Главные вкладки

    Технологическая карта урока. Русский язык - 2 класс. Тема: "Парные согласные звуки в конце слова".
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Технологическая карта урока. Русский язык, 2 класс (автор учебника Полякова Л.В.). Тема урока: "Парные согласные звуки в конце слова".  Урок закрепления и систематизации знаний.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    Учебный предмет

    русский язык

    Учебник

    ПоляковаЛ.В.  Русский язык: учебник для 2 класса. – Самара: «Учебная литература», 2012.

    Класс

    2

    Тип урока

    урок закрепления и систематизации знаний / решение частной задачи

    Технология построения урока

    проблемно-диалогическая

    Тема урока

    Парные согласные звуки в конце слова.

    Цель деятельности учителя:

    Создавать создать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных.

    Планируемые результаты

    Предметные  

    •  наблюдать за чередованием парных согласных звуков в конце слова.
    • формировать умение видеть орфограмму;
    • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
    • развивать орфографическую зоркость;
    • определять лексическое и грамматическое значения слов;
    • адекватно использовать средства устного общения.

    Метапредметные

    Личностные УУД:

    • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в школе;
    • сохранять интерес к учебному материалу;
    • оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
    • определять общие для всех правила поведения;
    • определять правила работы в парах, в группах;
    • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

    Регулятивные УУД:

    • адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
    • учить планировать свою деятельность на уроке;
    • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
    • отличать верно выполненное задание от неверного;
    • осуществлять самоконтроль;
    • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

    Познавательные УУД:

    • осуществлять поиск нужной информации в учебнике;
    • анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков;
    • ориентироваться в учебнике, тетради;
    • строить речевое высказывание в устной форме;
    •  делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

      Коммуникативные УУД:

    •  адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
    • слушать и понимать речь других;
    • формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    Организация пространства

    Формы работы

    Средства обучения

    Методы обучения

     По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

    По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

    По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

    Технологии

    исследовательская, технология ТРИЗ, технология интеллект-карта, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные

    Технология изучения

    № п/п

    Этап урока

    Цель этапа

    Формирование УУД

    Результат

    Деятельность педагога

    Деятельность учащихся

    Оценка

    Организационный момент

    Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

    Динамично помогает начать урок такой метод, как психологический настрой «Все в твоих руках»! Он помогает мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.

    Готовность к работе

    Организует ситуацию настроя детей на работу

    -Здравствуйте, ребята!

    Психологический настрой «Всё в твоих руках».

    - Наш урок мне хочется начать восточной притчей: «Жил мудрец, который знал всё. Его ученик захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
    - Как вы понимаете выражение мудреца «Все в твоих руках»?

    - Многое в жизни зависит от нас самих, например, в наших руках желание учиться, узнавать что-то новое, интересное.

    - И сегодня ребята у нас будет особенный урок. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретённых знаний. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках. 

    Настраиваются на активную работу на уроке

    Проверьте своё рабочее место. Всё ли готово у вас к уроку.

    Минутка чистописания

    Повторение изученного материала.

    Актуализация изученных знаний письма букв и характеристики звуков.

    - Какой сегодня день недели? (четверг)

    -Какое сегодня число? (5 февраля)

    Организует работу детей в тетради

    - К нам на минутку чистописания заглянули буквы. (На доске – карточки с буквами:  г ж ш п т з с в ф б к д). Прочитайте.  

    - Давайте красиво и аккуратно запишем их в тетрадь. Учитель на доске напоминает образец написания букв.
    - А теперь найдите лишние буквы.

    - Почему вы так думаете? (не имеют пары)

    -Обведите их карандашом.

    - А теперь посмотрите внимательно на оставшиеся буквы, что заметили? (Парные согласные).

    Назовите их.  

     — Какие звонкие и глухие согласные составляют пары?

         б – п,  в – ф,  г – к,  д – т,  з – с,  ж – ш .

    - Почему их назвали парными? (Встречают одинаковую преграду, создают проблему выбора буквы).  

    - Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока:

    В алфавите пары есть

    Их у нас всего лишь шесть.

    Верхний ряд всегда звенит,

    Нижний тихо говорит.

    - Правильно, тема нашего урока «Парные согласные звуки в конце слова». 

    - Эти буквы и станут героями наших красивых строчек. На верхней строке напишите буквы звонких согласных, а под ними их глухие пары.

    - Какие цели мы поставим?

    - Нам нужно будет ответить на три «волшебных» вопроса: «Что проверяли? Где? Как?».                                                          

    - Как запомнить и усвоить то, что вы обнаружили?

     - Согласные приглашают нас отправиться в путешествие в Страну звуков и букв.

    Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,

    Работа в тетрадях.

    Дети отвечают на поставленные вопросы.

    Коллективная работа.

    Работа в тетрадях.

    Дети формулируют тему урока.

    Работа в тетрадях.

    Словарная работа

    Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения.

    Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

    Работа со словарными словами. Игровой тренинг «Да-нет» (ОТСМ-ТРИЗ).

    -В Стране звуков и букв, куда мы с вами отправились, все жители любят играть в разные игры. И они вам предлагают сыграть в игру «Магазин». На витрине выставлены словарные слова.

    Игра проводится 3 -4 раза.

    Организует работу детей в тетрадях.

    Задание:

    - Из данных слов выбрать и записать слова, в которых есть орфограмма «Парные согласные звуки в конце слова». (Мороз, народ, медведь и т. д.). Взаимопроверка

    -Что проверяли? Где? Как подбираем проверочные слова для парных согласных?

    - Давайте вспомним правило, а для это предлагаю вам его восстановить.

    Дети задают  вопросы учителю (ученику), на которые можно ответить  только словами «Да!» или «Нет!»

    - В этом слове 2 слога? Ударение падает на первый слог? И т.д. .

    Коллективная работа

    Работа в тетрадях.

    Взаимопроверка.

    Повторение теоретического материала.

    Зафиксировать практически полученные знания,   выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

    Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

    Приём «Незаконченное предложение».

    - Посигнальте мне, если будете испытывать трудности.

    «Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в _________ или ________ согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в _______ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить _________ слова или подобрать _________ слово так, чтобы ________ согласной стояла ________ или буква _______».

    - Зачитайте правило соседу. Поднимите руку те, кому ответ соседа понравился.

    - Проверьте по образцу.

    Учащиеся работают самостоятельно.

    Самостоятельная работа.

    Взаимопроверка. Сверка с образцом.

    Практическая деятельность учащихся

    Зафиксировать практически полученные знания,   выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

    Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

    Развитие умения составлять интеллект-карту.

    Организует работу в группах

    - Сейчас поработаем в группах. Давайте вспомним правила такой работы.

    Далее учитель предлагает детям составить интеллект- карту «Парные согласные».  (Дети уже обучены приёмам составления интеллект-карт).

    - Каждой группе предстоит составить интеллект-карту «Парные согласные». Давайте вспомним правила создания интеллект-карт.

    Учитель курирует работу учащихся по созданию ИК.

    - Используя свою интеллект-карту, расскажите всё, что вы знаете о парных согласных в группах. Слушайте друг друга внимательно.

    Далее капитан каждой группы вывешивает интеллект-карту на доску, а ребята с помощью сигнальных карточек оценивают правильность и оригинальность выполненной работы.

    Пользуясь алгоритмом составления карт, учащиеся рисуют на листах формата А 4 интеллект - карту

    Рассказывают о парных согласных, опираясь на ИК.

    Учатся монологической речи с опорой на конспект (в данном случае ИК), вырабатывают навык доброжелательного и уважительного общения.

    Работа в группах.

    Составление интеллект-карты по теме «Парные согласные».

    Физминутка

    Игра «Голосуем ногами и руками».

    - Ребята, я вам задаю вопросы, если согласны со мной, то поднимаете руки вверх, если нет, то приседаете.

    Звук д – звонкий? Й – зв.? Ж – гл.? А – согл.? К – гл.? л – зв.? С – гл. ? б – гл.? и т. д.

    Дети, если согласны с высказыванием, то поднимают руки вверх, если нет, то приседают.

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом

    Практическая деятельность учащихся

    Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения.

    Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

    Организует работу детей на нетбуках.

     Учебная программа «Отличник» (тренажер).

    Тема «Парные согласные в слабой позиции».

    Организует работу детей в тетради

    - А теперь нужно выписать любые три слова с данной орфограммой в тетрадь, отметить орфограмму и проверить правильность написания на тренажёре.

    Работа на нетбуках.

    Один ученик выполняет упражнение на тренажёре, а другой ученик отмечает его результат  в личном листе достижений. Затем происходит смена ролей. 

    Работа в парах. Пробуют использовать созданные ИК при выполнении упражнения.

    Поверяют по образцу.

    Физминутка

    «Тренировка»

    Раз –налево, два – направо,
    Три –наверх, четыре — вниз.
    А теперь по кругу смотрим,
    Чтобы лучше видеть мир.
    Взгляд  направим ближе, дальше,
    Тренируя мышцу глаз.
    Видеть скоро будем лучше,
    Убедитесь вы сейчас!
    А теперь нажмем немного
    А теперь нажмем немного
    Точки возле своих глаз.
    Сил дадим им много-много,
    Чтоб усилить в десять раз!

    Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
    Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
    Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз.
    Быстро поморгать.

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом

    Практическая деятельность учащихся

    Зафиксировать практически полученные знания,   выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

    Развитие умения работы в парах.

    Организует работу в паре.

    - Сейчас поработаем в парах. Давайте вспомним правила такой работы.

    В нашем русском языке

    “Ходят парами” бэ-пэ

    вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.

    Эти пары у людей вызывают интерес.

    Часто “хитрые подружки”

    Подменить хотят друг дружку.

    Как узнать писать какую –

    Эту букву иль другую?

    С толку сбить хотят ребят.

    Но у нас не детский сад?

    Мы решим проблему эту?

    А расскажем всему свету?

    Предстоит сегодня вам

    Все расставить по местам.

    А вот и «хитрые друзья» - парные согласные.

    - Чтобы правильно написать сомнительную согласную в конце слова, о каком правиле надо вспомнить? Используйте интеллект-карту, как памятку.

    Работа в парах. Дети получают карточки.
    Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.

    Например:

    Холо …

    Сне…

    Моро…

    Прору…ь

    Шар…          и т.д.

    - Проверьте по образцу.

    Учащиеся выполняют задание в парах пользуясь алгоритмом.

    Алгоритм для проверки  буквы парного согласного в конце слова (составленный на предыдущих уроках)

    1. Читаю слово …

    2. В конце  слова слышу парный звук …

    3. Проверяю …

    4. Пишу букву…

    5. Графически обозначаю орфограмму.

    Используют созданные ИК при выполнении упражнения.

    Поверяют по образцу.

    Работа в парах.

    Практическая деятельность учащихся

    Зафиксировать практически полученные знания,   выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

    Работа над темой

    Игровой тренинг «Мои друзья» (ОТСМ-ТРИЗ)..

    Детям предлагаются слова:

     

    Суп

    Гриб

    Мороз

    Наряд и т.д.

    «Мои друзья» -  слова  по признакам:

    - Существительные ед. ч. м..р. в которых на конце пишется глухой парных согл.. (суп, сноп, жираф  …);

    Существительные множ. числа. (супы, снопы, жирафы….)

    -Что интересного заметили? Образуйте пары.

    - Существительные ед. ч. м..р. в которых на конце пишется звонкий парных согл.. (дуб, гриб, мороз  …);

    Имена прилагательные. 9дубовый, морозные, грибной…)

    - Что заметили? Образуйте пару.

    Коллективная работа.

    Рефлексия

    Подвести итоги урока. Самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей

    Подводятся итоги урока. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

    Рефлексия. Игра «я начинаю, а ты продолжай».

    - Чтобы правильно записать парную согласную в конце слова, __________________.

    - Что было бы, если бы мы не знали этого правила? __________________________ .

    - Мне эти знания нужны ____________________ .

    - Мне было интересно _____________________ .

    -Оцените себя и свои знания с помощью сигнальных карточек.

    -Наши замечательные интеллект-карты отправляем в нашу копилку, чтобы использовать из на последующих уроках.

    -Спасибо за работу.

    Подводят итог урока. Самооценивание, оценивание товарищей.

    Получают позитивный настрой от урока

    Оборудование:

    • Учебник: «Русский язык» 2 класс, А.В Полякова,  Самара «Учебная литература», 2014 .
    • Нетбуки для индивидуальной и парной работы;
    • Листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки (цветные сигнальные карточки), чистые листы формата А 4, цветные карандаши.

    Список используемой литературы:

    1. Учебник: «Русский язык» 2 класс, А.В. Полякова, Самара «Учебная литература», 2014.
    2. «Русский язык». 2 класс: Поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой, Волгоград, 2012 г..
    3. «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004.
    4. «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004.
    5.  «Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2011



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

    Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

    Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...

    Презентация по предмету «Русский язык» в 1 классе. Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

    На уроке используются активные методы и приемы обучения. Урок развивает исследовательские умения и навыки учащихся, аналитическую деятельность, критическое мышление, умение работать в коллективе...

    Презентация по предмету «Русский язык» в 1 классе. Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

    На уроке используются активные методы и приемы обучения. Урок развивает исследовательские умения и навыки учащихся, аналитическую деятельность, критическое мышление, умение работать в коллективе...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе. Тема: «Парные согласные звуки в конце слова»

    Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится в 1 классе по теме: «Парные ...