Урок- исследование: " Средства связи слов в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Макаенко Ирина Анатольевна

Использование метода исследования на уроке русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок- исследование28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Средства связи слов в предложении.

Цель: Создание ситуации для знакомства с языковыми средствами связи слов в предложении.

Задачи:

Обучающая: раскрыть понятие языковых средств.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, умение работать в группе.

Воспитывающая: учить ребят аккуратности в работе, ответственности за порученное дело.

Оборудование:,  карточки слогов,  корзина идей, карточки средств языка.

Ход урока:

  1. Орг момент.

Учитель. Оформите работу. Оцените сами себя. Если вы справились с заданием, поставьте себе плюс, если что-то не получилось, поставьте себе минус.

Кто поставил себе плюс? Почему? Большинство детей поднимают руки.

Настя. Я поставила себе  плюс, потому что мне удалось работу красиво и без ошибок.

Учитель. Кто поставил себе минус? Почему?

Ваня. Я поставил себе минус, потому что допустил ошибку.

  1. Актуализация знаний

Учитель. Ребята я для вас записала слова ( учитель открывает доску). Ой, что это? Всё разлетелось? Какие же я слова записала? Забыла! Выручайте ребята! Соберите мои слова и запишите их в тетради. ( Самостоятельная работа.)

во ро кор

 та  у  че

ник зи на

Кто поможет мне собрать слова на доске ?

София: « Можно я?»

Выходит к доске и собирает слова: ворота, ворона, корзина, ученик, зина.

Витя. Я не согласен с Софией, слово зина нам не подходит, имена собственные пишутся с большой буквы, а у нас слог зи записан с маленькой буквы, значит, у Ирины Анатольевны такого слова не было. Ребята вы согласны, что его надо убрать? (Дети выражают согласие). И я еще предлагаю записать слово узи.

Учитель. Вы согласны ребята?

Вова. Я не согласен, такого слова в русском языке нет.

Витя. А вот и есть, я, когда болел, меня проверяли на аппарате,  который так и называется узи.

Вика. А я знаю это слово, это слово зашифровано, а расшифровывается оно так: Ультразвуковое исследование, и записывается оно  не так, а с большой буквы, но я точно сказать не могу.

Учитель. Так мы это слово оставляем или нет?

Вика. Давайте поищем в толковом словаре, что означает это слово.

Антон. А как ты будешь искать, если не знаешь, как оно пишется?

Учитель. Как будем выходить из положения?

Антон. Я предлагаю поработать с нашим словом дома, можно будет поискать в интернете, спросить у родителей.

Учитель. Вы согласны? Ставит рядом со словом узи  красный магнитик ( теперь это слово останется на доске до следующего урока русского языка).

Какое задание вы предлагаете выполнить с этими словами.

Лида. Сделать звукобуквенный разбор понравившегося слова.

Максим. А я предлагаю разобрать слова по составу.

Лена. Мы записали слова, а теперь давайте с этими словами составим предложение.

Учитель. Я тоже хочу участвовать в выборе задания, вы меня принимаете?

Ученики. Конечно, принимаем!

Учитель. Мне очень понравилось задание Лены. Вы согласны его выполнить? (ребята жестами показывают, что согласны). Какое предложение вы предлагаете записать?

Лера. Ученик забил гол в ворота.

Настя. Ученик на уроке ловил ворон.

Полина. Глупая ворона унесла корзину.

Учитель. Какое предложение вам понравилось?

Витя. Мне больше всех понравилось предложение Полины, потому что оно смешное.

Полина. А мне понравилось предложение Насти, слова в предложении употреблены в переносном смысле. В нем говорится об ученике, который бездельничал на уроке. Пусть Настя у доски запишет свое предложение. (Ребята соглашаются).

Настя. А как его записывать? Комментируя?

Вероника. Я предлагаю комментировать, ты же у доски работаешь!

Настя у доски записывает предложение, объясняет и подчеркивает опасные места.

Учитель. Ребята, как Настя справилась с заданием?

Лида. Настя молодец,  составила интересное предложение, объяснила и записала его без ошибок.

     Учитель.  Что вы записали?

      Ученики: предложение.

Учитель. На доске у нас с вами корзина идей, что же в неё мы будем собирать?

Артем: Раз мы записали предложение, давайте соберем в корзину наши знания о предложении.

Учитель. Поработаем в группах. (Ученики делятся друг с другом известным знанием . Время на обсуждение не более 3 минут.

Далее одна из групп, по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного.)

Ученики:

Предложения состоят из слов.

Слова в предложении связаны по смыслу.

Предложение выражает законченную мысль.

По цели высказывания предложения бывают

Повествовательные.

 Побудительные.

 Вопросительные.

По интонации:

Восклицательные.

Невосклицательные.

Односоставные.

Двусоставные.

Нераспространенные.

Распространенные.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

В конце предложения ставится: . ! ? (Учитель заносит ответы детей в корзину знаний)

           3.Целеполагание

Учитель: Собрали полную корзину идей. Как вы думаете, а мы все с вами  знаем о предложении?

Ученики: Нет.

Учитель. Что хотите узнать на нашем уроке? Чему научиться?

Вика. Научиться записывать предложения без ошибок. (Учитель записывает на доске).

Даша. Я хочу узнать как устанавливают связь  слов в предложении . (Учитель записывает на доске).

Максим. У меня не получаются интересные предложения, давайте потренируемся в составлении предложений.

Учитель. Для того чтобы собраться давайте отдохнем.

Физминутка.

4.Новый материал.

Учитель.  Хорошо. Вы готовы работать?

Ученики. Готовы.

Учитель. Прочитайте  мое предложение:

СНЕЖИНКИ  НЕБО  ЛЕГКИЙ ГОЛУБОЙ ПАДАТЬ

Ученики. Это не предложение. В нем нет смысла. Оно не правильно сконструировано, составлено, слова не связаны по смыслу.

Учитель:

Хорошо, сможете меня исправить?  Сначала каждый составит и  запишет  предложение из данных слов в своей тетради. Затем в группе из записанных предложений выберите самое лучшее.  Запишите его с помощью маркера на листе бумаги так, чтобы ваши одноклассники смогли увидеть и прочитать его с доски. ( Дети выполняют инструкцию учителя).

Учитель. Проверим, какие предложения у вас получились. Группы по очереди вывешивают и  зачитывают предложения.

С голубого неба падали легкие снежинки. С неба падали голубые снежинки. С голубого неба падали легкие снежинки? С неба падали легкие голубые снежинки. С голубого неба падали снежинки легко.

Витя. Я не согласен со 2 группой, они составили предложение не из всех слов, не взяли слово легкий.

Леша. А я не согласен с 5 группой. Они конечно молодцы предложение интересное, но у нас слово не легко, а легкий.  А это разные части речи.

Лида. У меня вопрос к 4 группе и 2 группе. Почему у вас снежинки голубые, ведь они белые.

Учитель. Иногда мы видим снег голубым. Но это при особых условиях. Каких?

Лида. Голубым снег нам кажется вечером, или при особом освещении.

Андрей. Может снежинки падают вечером?

Лида. Сказано же с голубого неба, вечером может быть небо голубым?

Андрей. Я согласен не может.

Полина. Я заметила, что у 1 и 3 группы предложения похожи, они разные только по интонации. Вот эти предложения составлены правильно, в них все понятно, использованы все слова.

Учитель. Молодцы, конечно,  все ребята, все дружно поработали. А

Какие действия вам пришлось выполнять для того чтобы составить предложение?

Вика. Изменять форму слова (учитель прикрепляет заранее приготовленные  карточки  на доске.) 

Алена. Определять интонацию и  добавлять служебные слова

            Вова. Определять порядок слов.

На доске  появляется запись.

  1. Изменять форму слова
  2. Определять интонацию.
  3. Добавлять служебные слова.
  4. Определять порядок слов.

Учитель. Кто знает, как называется все то, что мы использовали?

(Ученики затрудняются)

Учитель. Попробуйте в группе придумать  название нашим записям на доске.

Работа в группах.

Учитель. Заслушаем ваши названия.

1 группа. Связи слов.

2группа. Средства.

3 группа. Помощники связи слов.

4 группа. Средства связи.

5 группа. Связь слов.

Учитель. Где мы можем найти точный ответ на поставленный вопрос?

Ученики. Посмотрим в учебнике.

 Учебник стр.90.

Лера. Я нашла- это средства языка. 

Учитель. Для чего они нам служат?

Максим. Для связи слов в предложении.

Учитель. 

Итог.  Вернемся к началу урока. Что мы хотели узнать?

Даша. Я хотела узнать, как устанавливают связь  слов в предложении. Теперь я знаю, что связь слов в предложении устанавливают при помощи средств языка.

Максим. Я доволен сегодня на уроке своей работой, мне удалось правильно сконструировать предложения, я узнал, что  связи слов в предложении устанавливают при помощи: форм слова, служебных слов, порядка слов, интонации.

Вика. Все что перечислил Максим, называется средства языка.

Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?

Вероника. Сегодня на уроке мы говорили о средствах языка, при помощи которых, устанавливается связь слов в предложении. 

Учитель. Задайте себе домашнее задание.

Алина. Со словами, записанными в начале урока составить предложение и сделать полный синтаксический разбор.

Даша. Выучить правило на странице 90 учебника.

Андрей. Составить и записать небольшой текст, используя слова и предложения, записанные на уроке.

Учитель. Выберите себе домашнее задание. Спасибо за работу на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений).            2.Дальнейшее обогащение сло...

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

Презентация к уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении". 3 класс. СРО Занкова.

Презентация "Путешествие в зимний лес",  уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении. 3 класс. СРО Занкова....

Разработка урока по теме: Главные члены предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении.

Тема урока: Главные члены предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении....

Разработка урока по русскому языку в 3в классе по теме «Средства связи слов в предложении»

Разработка   урока по русскому языкув 3в  классепо теме «Средства связи слов в предложении»...

Технологическая карта урока русского языка "Связь слов в предложениях" (2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: Совершенствование знаний обучающегося о главных и второстепенных членах предложения.  Задачи урока  Планируемые результаты Дидактические: 1.Обобщить и систематизир...