Конспект по русскому языку за 4 класс на тему" Изложение по тексту В.Железникова «Три ветки мимозы»" (Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Байгузина Наталья Валерьевна

Развивать умение определять тему и главную мысль текста; развивать умение составлять план текста; развивать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_9_marta.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русского языка

                                                                                                                                                         Выполнила студентка 46 гр.        

                   Байгузина Наталья                

                                                                                                                                                         Проверила: Кунгурцева О.Б

Отметка:                                

Дата:        09.03.16                        

Челябинск, 2016

Предмет: развитие речи

Класс: 4

Тема урока: Изложение по тексту В.Железникова «Три ветки мимозы»

Цели урока: развивать умение определять тему и главную мысль текста; развивать умение составлять план текста; развивать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку.

Планируемые результаты:

  • Предметные: определять тему и основную мысль текста, составлять план рассказа и использовать его при составление текста.
  • Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: урок обучающего контроля

Оборудование: Русский язык: 4класс- Канакина В.П., Горецкий В.Г Русский язык: Учебник:- М.: Просвещение/ Учебник, 2014.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словес.: слово учителя

≈ 3

- Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

-Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

П: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

- Сегодня у нас урок развития речи, а предметом обсуждения будет рассказ В.Железникова .

- Автор Владимир Карпович Железников. Автор широко известных повестей "Каждый мечтает о собаке", "Чудак из `5-Б`" и "Чучело".          Книги Владимира Железникова издавались и многократно переиздавались не только в нашей стране, но по всему миру: в Японии, США, Дании, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Чехии и во многих других странах.

- Вам понравился рассказ?                                                                                      - Какое у вас настроение после прочтения? (весёлое, грустное) Почему?

-Сложная ситуация, в которой оказался мальчик. Как важно найти правильный путь выхода из этого. Вот об этом мы сегодня будем говорить.

- От чьего имени ведётся рассказ (автора или персонажа)?

- Как бы вы озаглавили рассказ(«Три веточки мимозы»? Кто главный герой в этом рассказе? (Главный герой – Витя.)

Определить тему и цель урока.

Слушать  учителя.

Выполнять инструкцию.

Р. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата;

характера.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Нагл.: просмотр

.

Словесн.: ответы на вопрос

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Словесн.: составление плана.

Словесн.: определение темы текста.

Практ.: составление рассказа.

Практ.: запись рассказа в тетрадь.

≈ 25

- Давайте подробнее познакомимся с данным текстом. Прочитайте текст и скажите, какие значения слов, словосочетаний, предложений вам не понятны?(мимозы)                                                 

-  Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает? (автор начинает с того что, Костя принес в класс пучок тонких прутиков багульника и поставил их в банку с водой; а заканчивает тем, что ребята разглядывали цветущее растение и старались уловить тонкий сладкий аромат багульника).                                                                -Определите основную мысль текста (в тексте говорится о том как мальчик Витя подарил своей подруге Лене Поповой три веточки мимозы на 8 марта).                  -Понаблюдайте как она выражается ( эта мысль выражается в описание того как выглядели мимозы, как подарил Витя мимозы, в отношение Лены к цветам).                                                                     -Определите сколько частей в тексте.(4 части)

Составление плана изложения.
- Составим план изложения.
- О чём мы будем писать во вступлении? (на столе лежали мимозы , описание цветов)
- О чём будем писать в 2 части? (Витя маме открытку, предложение мамы к Вити подарить мимозы.)
 
- Что будем писать в 3 части (Витя подарил мимозы Лене, Витя убежал, не дождавшись, когда Лена его поблагодарит.)                                                       - Что будем писать в 4 части (Лена понесла домой 3 веточки мимозы. Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие особенные.)

В ходе работы на доске появляется план.                                                              1. Букет мимозы.                                                                                                      2. Поздравление сына.                                                                                                       3. Предложение мамы принято.                                                                            4. В цветах отразилось солнце.                                                                              - В записи текста вам помогут слова для справок, данные на доске.                  Слова для справок: 1 часть: День 8 Марта, огромный букет мимозы, веточки такие жёлтые и свежие, первый теплый день.

2 часть: поздравил маму, «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя слушаться», мама поблагодарила, предложил подарить.                                                                                                                 3 часть: взял веточки мимозы, встретил Лену,  стала благодарить.                4 часть: никто не подарил, лежали нежные веточки мимозы, несла домой, отражается солнце, красивые, особенные, первые мимозы.
- Еще раз прочитайте внимательно текст.                                                           - Составим предложение(я), которые могли бы войти в 1-ую часть. (
 День 8 Марта. Утром Витя увидел на столе огромный букет мимозы. Веточки были хрупкие, желтые и свежие, как первый теплый день! Цветы подарил маме папа.)
- Используя слова для справок, составим предложения для второй части.
 
- С какого предложения можно начать 2 часть?
 (Витя поздравил маму открыткой. Мама поблагодарила сына и предложила подарить несколько веточек мимозы Лене Поповой.)                                                                                 - Как начнем 3 часть изложения? ( Витя взял мимозы и пошёл в школу. У школы он встретил Лену и подарил ей цветы. Девочка стала благодарить Витю, но тот убежал.)                                                                                       - Как закончим изложение? (Никто из мальчиков в классе ничего  в этот день не подарил девочкам. Только Лена несла домой три веточки мимозы. Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые. Это ведь были первые мимозы  в её жизни.)
- Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний.                            - Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание (
мимозы, открыткой, поблагодарила, отражается).
- При написании обратите внимание на слова, записанные на доске.                                   Если нужна помощь, поднимите руку.                                                                                      
- Ещё раз внимательно прочитайте текст, мысленно его перескажите, закройте книгу  и начинайте писать изложение. После записи изложения не забудьте проверить свою работу.
Запись текста.

Слушать  учителя.

Выполнять инструкцию.

Определить тему текста.

Определить основную мысль текста.

Определять тип рассказа.

Составлять план.

Озаглавить части текста. 

Выявлять особенности текста .

Составлять собственный текст.

Слушать учителя.

Проговаривать трудные слова.

Записывать в тетрадь.

Слушать учителя.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения;

Р::волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

П:- получение, поиск и фиксация информации;

-понимание и преобразование информации;

-понимания и применения знаний

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

С.- ответы на вопрос

≈10

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? 
- Какие знания и умения вам были необходимы для работы? 
- Понравилось ли вам работать над картиной Н.К.Рериха? Чем?

Обобщать изученное.

Оценивать себя

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка на тему " Как строится текст. Начало текста"

Урок русского языка во 2 классе.   УМК "Начальная школа 21 века" Урок интегрирован с уроком окружающего мира на тему " Перелетные и кочующие птицы"...

Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в тексте" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; формирование знаний о значении имен прилагательных в речиПланируемые результатыПредметные:...

Конспект по русскому языку "Роль имени прилагательных в тексте-описании" ( УМК "Школа России", 2 класс)

. КОНСПЕКТ УРОКА по  русскому языкуТема: Роль имен прилагательных в тексте - описании Цели деятельности учителя: создать представление о тексте-описании, учить рассматривать предмет, и ...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...

Конспект урока русский язык 4класс. Местоимения

Цели деятельности учителя: Ознакомление с грамматическими признаками личных местоимений; формирование умения определять их лицо и число;Планируемые результатыПредметные:Уметь:определять лицо, число ме...