      Чу-чело                          

Чу-лан                            чудес-ный                          

Чу - дак                         тре-щали                          

- Что вы заметили ? (в этих словах сочетания ча-ща, чу-щу)

-Составить предложения с этими словами предложения.

(сильные, трещали, морозы)( Чудесный, стоит, день)

-Найти грамматическую основу. Поставить ударение.  Какие слова стоят в переносном значении.

Записать, полученные предложения по вариантам, составить схему к предложению.

-Что называется предложением?

 2.Упражнение. Проверь и найди ошибку.

Дети пошли в рощю.

Маша на полянке собирает щявель.

Ксюша и катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ёжыка.

3.Физминутка. «Лесная песенка»

Учитель

 - Как  вы думаете,  какова же тема нашего урока?

- Чему мы будем учиться на уроке?

- Какое стихотворение мы уже знаем  про эти сочетания?

Ученик :         Знаю точно:

ЧА и ЩА, напишу их с буквой А!

Знаю правило одно, очень верное оно:

ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ пишем только с буквой У!

Учитель  - А если вы все знаете , надо ли нам работать над этой темой?

- Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.  А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.

4.Работа с предложением

-Незнайка   написал для вас письмо. (на доске) :

                                     Яхочуугоститьвасчаем.

        

(Ребята смеются.)

- Дети, какое правило не соблюдается? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

- Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

- Запишите предложение, соблюдая правила написания предложения.

Один ученик записывает у доски, с комментированием.

   (Учитель следит за посадкой учащихся)

   (После написания) – Сверьте с записью на доске.

- Какое слово соответствует теме нашего урока? (чай , ча пиши с буквой а)

- Нас пригласили на чаепитие.  

- Ребята, а чай – полезный напиток?

- В чае присутствует очень много витаминов. Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит:

 « Свежий чай - подобен бальзаму. Чай,  простоявший ночь,  подобен змее».

     5. Лингвистическая разминка.

- А кто из вас знает, откуда пришел обычай пить чай?...

 ( Это слово – китайское . Китайцы были первыми производителями чая и тщательно оберегали секрет его приготовления.)

- Ребята, а кто из вас любит пить чай?  

Раз вы любите пить чай, значит вы здоровы , так как чай обладает лечебными свойствами , очищает кровь, снимает сонливость и вялость.

Сейчас я посмотрю, какие вы активные .

Какие пословицы вы знаете о чае?

Найдите в классе  и прочитайте пословицу  про чай и объясните .

(Пословицы спрятаны под стульчиками детей. Уч-ся наклоняются и ищут . Таким образом, происходит смена положения и разминка.) :

Чай не пьешь , где силу берешь?

Чай усталость всю снимет, настроение поднимет.

Холодно – пей чай , жарко – пей чай, устал – пей чай.

Чай пить – не дрова рубить. Чай пить – приятно жить.

Выпьешь чайку- позабудешь тоску.

5. Закрепление правила. Выполнение упражнений.

6.Упражнение  на внимание.

Учитель произносит предложение:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

- Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?

7..Упражнение

- Какие слова спрятались на чайнике? img6

-Найдите слово в слове. Разделить слова на слоги и поставить ударение. Работа у доски.

Работа в тетрадях, дети записывают слова

Обычай, выручай, случай, чайник, чашка. 

8.Физминутка для глаз.

9.Упражнение  «Отремонтируем слово»

-К чаю принято подавать сушки и баранки. У нас они тоже есть.

Сушки лежали в тарелке без крышки,

И ночью их  все  погрызли мышки.

Из слов буквы откусили

К себе в норку утащили.

-Мышка – маленький зверёк, как мы назовём детёныша мыши.

-Помогите Незнайке выполнить следующее задание «Назови детёнышей»

- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть сочетания ча-ща, чу-щу.

а) Работают с комментированием у доски.
б) Взаимопроверка.

Зай   .  та,бель  . та , гра .   та,  вол   .   та,  пау .  та

4..Тест по теме урока.

1.Подчеркни верное высказывание

А)Чу-щу-пиши с буквой у.

Б) Чю-щю- пиши с буквой ю.

2.Подчеркни лишнее слово.

А) чудо

Б) чайник

В)лисица

Г)щавель

3.Подчеркни слово с ошибкой

А)туча

Б)площадь

В)чючело

5.Итог урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)

Продолжи :

- Я  учился…

- Я узнал …

- Я смогу…

8.Рефлексия .

Нарисуйте свое настроение сейчас.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : Петунина Ольга Сергеевна учитель начальных классов.

Слайд 4

сильные, трещали, морозы чудесный, стоит, день

Слайд 5

Дети пошли в рощю . Миша на полянке собирает щ явель.Миша и катя ищ ю т грибы.Под кустом шыповника дети нашли ёж ыка. а К у у и и

Слайд 8

Зай . та бель та гра . та вол . та пау та ча ча ча ча ча


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Написание гласных после шипящих" 1 класс

Урок, обеспечивающий усвоение учащимися правописания гласных после шипящих и правильного применения правила на письме....

Презентация урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Презентация выполнена по УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Написание слов с шипящими на конце»

Тип урока: закрепление изученногоЦель: закрепить изученное о написании имен существительных с шипящими на конце; развивать умение составлять текст по опорным словам. Планируемые результаты:Предме...

Практическая работа по русскому языку на тему "Правописание гласных после шипящих"

Практическую работу"Правописание гласных после шипящих" можно использовать на уроках русского языка для 1-2 класса...

Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание слов с гласными после шипящих» (повторение) 3 класс

Цель урока: повторение изученного материала по теме: "Правописание слов с гласными после шипящих"...

Тест по русскому языку по теме " Правописание гласных после шипящих" для 2 класса

Тест по русскому языку "Правописание гласных после шипящих" для 2 класса...