Конспект урока письма и развития речи в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
план-конспект урока по русскому языку на тему

Подгорная Татьяна Викторовна

Конспект урока письма и развития речи для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) школ VIIi вида по теме "Имя существительное. Значение в речи". Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Данный материал будет полезен учителям коррекционных школ для работы с учащимися при изучении имени существительного, при закреплении понятия "Текст". Учащиеся определяют значение имён существительных, подбирают существительные по значению, знакомятся с многозначными словами. Практикуются в умении составлять словосочение, подбирать заголовок к предполагаемому тексту по группе имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkr.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока письма и развития речи  в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида.

 Тема урока: Имя существительное. Значение в речи. Наблюдение над многозначными словами.

 

Цель: формирование  понятия «имя существительное», ознакомление  учащихся с обобщенным лексическим значением имен существительных.

Задачи:  

- обобщать знания учащихся о роли существительных в обозначении предметов и явлений окружающего мира;

- закреплять понятия «текст, тема текста»;

- обогащать лексику учащихся.

Оборудование: карточки с текстами; карточки с группами имен существительных; картинки с изображением птички овсянки, грибов лисичек, лисы, дверной ручки, ручки для письма, косы для скашивания травы, косы из волос. Возможно использование проектора, тогда все картинки, группы слов по значению выводятся на экран.1)

Ход урока

Организационный момент.

На урок все собрались!

Просыпайся! Не ленись!

Чтобы многого добиться

 Нужно хорошо учиться!

Все на парты посмотрите,

Что не нужно – уберите!

 - Сегодня мы продолжим знакомиться с именем существительным.

2) Орфографическая пятиминутка.

• Запись словарных слов под диктовку: костёр, ребята, комар, палатка, беседа.

• Проверка. Учащиеся по очереди читают слова, выделяют орфограмму.

-  Почему нужно запомнить правописание этих слов?

(Их нельзя проверить.)

- Как называются такие слова?

( Словарные слова.)

•Доказательство отнесённости каждого из записанных слов к именам существительным.

- Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?

( Обозначает предмет, отвечают на вопрос кто? или что?)

•Определение понятия «имя существительное»

-  Дополните предложение, которое написано на доске.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ _______________ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ __________? ИЛИ ____________?

3) Работа с текстом.

• Чтение текста (на карточках)

Ребята устроились на отдых у реки. Быстро поставили на берегу палатки. У горизонта догорала заря. По оврагам расстилался туман. Ребята стали собирать сучья. Скоро на берегу вспыхнул костёр.

 Словарная работа: горизонт, овраг (возможно использование иллюстраций).

• Разбор текста.

-  Докажите, что это текст.

(Состоит из нескольких предложений, которые связаны по смыслу и объединены одной темой.)

- Озаглавьте текст (обсуждение вариантов заглавия).

-  Найдите в тексте имена существительные.

- Переверните карточку. Прочитайте, что останется от нашего текста, если убрать все существительные.

-  Сохранился ли без имен существительных смысл?

- Какую роль играют имена существительные в нашей речи?

4) Наблюдение за ролью имен существительных в нашем языке.

- Как вы отличаете имена существительные от других частей речи?

-  Что обозначают существительные в речи?

• Определение значения имени существительного.

Игра «Запиши значение существительных»

ВЕТЕР, ГРОЗА, ДОЖДЬ – ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

УЧИТЕЛЬ, ДОКТОР, ПОВАР — __________________

КОШКА, КУРИЦА, ЧЕЛОВЕК — _______________

ГРУША, РОМАШКА, СОСНА — _________________

ШОРОХ, ШУМ, ГРОХОТ — ___________________

 (проверка выполнения)

• Игра «Допиши существительное»

СОБЫТИЯ: ВОЙНА, ПРАЗДНИК, РОЖДЕСТВО, МИР.

ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ: ДОБОРТА, ЗЛОСТЬ, ______________, _________________

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ: ГОРА, ПУСТЫНЯ, _____________, __________

ЖИВОТНЫЕ: ЛИСА, ВОЛК, ______________, ______________________

 (проверка выполнения).

Игра «Найди лишнее по значению»

-  Прочитайте группы существительных, найдите лишнее, определите его значение.

КУКУШКА, СНЕГИРЬ, ВОРОБЕЙ, ПЕТУХ.

СНЕГ, ДОЖДЬ, ГРАД, ЛИСТОПАД.

ЗЕМЛЯНИКА, СМОРОДИНА, КЛЮКВА, АПЕЛЬСИН.

-  Итак, что могут обозначать имена существительные?

5) Физминутка.

- Я вам буду называть слова. Если услышите существительное – присядьте, если слова других частей речи – потянитесь.

- Молодцы, садитесь!

6) Коллективная работа по составлению текста.

• Подготовительная работа.

-  Прочитайте слова, которые написаны на доске: дождь, небо, молния, гром.

-  К какой части речи относятся эти слова? Докажите.

-  Отвечают на вопросы кто? или что?

-  Что они обозначают?

- Можно ли определить по этим существительным тему текста?

- Какое заглавие будет у нашего текста? (Выбор более удачного, запись на доске и в тетрадях).

• Составление предложений с каждым из данных слов, выбор наиболее удачного, запись на доске и в тетрадях).

• Чтение получившегося текста. Проверка грамотности записанного текста.

7) Наблюдение за многозначными именами существительными.

-  Прочитайте стихотворение.

Я  СЕГОДНЯ  СБИЛАСЬ  С  НОГ-

У  МЕНЯ  ПРОПАЛ  ЩЕНОК.

ДВА  ЧАСА  ЕГО  ЖДАЛА.

ЗА  УРОКИ  НЕ  САДИЛАСЬ

 И  ОБЕДАТЬ  НЕ  МОГЛА. (С.Михалков)

ОН  ПРОСНУЛСЯ  НОЧЬЮ   ТЁМНОЙ,

БЫЛО  ТОЛЬКО  ТРИ  ЧАСА.

ОН  УЖАСНО  ИСПУГАЛСЯ,

ЧТО  УРОК  УЖЕ  НАЧАЛСЯ! (А.Барто)

-  Какой смысл имеет существительное УРОК в этих словах?

( В 1м стихотворении – домашнее задание, во 2м – занятия в школе.)

-  Слова, которые пишутся одинаково и имеют два или несколько значений, называют многозначными. Таких слов в русском языке много, например, ОВСЯНКА-каша и ОВСЯНКА – птица. (показ картинки).

• Подбор существительных, имеющих несколько значений.

- Подберите к данным рисункам существительное, которое имеет два значения, запишите это существительное в тетрадь (картинки к многозначным словам коса, лисички, ручка и др.)

- Проверьте свою работу (учащиеся называют слова, учитель под картинками вывешивает таблички) – можно использовать проектор.

- Составьте и запишите в тетрадь с этими существительными словосочетания, например, хитрые лисички, маленькие лисички, вкусные лисички.

- Давайте проверим, что у вас получилось! Каждый из вас читает по одному своему словосочетанию. (Учитель записывает словосочетания на доске).

- Смотрите, сколько интересных словосочетаний вы придумали! Молодцы!

8) Подведение итогов урока.

- Что обозначают имена существительные?

- На какие вопросы отвечают?

- Как называют существительные, которые имеют несколько значений?

- Какую роль играют существительные в нашей речи.

 

9). Выставление оценок.

10). Дом. задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...

Конспект урока по живому миру для 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ «Дикие животные: белка"

В данной работе представлен развернутый конспект открытого урока по развитию речи в 3 классе для детей с ОВЗ...

Конспект урока письма и развития речи в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему : "Употребление простого предложения".

Тема:Употребление простого предложения.Задачи:1.Повторить пройденный материал о предложении,2.формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль;3.развивать слухо...