Урок русского языка №66. 3 класс УМК «Гармония» Тема : Из прошлого –в настоящее. Тип урока :изучение нового материала
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Задачи урока:

1.Предметные:

наблюдать за изменением личных окончаний  у глаголов настоящего времени,

закреплять представление о временах глагола;

обогащать словарный запас языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yayk_iz_proshlogo_v_nastoyashchee.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка №66.

 3 класс УМК «Гармония»

Тема : Из прошлого –в настоящее.

Тип урока :изучение нового материала 

Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных УУД.

Задачи урока:

1.Предметные:

наблюдать за изменением личных окончаний  у глаголов настоящего времени,

закреплять представление о временах глагола;

обогащать словарный запас языка.

2. Метапредметные:

Познавательные УУД:

уметь формулировать познавательную цель;

искать и выделять необходимую информацию;

выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные УУД:

уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 выделять и осознавать учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

уметь задавать  вопросы – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

уметь вступать в диалог с товарищами, выслушивать разные точки зрения.

Личностные УУД:

 устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационно-ориентационный.

Приветствие учеников.

Положительный и эмоциональный настрой учеников.

Организация проверки готовности к уроку.

1. Организационный  момент.

        Долгожданный дан звонок,

        Начинается урок.

        А теперь все повернитесь

        И друг другу улыбнитесь

        Улыбнитесь мне, гостям

        И садитесь по местам.

        Что без меня предметы?

        Лишь названья.

        А я приду –

        Всё в действие придёт.

        Летят ракеты,

        Люди строят зданья.

        Цветут сады.

        И хлеб в полях растёт.

- Какая часть речи может сказать

 так о себе? (глагол)

2.Проверка домашнего задания упр.312

-Назовите  все глаголы из упражнения

-Какой глагол лишний?

-Почему? Докажи.

-В каком времени стоят другие глаголы? Как ты это докажешь? Вспомним всё, что знаем о глаголах настоящего времени.

Блиц-опрос

 Что они обозначают?

 Как изменяются?

- Как называются окончания глаголов в единственном числе настоящего  времени? Почему?

-Назови родственные слова к слову «зимовать».

-Звонкий парный согласный подскажет нам минутку чистописания.                                                      

-Зимовать

Это глагол неопределённой формы, т.к. нельзя

 определить ни время  ни число, ни лицо.

В настоящем времени Отвечают на вопрос-Что

 делают?

1.Глаголы настоящего времени обозначают

действия---происходящие в момент речи.

2.Глаголы настоящего времени изменяются ---по

 числам и лицам.

3.Окончания глаголов настоящего времени

 называются---личными, т.к. указывают на

 лицо.

4.Чтобы определить лицо и число надо –

-подставить местоимение н-р: читаю-я-1 лицо.

3.Оформление тетрадей.

.Минутка чистописания.

-Запиши родственные слова . задавая орфографическую задачу:

Зз….

зима зимний зимовать

4-5.Актуализация и.мотивация к учебной деятельности.

-Какой раздел учебника изучаем?

-С какой частью речи мы работали на последнем уроке? Всё ли мы узнали о глаголах наст.вр.?

-Как будем узнавать новое?

Работа в парах

Решите орфографическую задачу:

М.лчит                       плач.т

Б.жит                       кро.т

Св.стит                       во.т

Что объединяет слова в каждом столбике?

Чем отличаются?

В какой части слова встретили затруднение?

Почему не смогли решить задачу?

На какой вопрос предстоит ответить?

-Части речи.

-С глаголами настоящего времени.

Сначало поймём ,что не знаем- затем узнаем

 новое.

Все глаголы настоящего времени.

В 1 столбике орфограмма в корне ,во 2 столбике

орфограмма в окончании

Как писать безударные окончания глаголов

настоящего времени.

6.Физкультминутка

7.Над чем же мы должны поработать? Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

-Наблюдать за безударными окончаниями

 глаголов наст.вр

8.Сформулирйте тему урока

-Правописание безударных окончаний глаголов

 наст.вр.

9.Открытие учащимися нового знания

Какие есть предложении? Что поможет ответить на вопрос?

А я предлагаю провести исследовние.

С помощью каких слов можно передать настроение человека?

Изменим эти глаголы по лицам и числам.

     Ед.ч.                                                     Мн.ч.

1л .я молчу, плачу                                   мы молчим , плачем

2л.ты молчишь ,плачешь-                        вы молчите , плачете

3л.она молчит, плачет                             они молчат ,плачут

Выделим окончание глаголов, Почему окончания глаголов называются личными?

-Какая орфограмма встречается в личных окончаниях?

Е-и, Ешь-Ишь . Какой звук произносили на конце глаголов? Мягкий или твёрдый?

Что узнали о глаголах настоящего времени? Как проверить наше предположение?

Ответили ли мы на поставленный вопрос? Что теперь будем делать?

Материал учебника

Молчу плачу

Принадлежат определённому лицу.

                                                                                                                                                       

Безударные гласные

Сравним наш вывод с учебником

Читают вывод в учебникес.104

Будем учиться писать безударные окончания

 глаголов.

10.Первичное закреплеие.

Применим наши знания (упражнение 312, приложение 3).

  1. (Слайд 6)

Прочитайте. Упражнение 312.

Разговаривают в лесу птенец и старая птица.

-Только и слышу: зима на носу, скоро зиму зимовать! А что такое зима?

-А ты лето знаешь?

-Знаю!

Так вот зима – это наоборот!

Хорошее ли объяснение дала птица?

Чтобы вы ответили птенцу?

По словарю Даля «зима» – это одно из четырех времен года следующее за осенью

-Что значит зима на носу.

- И чего это птицы беспокоятся о зиме?

Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Зимой они селятся ближе к жилью людей. А люди им  помогают пережить зиму.

А как?

Расскажите, ребята, как вы помогаете птицам зимой?

А теперь составьте задание по тексту в соответствии с темой  урока.

А рядом  напишите лицо и число.

В каких словах встречается  новая орфограмма?

 Какой совет вы должны помнить при написании личных окончаний?

Какие еще орфограммы встретились в слове «знаешь»?

2. Физминутка.

. Что - то холодно стало. Давайте разогреемся.

3. Упражнение 316.

(См. приложение 4.) 

Учитель. Найдите в задачнике  № 316.

(Слайд 7)

Прочитаем и впишем нужные слова.

Иногда сильный ветер поднимает тучи снежинок с земли и крутит их в воздухе. Словно метлой снежную пыль подняли. Вот и назвали ветер со снегом  метелью. Иногда её называют вьюгой, потому что, если прислушаться, можно услышать [ вйууу]. Для очень сильной бури есть другие названия: пурга и буран.   

       

-Зима – это очень холодно.

Это выражение употреблено в переносном

смысле

Выслушиваются рассказы детей

Найти и выписать глаголы настоящего

 времени в столбик.

(У доски отвечает ученик

 разговаривают 3-е лицо, мн. ч.

слышу 1-лицо, ед.ч.

знаешь 2-лицо, ед.ч.

знаю 1-лицо, ед.ч ..)

12. А теперь поработаем самостоятельно .

Комментированное письмо в парах: спишите, поставьте глагол в настоящее время. О чём над помнить при написании глаголов настоящего времени?

Метель (бушевала  )на улицах. Тучи снежинок (кружились ) вокруг домов . Все тропинки  (замело ) снегом.

Взаимопроверка

13. Выполни упр.313 с.118

Проверка -фронтальная

14.Итог урока

-Что нового узнали о глаголе наст.вр.?

-Какую цель ставили?

-Достигли ли цели?

-В чём трудность написания глаголов наст.вр.?

15.Рефлексия

Прочитайте высказывания и выбери :

-Я всё понял ,но у меня остались вопросы.

-Я всё понял и могу работать по алгоритму.

-Я всё понял .могу работать по алгоритму и объяснить другому.

Нарисуй звёздочку

Нарисуй месяц

Нарисуй солнышко

16.Д.з.:1группа-выписать 5 глаголов  из словаря,поставить в наст.вр.

2группа -выписать 2 предложения с глаголами настоящего времени . отметить орфограммы

3группа-Упр.314 с.119


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка для 3 класса УМК "Гармония" на тему "Как определить части речи"

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 3 классе по УМК "Гармония" по теме "Как определить части речи" (первый урок по данной теме). Презентация расчитана на все этапы урока....

Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония" "Звуки русского языка. Закрепление"

Конспект урока русского языка в 1-м классе УМК "Гармония". К уроку разработана презентация для интерактивной доски Panaboard в ПО Easiteach Next Generation....

Проблемно-диалогический урок по русскому языку в 3 классе УМК «Гармония». Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что усуществительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсям...

План-конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Гармония») Тема: «Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения»

урок направлен на формирование умения писать изложение повествовательного текста с элементами рассуждения...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе (программа "Гармония"). Тема: "Открываем секрет имён существительных. Склонения."

Тема урока «Открываем новый секрет имён существительных. Склонение».Как и в других темах ( по программе Соловейчик М.С.) материал раздела подаётся так, чтобы знания детей « встроились » в систему уже ...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе (УМК «Гармония») Тема: «Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения»

Урок развития речи в 4 классе в ходе которого формируется умение писать изложение повествовательного текста с элементами рассуждения....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

​ Презентация  к  уроку русского языка  в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" используется во время урока для демо...