"Развитие орфографической зоркости. Система работы по исправлению ошибок".
статья по русскому языку ( класс) на тему

Палатова Юлия Станиславовна

Рецензия на актуальный педагогический опыт «Развитие орфографической зоркости. Система работы по исправлению ошибок» учителя начальных классов Палатовой Юлии Станиславовны.
от 30.03.2016года
    Данный материал педагогического опыта Палатовой Ю.С. был представлен на заседании методического объединения учителей начальных классов и педагогическом совете лицея. Данный опыт актуален в условиях работы современной школы.
    Работа по обобщению опыта достаточно полно, научно, содержательно раскрывает данную тему. Теоретические положения подкреплены примерами из практической деятельности учителя. Тема актуальна с точки зрения современного подхода к преподаванию русского языка в начальной школе.
    Опыт работы заслуживает положительной оценки, соответствует критериям актуального педагогического опыта. Он предусматривает изучение материала в порядке, предлагаемом действующей программой. Позволяет использовать орфографические алгоритмы, систему орфографических упражнений и проверочных работ для изучения орфографии, что дает высокую эффективность обучения, так как комплекс опорных умений и навыков обеспечивает целостный ход развития и совершенствования усвоения знаний, без чего немыслимы никакие умения и навыки, в том числе и орфографические. Следовательно, это позволяет усилить практическую направленность изучения русского языка, обеспечить развитие индивидуальных способностей учащихся.
    В перспективе данный опыт рекомендуется к распространению практики работы лицея и анализу получаемых результатов последователям опыта.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.docx20.68 КБ
Файл pamyatka_rnosh.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие   орфографической зоркости.

                       

        «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

                           Н.С. Рождественский

    Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. 
         Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 
Необходимо учитывать 
факторы формирования орфографической зоркости:
         1. 
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому  необходимо развивать фонематический слух.  

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. 
         В начальном обучении русскому языку велико значение
 упражнений.

К упражнениям предъявляются следующие требования:

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения  должны быть систематическими», т.е. :

 «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

«пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»

   «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3. «Упражнения должны быть логические. Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.  «Упражнения должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным». 

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.  

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость

 

1.  Списывание.

Алгоритм списывания:

· Внимательно прочитай предложение.

· Повтори его не заглядывая в текст.

· Подчеркни в предложении все орфограммы.

· Прочитай предложение орфографически.

· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·  Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

       Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, можно предложить по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

              Выборочное списывание:

1.  Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.  Спиши слова определённой части речи.

6.  Выпиши словосочетания.

2. Комментированное письмо.

   Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3. Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4.   Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5.   Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. 

6.  Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2.Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5.Чтение по предложениям.
6.Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время(1-2мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

7.   Письмо по памяти:

 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

 2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

 3. Упражнение в запоминании.

 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

 5. Запись.

 6. Проверка.

8.     Диктант

· Предупредительный диктант

· Объяснительный диктант

· Выборочный диктант

· Свободный диктант

· Самодиктант

·Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивается зрительную память.

· Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
 · 
«Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

·Словарный диктант.

9. Орфографические минутки

Система работы по исправлению ошибок

     Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками.

    “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, а чтобы ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…”.

  Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разнообразными.

    К сожалению, в практике не редко наблюдается такая организация работы над ошибками, которая мало способствует формированию у детей сознательных орфографических навыков. Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе, и начинаться с формирования самостоятельного нахождения ошибок

  Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с памяткой «Работа над ошибками»(Приложение). В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести работу над ошибкой. Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.

     Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке “Работа над ошибками” имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать.        Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом:  Учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву, которая записана неверно. Сверху ошибки или на полях ставиться цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. После проверочной работы, классной или домашней пропускаются две строчки и ставятся учителем печатные буквы “РНО”, что означает “работа над ошибками”.

Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.

     Одним из приёмов работы над ошибками считаю, индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. У некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. Для третьих,  необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной красной точке перед словом или строкой, в которых были допущены ошибки. Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью.

   Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.

   Данные приёмы работы над ошибками, названные выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила. Писать грамотно.



Предварительный просмотр:

Памятка работы над ошибками.

  1. Заглавная  буква  в  начале  предложения .

Первое  слово  в  предложении  пишется  с  большой буквы.

В  конце  предложения  ставится  . или  !  или  ?

Работа  над  ошибками:

Выпиши  предложение  правильно. Придумай  и  запиши  свое  предложение. Подчеркни  ошибку.

  1. Пропуск  буквы .

Когда  пишешь, проговаривай!

Работа  над  ошибками:

Выпиши  слово.Подчеркни  в  нем  пропущенную  букву.

  1. Слог .

Сколько  в  слове  гласных, столько  и  слогов.

Работа  над  ошибками:

 Раздели  слово на слоги. Обозначь  гласные.

  1. Перенос  слова.

Слова  переносим  по слогам.При  переносе одну букву   нельзя  оставлять  на  строке  и  нельзя  переносить одну  букву  на  новую  строку.

Работа  над  ошибками:

Раздели  слово  для  переноса.

  1. Заглавная  буква  в  именах  собственных .

Имена, отчества и фамилии  людей, названия рек, городов, морей, деревень, клички  животных  пишутся сзаглавной  буквы.

Работа  над  ошибками:

Выпиши слово и придумай  еще  2слова  на эту орфограмму.

6.Мягкий  знак , обозначающий  мягкость  согласных .

Мягкий  знак  обозначает  мягкость  согласных  звуков.

Работа  над  ошибками:

Выпиши  слово. Подчеркни  ь и  согласную  перед  ним.  Запиши ещё  два  слова  на  эту  орфограмму.

7. Гласные  после  шипящих.

Жи-ши  пиши  с  буквой  и.  

Ча-ща   пиши  с  буквой  а.           Чу-щу  пиши  с  буквой  у.

Работа  над  ошибками:

Выпиши  слово  правильно. Придумай и запиши  ещё  два  слова  на  эту  орфограмму. Подчеркни  орфограмму.

8. Сочетания  ЧК , ЧН , НЩ , ЩН , ЧТ.

Сочетаниячк, чн, щн, нщ, чт  пишутся  без  мягкого  знака.

Работа  над  ошибками:

Выпиши  слово  правильно. Подчеркни  сочетание. Запишиещё  два  слова  на  эту  орфограмму.

9. Ударение.   Работа  над  ошибками:

Выпиши  слова. Поставь  в  них  ударение  правильно.

10. Словарное  слово.

Слова с непроверяемым написанием  надо запомнить.

Работа  над  ошибками:

Напиши это слово 3 раза, обозначь ударение и безударную гласную. Запомни, как пишется слово.

11. Парные звонкие и глухие согласные

( на конце слова, перед глухим согласным ).

Чтобы проверить парный согласный по глухости и звонкости надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или согласный [н].

Работа  над  ошибками: Выпиши слово правильно, подбери и напиши проверочное слово.

Например: холод – холода, холодный.

12. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.( а, о, и, е, я)  Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное. Работа  над  ошибками :

Выпиши слово правильно, поставь ударение, обозначь     безударную. Подбери проверочное слово и напиши его, обозначив ударение.  

Например: волна – волны.

13. Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед гласными  Е, Ё, Ю, Я, И.

Работа  над  ошибками :

Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило.

14. Правописание предлогов.

Предлоги пишутся раздельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.Работа над ошибками:Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится предлог. Между предлогом и словом вставь ещё слово.Например: уберега, у крутого берега.

15. Двойные согласные в слове. ( нн, сс, мм, жж и др.)

При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится.

Работа над ошибками:

  1. Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.
  2. Перенеси слово правильно. Вспомни правило переноса.

16. Ошибка при выполнении задания.

Работа над ошибками:

Выпиши  и  выполни  задание  правильно.

17. Непроизносимые согласные в корне слова.

В некоторых словах согласныеТ,Д,Л,В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять.

 Работа над ошибками:

Выпиши слово, подбери к нему проверочное, подчеркни непроизносимый согласный.      Например: честь – честный, солнышко – солнце.

Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Например: чудесен – чудесный, прекрасен – прекрасный.

18. Разделительный твёрдый знак (ъ).

Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную и перед гласными е,ё,ю,я.

 Работа над ошибками:

Выпиши слово правильно, выдели приставку, подчеркни ъ и гласную после него. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

19. Правописание праставки со словом.

Приставка – это часть слова. Она пишется слитно.

 Работа над ошибками:

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова два однокоренных с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

20. Гласные и согласные в приставках.

 Работа над ошибками:

Выпиши слово. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

21. Не с глаголом.  Не  с глаголом пишется раздельно.

 Работа над ошибками:

Выпиши глагол сне. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Например:  не   пришёл, не выучил, не знал.

22. Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Запомни: женский род – ь          мужской род ---

Работа над ошибками:

Выпиши слово правильно. Определи род.  Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

23. Однородные члены предложения.

 Работа над ошибками:

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.

24. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

1 скл.2 скл.3 скл.

Р.п. –ы,-и          Т.п. –ом,-емР.п. ,Д.п., П.п.  –и

Д.п и П.п.–еП.п. –е       Т.п. –ю

 Работа над ошибками:

Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание, проверь его по таблице или словом-помощником.

25. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Работа над ошибками:

Выпиши прил. вместе с сущ., к которому оно относится. Поставь вопрос. Определи род, число и падеж прил. по сущ.

Н-р: к лесу (какому?) дальнему – муж.р., ед.ч., Д.п.

26. Предлог с местоимением.

Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

Работа над ошибками:

Выпиши местоимение с предлогом. Запиши ещё два слова на это правило.  Н-р: у нас, ко мне, с тобой

27. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед.ч. наст.вр.

Работа над ошибками:

Выпиши глагол правильно и ещё 2 глагола на эту орфограмму

28. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение.

1спр. -е, -ут, -ют           2спр. –и, -ат, -ят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное исследование. Формирование интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л. В. Занкова.

Проектное исследование, в котором предложена  модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова, позволяющая  воспитыв...

Развитие орфографической зоркости и предупреждение ошибок на уроках русского языка

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Развитие орфографической зоркости при работе о словарными словами на уроках русского языка

   Цель  этой  статьи,  показать  как  можно  эффективно  тренировать  орфографическую  зоркость  при  работе  на  уро...

Статья: «Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами»

Статья  «Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами»...

Предупреждение ошибок - способ развития орфографической зоркости.

Каждый раз, анализируя контрольные работы (диктанты), учитель испытывает разные чувства: то радость за кого-то (делал 13-16 ошибок, а теперь делает только 6), то недоумение – «такую глупую...