Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение имен прилагательных во множественном числе"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель: Кирнос Анна Петровна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 41» Ленинского района г. Саратова

    Предмет: русский язык

    Класс: третий

    Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе.

    Цель: Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.

    Задачи:

    • Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
    • Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
    • Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.

    Тип урока: открытие новых знаний

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    - Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке. Итак, приступаем.

    Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

    Работаю нашей довольны остались.

    Пусть этот урок нас порадует всех

    И каждый из нас ощутит свой успех.

    - Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.

    - Сегодня 22 апреля. Запишите в тетрадь дату и вид работы.

    Минутка чистописания

    Бб Бб Бб

    1. Актуализация знаний

    - Какое дерево является символом России?  

    - К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька).

    - С помощью каких слов мы можем описать берёзу (белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская).

    - Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете?

    (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

    – Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

    – Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

    3. Постановка темы и цели урока.

    -  Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:

    Улыбнулись сонн... березки,
    Растрепали шелков... косы.
    Шелестят зелен... сережки, 
    И горят серебрян... росы. 

    – Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать?

    (Прилагательные в форме множественного числа.)

    Почему так решили?

    (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
    – Как определили, что это прилагательное во множественном числе?

    (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
    - Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением прилагательных во мн.ч.

    -  Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

    4. Открытие нового знания

    – Приступаем к исследованию имени прилагательного (работа в группах).

    1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

    1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
    2. выделите окончания имен прилагательных.
    3. Изменяются ли окончания имен прилагательных?
    4. В каких падежах окончания сходны в каких различны?

    Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его.

    2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний

    1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
    2. выделите окончания имен прилагательных.
    3. Составить таблицу окончаний.
    4. В каких падежах окончания сходны, в каких различны?

    И.п.

    Какие?

    -ые, -ие

    Р.п.

    Каких?

    -ых, -их

    Д.п.

    Каким?

    -ым, -им

    В.п.

    Какие?

    -ые, -ие

    Т.п.

    Какими?

    -ыми, -ими

    П.п.

    (о) каких?

    -их, -их

    3 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?

    1. Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (березы, кусты, деревья)
    2. Выделите окончания имен прилагательных.
    3. С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные
    4. Менялись ли окончания прилагательных?
    5. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

    Вывод. Сделать вывод. Записать его.

    4 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

    Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей

    1. Выделить окончания имен прилагательных.
    2. Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)
    3. Как определить падеж имени прилагательного?

    Проверка

    Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

    (по падежам)

    Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний

    И.п.

    Какие?

    -ые, -ие

    Р.п.

    Каких?

    -ых, -их

    Д.п.

    Каким?

    -ым, -им

    В.п.

    Какие?

    -ые, -ие

    Т.п.

    Какими?

    -ыми, -ими

    П.п.

    (о) каких?

    -их, -их

    Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?

    (не изменяются)

    Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

    (как и в ед.ч., по падежу имени существительного к которому оно относится)

    5. Физминутка

    - Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны: верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек (Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).

    - Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны, если множественное число руки поднимаете вверх (низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами,, зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами, на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице).

    1. Первичное закрепление (работа в парах).

    - У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать.

    (Вставить и выделить окончания, определить падеж)

    За воздушными шарами – Т. п.
    О летних каникулах – П. п.
    К соседским мальчишкам – Д. п.
    Из колючих кустов – Р.п.
    С трескучими морозами – Т. п.
    До первых заморозков – Р. п.
    На музыкальных инструментах – П. п.
    По речным волнам – Д. п

    – Достаточно. Проверим по эталону.

    – Какая группа выполнила точно так же?

    - Если вы принимали активное участие в работе группы, в оценочном листе поставьте 5 баллов, если не совсем довольны своей работой в группе – 4 балла и если совсем не довольны своей работой, то ставьте 3 балла.

    - Вспомните тему нашего урока.

    – Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

    – Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

    – Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

    1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    - Оцените свои возможности и выберите уровень задания, соответствующий им.

    Уровень 1

    а) Спишите.

    На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

    б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

    Уровень 2

    а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

    Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

    б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

    Самопроверка по эталону. Самооценка.

    8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    - В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

    - На какие вопросы мы планировали ответить?

    - Сумели ли мы это сделать?

    - Оцените свою собственную работу.

    - Напишите, на оценочном листе, что вам дал сегодняшний урок и чем бы вы хотели заняться на следующем уроке:

    • Сегодня я узнал…
    • Мне еще нужно отработать…
    • Для меня самым трудным было…
    • Сегодня на уроке мне было…
    • Для меня самым интересным было…

    9. Домашнее задание: с.135-136 таблица, у.155 учеб.

    10. Оценки за урок.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Слайд 2

    Двадцать второе апреля Классная работа

    Слайд 3

    Слайд 4

    Улыбнулись сонн... березки, Растрепали шелков... косы. Шелестят зелен... сережки, И горят серебрян... росы. С.А.Есенин

    Слайд 5

    Улыбнулись сонн ые березки, Растрепали шелков ые косы. Шелестят зелен ые сережки, И горят серебрян ые росы. С.А.Есенин

    Слайд 6

    Улыбнулись сонн ые березки, Растрепали шелков ые косы. Шелестят зелен ые сережки, И горят серебрян ые росы. С.А.Есенин прил. прил. прил. прил.

    Слайд 7

    Слайд 8

    Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? И.п. стройные березы маленькие кусты Р.п. стройных берез маленьких кустов Д.п. стройным березам маленьким кустам В.п стройные березы маленькие кусты Т.п. стройными березами маленькими кустами П.п. о стройных березах о маленьких кустах Вывод: имена прилагательные изменяются по падежам.

    Слайд 9

    Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний. Вывод: И.п. стройные березы маленькие кусты Р.п. стройных берез маленьких кустов Д.п. стройным березам маленьким кустам В.п стройные березы маленькие кусты Т.п. стройными березами маленькими кустами П.п. о стройных березах о маленьких кустах

    Слайд 10

    Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам? Вывод: имена прилагательные во мн.ч. по родам не изменяются. И.п. стройные березы маленькие кусты стройные кусты маленькие кусты стройные деревья маленькие деревья Р.п. стройных берез маленьких кустов стройных кустов маленьких кустов стройных деревьев маленьких деревьев Д.п. стройным березам маленьким березам стройным кустам маленьким кустам стройным деревьям маленьким деревьям В.п стройные березы маленькие березы стройные кусты маленькие кусты стройные деревья маленькие деревья Т.п. стройными березами маленькими березами стройными кустами маленькими кустами стройными деревьями маленькими деревьями П.п. о стройных березах о маленьких березах о стройных кустах о маленьких кустах о стройных деревьях о маленьких деревьях

    Слайд 11

    Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? Вывод: как и в ед.ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.

    Слайд 12

    Слайд 13

    За воздушн ыми шарами – Т. п. О летн их каникулах – П. п. К соседск им мальчишкам – Д. п. Из колюч их кустов – Р.п. С трескуч ими морозами – Т. п. До перв ых заморозков – Р. п. На музыкальн ых инструментах – П. п. По речн ым волнам – Д. п

    Слайд 14


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в Р.п"

    Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в Р.п.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных; усвоить новую орфограмм...

    Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах(Д.п., Т.п., П.п)"

    Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах; ...

    Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Закрепление"

    Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: учить  правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах...

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема. «Род и число имен прилагательных».

    Создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смысл...

    конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

    laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

    Конспект урока русского языка «Варианты окончаний имен существительных во множественном числе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

    Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать: как...

    Конспект урока по русскому языку по теме "Окончание существительных во множественном числе Р. П." 3 класс ПНШ

    Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.Планируемые результатыПредметные: Знать окончания имен существи...